Конфликт с мэрами муниципальных образований у иркутского губернатора начался еще год назад. Этим летом он обострился настолько, что в дело вмешались политики федерального уровня. Для нынешнего главы Приангарья Сергея Левченко это может закончиться досрочной отставкой, лишний раз подтвердив «теорию двухлетнего иркутского губернаторства», замечают политологи.
Деньги и рейтинг
Открытое противостояние Ассоциации муниципальных образований (АМО) и правительства Иркутской области началось в августе прошлого года. Тогда члены совета АМО оказались не согласны с «неактуальной» повесткой заседания регионального совета, назначенного на 16 августа, и попросили его перенести. Губернатор Левченко в ответ решил перенести заседание совета, поручив доработать его повестку с учетом «неготовности мэров к отчету».
«Надо понимать, что заседание регионального совета это не педсовет, который директор школы может в любой момент собрать. Главы городов и районов люди занятые, без весомого повода организовывать заседание, действительно, не стоило, – замечает иркутский политолог, президент Байкальского регионального фонда «Наша Сибирь» Максим Зимин.
Сам губернатор недовольство мэров назвал «эмоциональным всхлипом».
«Если это и называть конфликтом, то очень мелким. Я общаюсь со всеми мэрами, и поодиночке, и по нескольку человек. И я понимаю, что во многих муниципалитетах ситуация непростая. В целом же я думаю, что ничего сверхъестественного не происходит. Что касается повестки регионального совета, то она была заранее отправлена, заранее согласована. Понимаю по-человечески, что не все мэры хотели бы публично говорить о своих недостатках, но, как губернатор, обязан требовать, чтобы и подготовка к зиме была в срок, и другие вопросы решались. И ставить эти вопросы хоть на заседании правительства, хоть на региональном совете. Я обязан требовать и по ветхому и аварийному жилью, которое в некоторых городах (сейчас не буду называть, в каких) идет совсем плохо, а руководитель территории не приезжает на заседания правительства. Как бы я хорошо ни относился к этим людям, есть то, что губернатор обязан с них требовать. Не всегда это нравится. Ну, что делать», – пояснил свою позицию Сергей Левченко.
Эксперты уже тогда отметили, что конфликт на деле куда глубже и касается «ценностей базовых» – денег. Осенью эти предположения подтвердило развитие конфликта между правительством области и муниципалитетами в виде «межбюджетной войны». Так, в октябре 2016 года мэр Иркутска Дмитрий Бердников предложил изменить межбюджетные отношения в пользу городов на встрече с депутатами иркутского парламента.
«Глава областной столицы, конечно, поторопился с формулировками. Как вы знаете, по его проекту бенефициарами предложенного им законопроекта выступили только города области. Позабыты оказались районы, чем не преминули воспользоваться и сами «обиженные», и общий оппонент муниципалов – область, – комментируют политологи. – Тем не менее, муниципальные образования в этой «войне» получили свое: 6 декабря 2016 года Левченко предложил с начала 2017 года 30 % налога, взимаемого муниципалитетами с применение УСН, оставлять в своих бюджетах. Мэр Иркутска свое предложение, само собой, отозвал. Кому присудить эту победу? С одной стороны, можно оценить это как шаг губернатора к примирению, но на самом деле ему просто качественно выкрутили руки. Это было сделано, безусловно, из-за денег, а также в попытке откусить у главы области часть рейтинга, которого мало, как известно, не бывает».
Партия или дело личное
Следующее открытое противостояние области и муниципалитетов произошло уже весной 2017 года, когда губернатор решил вернуть иркутянам (и другим городам области) прямые выборы мэра. Как ни странно, мэры этому предложению не обрадовались.
«Нецелесообразно принимать этот документ, – заявил председатель АМО Вадим Семенов. – Нынешний областной закон, определяющий порядок выборов мэра Иркутска не имеет нареканий, поэтому нет смысла его менять. К тому же в областном центре отмечается положительная динамика и сейчас не нужны такие решения».
В вопросе реальной пользы от предложения губернатора политологи области разошлись во мнениях, однако эксперты признали, что законопроект по возврату выборов был предложен аппаратом губернатора в основном для того, чтобы упрочить его пошатнувшуюся репутацию. В итоге провести законопроект через иркутский парламент его авторам не удалось, местный обком КПРФ подал в суд, пытаясь отменить решение заксобрания. Активно протестовавшего председателя АМО Иркутской области, мэра Черемхово Вадима Семенова между тем попытались сместить с поста руководителя общественной организации.
«Чиновники областного правительства затеяли игру по дестабилизации работы ассоциации и для смены ее руководства. И все потому, что кому-то не нравится мэр Черемхово как политик и руководитель, а также некая самостоятельность и независимость во взглядах ряда других членов ассоциации. Мы будем продолжать свою деятельность, несмотря на то, что кому-то это не нравится», – заявил Семенов.
Ряд депутатов отметили, что Иркутская область этим летом стала напоминать «горячую точку», где в норму вошло постоянное политическое противостояние.
