Политика
Москва
12 сентября 2017, 09:35 0
Редакция «ФедералПресс» / Георгий Дудаев, Алексей Вахрушев

Результат привязали к явке. Новая политическая реальность России

Интригой губернаторских выборов, которые прошли 10 сентября в 16 регионах страны, была не фамилия победителя, а условия победы – явка и процент голосов за лидера. Политологи задолго до единого дня голосования утверждали, что главные кандидаты обеспечат себе высокий результат при низкой явке. Прогноз не оправдался: отличительной чертой «Выборов без выборов» стала формула «Высокая явка = высокий результат». Главные выводы кампании 2017 – в материале «ФедералПресс».

Принцип «сушки» явки, которого много лет придерживались власти на выборах всех уровней, дал сбой. «Высокая явка = высокий результат» – новая реальность внутриполитической жизни страны, показало исследование «Института стратегических коммуникаций и социальных проектов», проведенное по заказу «ФедералПресс».
Анализ 16 кампаний позволяет утверждать, что высокий процент явки обеспечил высокий результат главного кандидата, подчеркивают авторы исследования. Средний показатель явки по стране составил 40,5%, а средний результат главного кандидата – 75%.

Мордовия, Белгородская область, Саратовская область, Марий Эл, Пермский край, Бурятия – регионы-лидеры по явке на прошедших губернаторских выборах. Показатели, близкие к этим, наблюдаются в Бурятии у Алексея Цыденова. Явка в регионе составила 41%, проголосовало за него 87% избирателей. В Пермском крае на избирательные участки пришло 42,5% избирателей, а главный кандидат Максим Решетников победил с результатом в 82%. Похожая картина наблюдается и в Марий Эл. Там явка составила более 43%, а процент победителя 88.

Политолог Дмитрий Журавлев убежден в том, что для повышения явки на безальтернативных выборах врио использовали старые и проверенные методы – использовали административный ресурс и подтянули бюджетников на избирательные участки. «В данном случае речь идет о бюджетниках. Они всегда голосуют за главных кандидатов. Их подтянули в том смысле, что организовали их приход. У наших людей все-таки логика не первый год сложилась: «Давайте мы за вас проголосуем, а вы от нас отстанете», – отмечает Журавлев.

На команду технократов сработало не только отсутствие конкуренции, но и эффект новизны. Тем более, что они сами были заинтересованы в повышении явки. Это было заметно на примере Калининградской области, Пермского края, Марий Эл. «Что касается Калининграда, Пермского края, Марий Эл, здесь сказался эффект новизны. Во-первых, врио, несмотря на то, что шел сигнал со стороны федерального центра не обеспечивать явку любыми методами, все-таки работали на повышение явки. В Пермском крае это было заметно. Там на протяжении нескольких месяцев шла работа со всеми целевыми группами населения», – заявил «ФедералПресс» директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

Анализ «ФедералПресс» показывает и обратную зависимость. В тех регионах, где наблюдалась низкая явка, победа главного кандидата менее убедительна. Так, например, в Томской области явка составила всего 25% при победе Сергея Жвачкина в 60%. Это самые низкие показатели по стране. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин также не преодолел барьер в 70% при явке на уровне 27%. Довольно низкие, по сравнению с остальными, результаты главы Карелии Артура Пафренчикова: явка – 29% и 61% процент голосов.
«Карелия – зона очень серьезного электорального риска. Там процессы гораздо менее управляемы, чем в Рязани и в Перми. Что касается Новгородской области, Никитин следовал указаниям центра не повышать явку. У него была возможность это сделать, но он совершил более продуктивный ход и сосредоточился на формировании консенсуса с местными элитами», – отмечает Павел Салин.

9ff77c43747603421a4b57c1b546462c.jpg

Есть и территории аномальной электоральной активности, которая своими результатами по явке и проценту выбивается из графиков. Традиция очень высокой явки сложилась в Мордовии еще при губернаторстве Меркушкине, и там, по мнению, политтехнолога Дмитрия Фетисова, оппозиционное поле зачищено, а политическая жизнь рутинна и однообразна. Но такие аномальные показатели несут в себе риски в преддверии президентских выборов, убежден эксперт. «Мне кажется, была определенная стратегическая ошибка со стороны Волкова. Уж слишком высокий результат. С учетом того, что у нас есть неформальная традиция, когда президент все-таки набирает больше всех, вопрос с такими результатами Волкова тонкий. Наверное, Волкову надо было самому себе оппозицию создавать для того, чтобы понизить свой результат», – отмечает Фетисов.

«Высокая явка = высокий результат» – формула для России новая. В предыдущие годы ситуация была несколько иной. Анализ предшествующих выборов губернаторов в этих 16 регионах показывает другие связи между явкой и результатом. К примеру, в Марий Эл на прошлых выборах губернатора в 2015 году также наблюдалась высокая явка. Но результат победителя был совсем не таким убедительным. При явке в 47% кандидат от Единой России Леонид Маркелов набрал всего 56% голосов. В Пермском крае последние выборы главы региона проходили в 2000 году. Явка на уровне 48% заставила понервничать главного кандидата Юрия Трутнева. Он набрал 51% голосов, в то время как его ближайший преследователь Геннадий Игумнов – 35%. В Саратовской области, которая в этот раз показала неплохие показатели по явке и проценту победителя (54% и 74% соответственно), на прошлых выборах в 2000 году картина была более скромной. Несмотря на то, что выборы также были фактически безальтернативными, при очень высокой явке в 75% результат главного кандидата Дмитрия Аяцкова составил 67%. Сегодня Аяцков с таким результатом был бы одним из аутсайдеров среди победителей.

Эксперты убеждены в том, что нынешняя зависимость между высокой явкой и высоким результатом главного кандидата является следствием небывалой безальтернативности выборов. «Дело не только в политтехнологиях. У всех врио отсутствовали серьезные конкуренты. Логична закономерность, что повышение явки ведет к повышению результата. Там, где врио смогли обосновать необходимость повышения явки, там, где их призыв идти на выборы услышали избиратели, политтехнологии имеют место», – заявил «ФедералПресс» Дмитрий Фетисов.
Открытым остается вопрос переноса новой концепции на главные выборы 2018 года.

Теги
выборы
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1