Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

«Встают новые вызовы». Екатерина Сибирцева о цифровизации школ, поборах и дефиците кадров

В сфере образования только удалось выполнить майские указы президента и обеспечили детскими садами всех детей от трех лет, как появилась новая задача — к 2025 году перевести школьников страны на односменную систему обучения. Реализация программы требует немедленного создания дополнительных учебных мест, а это — строительство новых объектов. При этом решение старых вопросов, таких как, нелогичное распределение мест в учебные заведения, когда дети из одной семьи вынуждены посещать разные детские сады, — тоже никто не отменял. Еще одной темой для раздумий стал стремительно растущий интерес школьников к гаджетам и снижение вовлеченности учеников в образовательный процесс при использовании стандартных схем обучения. Чтобы ответить на этот вызов времени в некоторых школах Екатеринбурга стартовал пилотный проект обучения при помощи планшетов. Справится ли столица Урала со всеми поставленными задачами, почему родителям учеников приходится оплачивать охрану в учебных заведениях и «жертвовать» средства в школьные фонды — ответила в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» начальник департамента образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева.

- К 2025 году все школы должны перейти на односменную систему обучения. Для этого нужно создать десятки новых мест. Получится ли реализовать программу в Екатеринбурге в срок?

- В июне 2016 года начала действовать муниципальная программа по созданию новых школьных мест. Нашей задачей в соответствии с этой программой является открытие к 2025 году 70 000 мест. В этом году у нас только первоклассников было 18 600 человек.

Любое создание новых мест возможно тремя путями: строительство объектов, реконструкция существующих зданий и возведение пристроев. Конечно, места освобождаются, создаются дополнительные, открываются новые образовательные учреждения: в прошлом году это была школа № 23, в этом году у нас появилась гимназия № 39, скоро запустится вторая очередь школы № 23, появилась школа новая в поселке Мичуринский (центр образования — школа и детский сад), запустилась начальная школа в поселке Рудный, вступило в действие новое здание школы № 29 в Железнодорожном районе (дополнительное здание для начальной школы). Достаточно много объектов у нас появилось в этом году в сети образовательных организаций и очень отрадно, что в двух общеобразовательных учебных заведениях, которые были до этого закрыты (школа № 1 в Верх-Исетском районе и школа № 80 на улице Калинина), начались строительные работы. Если финансирование будет продолжаться теми же темпами, то мы достаточно быстро введем эти объекты в сеть.

- В гимназии № 9 реконструкция прошла, но внешне учебное заведение не изменилось. Почему?

- Внутри школы произошли колоссальные изменения. Гимназия — памятник архитектуры федерального значения и, например, перестраивать лестничные пролеты, проемы, стены было нельзя. Но в школе появилось три новых пространства: хореографический, актовый и лекционные залы. Также появился дополнительный пристрой, который замкнул здание: оно было в форме группы «П», сейчас оно квадратное. Пространство там изменилось очень сильно.

- Почему в школе № 1 также не провели реконструкцию, а решили построить новое здание?

- Здание школы № 1 было в таком состоянии, что его нельзя было эксплуатировать и сохранять его не имело смысла. Существовал большой износ, и строение не имело такой архитектурной ценности, как девятая гимназия. Поэтому приняли решение освободить площадку под новое здание.

- При существующем бесплатном образовании в школах всегда возникают платные дополнительные услуги. Иногда происходят споры, что суммы, которые нужно сдать, не все родители могут себе позволить. Ремонт класса, профессиональная охрана в школе… Получается, что косвенно услуги какие-то являются платными. С этим как-то борются?

- Давайте разберемся, что сегодня финансируется государством, а в какой части возможно привлечение средств других источников, в том числе родителей. Государство сегодня финансирует систему образования, как в детских садах, так и школах, в полной мере: и охрану учреждения, и обеспечение учебного процесса. Вопрос лишь в том, в какой степени. Сегодня в большинстве школ поставлены системы контроля и доступа (турникеты, пропускные карты), есть в штатном расписании гардеробщицы, вахтеры и сторожа. Поэтому если школе и родителям хватает тех условий, которые созданы, то заводить охрану или вводить какие-то дополнительные услуги не обязательно. Но с другой стороны, физическая охрана, когда в учреждении работает один или несколько охранников в течение дня, направлена на помощь в контроле доступа и пресечение конфликтов между детьми, если они возникают. Поэтому многие родители собирают деньги на охрану или школа каким-то образом этот процесс инициирует самостоятельно за счет своих внебюджетных источников и оплачивает охрану со счета общеобразовательного учреждения. Вопрос, откуда эти внебюджетные источники берутся: либо это заработанные школой деньги от платных услуг, если такие присутствуют, либо это те деньги, которые пожертвовали родители на организации этой деятельности. Это совершенно законный механизм, если родители такое решение приняли.