«Очередной тревожный сигнал: аппарат губернатора пытается дестабилизировать работу некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области», активно вмешивается в ее деятельность. Региональная АМО стабильно работает уже более 20 лет. То, что происходит сегодня – это беспрецедентный случай вмешательства региональной власти в местное самоуправление. Такие действия недопустимы и не способствуют стабильному развитию региона, – прокомментировал ситуацию депутат Госдумы ФС РФ, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой.
Чаепитие по-бурятски
По мнению опрошенных политологов, решение «раскачать конфликт и сместить главу АМО» было вполне во власти иркутского губернатора, но, как оказалось, не в его силах.
«До начала августа позиции у Семенова были так себе. Напомню, против него в тот момент обернулся даже Коновалов, мэр Зимы, который черемховскому мэру, по сути, обязан своим постом. Но все решило известное «чаепитие по-бурятски», когда 4 августа президент РФ Путин встретился в Бурятии с мэром маленького Черемхово, выпил с ним чаю и душевно побеседовал, а губернатор дважды не смог пробиться к Колокольцеву (глава МВД РФ Владимир Колокольцев, прибыл 20 августа в Иркутск на совещание, – прим. ред.), – рассуждает политолог Максим Зимин. – О чем это говорит? В стране, где на политические вопросы любого уровня может повлиять один-единственный президент, эта встреча может реально предвещать досрочное снятие иркутского губернатора. На фоне приближающихся выборов президента эксперты со дня на день ждут, что полетит губернаторская голова, и не одна. Так почему бы и не Левченко? Тем более, что его позиции раскачал не только конфликт с мэрами, но и печальная ситуация с пожарами в Приангарье».
Прогнозы политологов о досрочном снятии иркутского губернатора косвенно подтверждает еще одна любопытная теория «двухлетнего губернаторства в Иркутской области».
«Насколько я помню, Сергей Шмидт подсчитал, что «срок правления иркутских губернаторов» в среднем оказывается вдвое меньшим установленного срока и, как правило, не превышает двух лет», – замечает Зимин. При этом коммунист Сергей Левченко свою победу над единороссом Сергеем Ерощенко отметил почти два года назад – в сентябре 2015 года.
Сам Сергей Шмидт, доцент исторического факультета Иркутского государственного университета, политолог, отмечает, что мог говорить только о трехлетнем сроке на посту главы региона и вовсе не у всех иркутских губернатров.
«Три иркутских губернатора ушли досрочно с поста – Александр Тишанин, Дмитрий Мезенцев и Сергей Ерощенко. Все трое через три года после назначения», – напоминает Шмидт.
К слову, свой прогноз скорого ухода главы областного правительство опрошенные эксперты объясняют еще и тем фактом, что поведение губернатора заметно копирует действия предыдущего главы региона Сергея Ерощенко накануне поражения.
«Если мы вспомним обстановку в регионе, когда перед прошлыми выборами Сергею Владимировичу Ерощенко Путин посоветовал не ходить в губернаторы: «Вам это не надо», и обратился к нему «Сергей Иванович», на ум идет недовольство тех же муниципалов откровенным навязыванием своих кандидатов со стороны области. В общем-то, большая часть тех, кто голосовал «против» Ерощенко, протестовали против активного насаждения мэров и глав районов из числа приближенных к власти «единороссовцев», – вспоминает Зимин. – Левченко тогда сыграл как раз на этой мозоли, в своем обращении к муниципальным служащим пообещав не навязывать политических перестановок. А что мы видим сейчас? Я говорю о скандальном приезде Левченко в Шелехов в середине августа, там он публично поддержал своего протеже Гоголева. Где это видано, чтобы губернатор накануне выборов прилюдно желал успехов «зеленому» кандидату, которому еще 30 лет не исполнилось, и который еще никак себя в политике не проявил?»
Сами шелеховчане уже провели параллель между действиями нынешнего и предыдущего губернатора.
«Ерощенко как раз с Шелехова начинал свою пресловутую муниципальную перезагрузку. Он точно так же поддерживал тогда кандидата, нынешнего мэра Максима Модина. Сделал все, чтобы по суду сняли лидера гонки Владимира Алексеева. Сегодня по иску технического кандидата, вашего протеже Александра Гоголева, пытаются снять нынешнего лидера, кандидата от «Единой России» Сергея Липина. Когда вы избирались губернатором Иркутской области, в обращении к муниципальным служащим писали: «Под лозунгом муниципальной перезагрузки полным ходом идет зачистка территории ради встраивания в коррумпированную вертикаль областной власти. Теперь любой мэр, чтобы иметь право служить своим землякам, обязан получить ярлык на княжение от губернатора». Почему сейчас вы делаете то же самое?» – обратился к губернатору Левченко шелеховчанин Виталий Шахназаров в письме, подписанном другими жителями города.
«Зачем Левченко именно сейчас махать красной тряпкой перед лицами политических оппонентов? Почему он не боится настроить против себя избирателей? Вероятно, он уже понимает, что это его последний срок, который к тому же истечет досрочно. Поэтому пытается сделать максимум возможного для своих, «красных», – рассуждают местные политологи. – В какой-то степени его действия можно сравнить с поведением камикадзе».