Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

Бездорожье для квадроциклов. Жители Ольхона возмущены постоянными нарушениями со стороны туристов

Нарушитель в районе Песчаной на севере Ольхона
Нарушитель в районе Песчаной на севере Ольхона

Этим летом резонансной стала тема ремонта единственной дороги на байкальском острове Ольхон. После вопроса, заданного на прямой линии с президентом, федеральные власти разрешили провести трассу до центра острова – в поселок Хужир, несмотря на запрет капитального строительства на территории нацпарка. Жители острова возмущены тем, что добиваться нормальной дороги им пришлось больше пяти лет, при этом туристы продолжают разбивать остатки старой трассы запрещенными в Прибайкальском парке квадроциклами, нередко выезжая и в самые заповедные места острова – на север. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Стиральная доска вместо дороги

Сейчас дорога на Ольхоне – от паромной переправы на юге острова до самого крупного поселка Хужир в его центре – больше напоминает стиральную доску. С трудом этот маршрут проезжают все – «дикие» туристы на собственных авто или велосипедах, «организованные» группы на сетевых маршрутках или «полуорганизованные», что едут только до Хужира на авто иркутских перевозчиков.

Мало кого такая ситуация радует. Но даже экологи, которые сетуют на резко выросший поток туристов в Прибайкальский национальный парк на острове, признают, что проблема не в туризме, а в его организации.

«Понятно, что местным жителям заработок на туристах очень важен. Для экономического развития территории туризм, несомненно, большое благо. Но надо же его правильно организовать, – замечает иркутский эколог, кандидат биологических наук Виталий Рябцев. – Пока мы наблюдаем, как по стиральной доске, в которую превратилась дорога Ольхона, одна за другой едут маршрутки, до отказа забитые туристами. Без ремонта – если не ошибаюсь, дорогу уже больше пяти лет не корректировали – трасса становится все хуже, в итоге вокруг основной дороги водители прокладывают свои собственные «тропки». Со временем последние превращаются уже в полноценные дублирующие трассы, живность уходит все дальше, а нередко с острова и вовсе исчезают отдельные виды».

Корреспондент «ФедералПресс» лично убедился, что даже в будний день поток туристов от паромной переправы до Хужира движется практически непрерывно, «дублирующие» дороги по полям справа и слева от «основной» тоже забиты маршрутным и личным транспортом. Абсолютно довольными этим обстоятельством выглядят, пожалуй, только водители ольхонских маршруток. Некоторые признаются, что специально приезжают на лето подработать на маршруте Иркутск – Хужир из соседних регионов – Красноярского края, Забайкалья. А вот местные жители, как ни странно, в обилии туристов видят не только плюсы.

Поток туристов на север Ольхона

«Денег, конечно, стало намного больше, но и забот прибавилось. Я сейчас не о том, что все заработанное уходит на строительство новых туристических домиков, а о природе острова. Некоторые «забывают» мусор: вон видите палаточный городок у озера, когда очередной «лагерь» оттуда уезжает – остаются горы мусора. Хотя, казалось бы, по всему острову натыкали мусорных контейнеров. Их немного пока, правда, но на машинах же можно пакет довезти. Твой же мусор, почему не увезти?! – недоумевает владелица небольшой турбазы на озере Ханхой в западной части острова Марина Б. – В итоге нам, окрестным жителям, приходится все убирать. Работы, конечно, прибавилось, но это хоть своими силами поправить можно. А то, что дорога от массы машин совсем в упадок пришла? Или то, что две-три новые дороги поперек пастбищ или через лес проторили? Это уж мы сами никак не поправим».

Собеседники говорят, что хоть им и неловко признавать, но от местных туристов проблем возникает больше, чем от иностранцев.

«Вот все ругают толпы китайцев, заполонивших Байкал, но, во-первых, местные жители, организованно везущие их на тот же север, к мысу Хобой, делают это продуманно. Стоянки у них всегда в отведенных для этого местах, а за тем, чтобы туристы не оставляли мусор, следят водители. Вопросы вызывает в основном поведение самостоятельных туристов, особенно тех, кто приезжает на своих авто, – рассуждает Рябцев. – Они заезжают вглубь острова на своих внедорожниках, места для стоянок выбирают на свой вкус, не считаясь ни с живностью Ольхона, ни с ее почвами. Я сейчас про хаотичную езду по песчаным пляжам или шумные стоянки в немногочисленных лесочках острова, где скрываются осторожные звери и птицы».

Экологи считают, что как раз самостоятельные поездки на машинах на севере острова – за поселок Хужир – лучше бы запретить окончательно. Однако не все видят смысл в запретах, поскольку даже существующие предписания туристы отказываются исполнять.

«Тайный» ввоз

С начала апреля администрация ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» запретила на землях Прибайкальского национального парка движение квадроциклов и другой техники, способной передвигаться вне дорог общего пользования, поскольку они наносят значительный ущерб почве и животному миру.

«Общий вред, уже нанесенный хрупкой природе Ольхона, колоссален. По оценкам государственного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка, ущерб почве и животному миру острова из-за несанкционированной прокладки дорог достигает 2,85 миллиарда рублей. Не исключено, что на деле он еще больше, – признавалась член штаба ОНФ в Приангарье, глава общественного проекта «Ольхон – территория развития» Эльмира Семенова. – Вред оценили по методике министерства природных ресурсов России, в качестве материалов специалисты использовали данные лесоустройства на территории Прибайкальского национального парка, топографическую карту и итоги дешифрирования космоснимков высокого разрешения. Расчет провели по 406 участкам дорог Ольхона, протяженностью почти в 565 километров. Постоянному негативному воздействию авто на острове подвергается площадь в 1,7 миллиона квадратных метров. Из-за поездок вне дорог общего пользования почва от уплотнения и порчи протекторами повреждена на глубину составляет до трех сантиметров. В степях Ольхона необратимо гибнут эндемики острова».

Под запрет в нацпарке попали любые квадроциклы, кроссовые мотоциклы, питбайки, снегоболотоходы, трициклы и багги. Штраф за нарушение запрета составляет три-четыре тысячи рублей. Активисты ОНФ объявили эту меру победой в борьбе за сохранение природы побережья Байкала, и в частности острова Ольхон. Однако местные жители, экологи и просто наблюдатели за минувшее лето успели убедиться в том, что победа объявлена поспешно – упомянутые квадроциклы по-прежнему бороздят земли острова, даже в самой его заповедной части – на севере.

В этом «ФедералПресс» пришлось убедиться лично: квадроциклы курсируют по всему острову, а в поселках Ольхона значительно увеличилось число прокатных точек, открыто предлагающих запрещенный транспорт в аренду. Одна из них работает в центре Хужира, прямо по соседству с офисом инспекции национального парка, где туристы приобретают билеты для входа и въезда на территорию Прибайкальского парка.

В самом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» этот факт не отрицают и сообщают, что с предпринимателями, сдающими в аренду квадроциклы, «провели разъяснительные беседы». Сами бизнесмены заявили, что их клиенты катаются только по поселку и с границы нацпарка сразу разворачиваются. В гостехнадзоре Приангарья также похвастались, что число квадроциклов на острове снизилось за лето 2017 года на 70 %. Опергруппа «Заповедного Прибайкалья» за целый месяц выявила лишь трех нарушителей, ездивших по нацпарку.

Между тем, корреспонденту «ФедералПресс» только за три дня, проведенные в нацпарке (на севере острова), удалось встретить пятерых нарушителей на квадроциклах и еще одного – на кроссовом мотоцикле. Примечательно, что весь запрещенный транспорт эти туристы привезли на специальных прицепах к авто.

В заповедные места Ольхона запрещенную технику туристы ввозят на прицепах

«В этом-то и дело! Катать квадрик на прицепе тут не запрещено, таким способом они и пересекают границу, – сообщает один из инспекторов на въезде в заповедную зону. – Да понимаю я, зачем он его привез. Не побегу же я за ним и не буду следить, когда же он снимет квадроцикл с прицепа, сядет и начнет нарушать. Нас мало, а туристов много, за всеми не угонишься». Однако от предложения пойти прямо сейчас и поймать конкретного «квадроциклиста» в двухстах метрах от КПП собеседник отказался. Посетовал, что бензина мало.

«Я тоже это не раз наблюдал. Думаю, проблема в небольшом штате сотрудников и низких зарплатах инспекторов. Туда идут не ответственные знающие люди, прошедшие специальный отбор, а любой, кто согласился работать за предложенные копейки, – сетует эколог Виталий Рябцев (в прошлом замдиректора по науке Прибайкальского нацпарка). – В итоге, что мы уже наблюдаем? Визитная карточка Ольхона – белоголовые орлы – исчезли с острова. Птицы просто не вынесли такого шума».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.