Родители часто спрашивают, почему государство сегодня не может нести эту нагрузку. На самом деле, наверное можно было бы что-то подобное предпринимать, мы же вводим в штатное расписание сторожей, гардеробщиков, вахтеров и так далее. Но организация лицензионной охраны — это более дорогое мероприятие, чем если бы содержали одну бабушку или сторожа. Муниципалитет мог бы взять на себя эти обязательства. Но возможности бюджета ограничены: если мы будем всех охранять, тогда надо говорить о том, что мы эти деньги направили сюда, а не на строительство новых школ. Потому что средств в муниципалитете всегда меньше, чем хочется. Здесь вопрос приоритетов: сегодня у нас нет возможности содержать ЧОПы в каждой школе за счет государства, поэтому такая ситуация и возникает, что приходится обращаться к родителям.

- Есть школы, которые не пользуются услугами частных охранных предприятий на территории Екатеринбурга?

- Есть, в основном они расположены в сельских территориях. Там все друг друга знают, и проходимость маленькая. А когда школы находятся в центре города, те же самые «девятка», «двойка», № 104, где большая проходимость народа и высокая террористическая угроза, там, наверное, физическая охрана нужна.

Также с уборщиками, если штат в школе укомплектован, то привлекать и дополнительно оплачивать клининговые компании смысла нет. С другой стороны, в школе Мичуринской мы впервые вывели уборку на аутсорсинг. Посмотрим, как это пройдет. Если успешно, то мы сделаем предложение другим школам, чтобы в размере того фонда, который выделяется на уборщиков, мы смогли осуществить работу клининговой компании.

- Продолжая тему сборов денег в образовательных учреждениях… я слышал случай, когда родителям воспитанников детского сада пришлось покупать стиральную машину.

- Это лишнее, потому что стиральная машина должна быть в детском саду. И мало ли кто что захочет, сначала надо выяснить, что имеет садик. Более того, родители сегодня могут получить любую информацию о том, как финансируется образовательная организация: на сайте любой школы и садика размещен план финансово-хозяйственной деятельности, где есть все статьи, как доходы, так и расходы. Другой вопрос в том, что у нас существует идеологическая проблема. Все взносы расцениваются, как поборы, но ведь средства, которые собирают, например, родители на организацию мероприятий внутри класса, -это нормально. Никто бесплатно работать не будет: ни театр, ни музей, ни зоопарк. Это нормально, когда мы детей за свои же деньги водим на какие-то культурные мероприятия. Конечно, хотелось бы чтобы эти вопросы решались коллегиально, но собрать родительское собрание в школе — это как собрать собрание собственников жилья в ЖКХ: также всегда присутствует разность мнений, но к консенсусу приходить надо.

- По закону принимать деньги от родителей школы могут?

- Вообще законы России не запрещают школам заниматься внебюджетной деятельностью, в том числе сбором пожертвований. Только это должно быть сделано правильно. Во-первых, это безналичный расчет, никакие деньги педагоги или директор учебного заведения собирать не могут. Во-вторых, это должно быть организовано абсолютно на добровольной основе. Квитанции, которые выдаются, не должны содержать никакой конкретной или фиксированной суммы.

На самом деле в мире практика меценатства вполне уместна. Я была в немецких школах, там, например, возле кабинета висит табличка «отремонтировано на средства класса». Это нормально, и ни у кого не вызывает каких-то возражений. В американской частной школе я видела дорожку, вымощенную из кирпичей, подписанных фамилиями людей. Мне сказали, что эти люди приобретали кирпичи на благотворительном аукционе по 2 000 долларов за штуку. Это при том, что они еще по 30 тысяч ежегодно отдают за обучение детей в этой школе. У нас же порой из-за каждой копейки поднимаются скандалы. Конечно, было бы хорошо, если бы все финансировалось государством полностью, но к сожалению, бюджет один, а запросы другие, и не всегда выходит, что желания совпадают с возможностями.

- Что происходит с жалобами родителей на поборы, которые поступают в департамент образования Екатеринбурга?

- Мы отслеживаем все жалобы и по каждому поступившему к нам факту ведем проверки. Если факт подтверждается, то наказываем руководителей: объясняем что так делать нельзя. Какие-то вопиющие случае, разумеется передаются в надзорные органы. У нас более 600 зданий, хозяйство большое, бывает всякое. Мне кажется, что к этому вопросу всем нужно относится спокойнее: есть возможность-помогите, нет — скажите, что не можете помочь этим, но поможете другим. Например, готовы вымыть окна, провести мероприятия с детьми.

- Давайте поговорим о размещении детей в детские сады. Сейчас все говорят, что в три года ребенок гарантировано должен получить детский сад. Чтобы избежать какую-то коррупционную составляющую система распределения мест в дошкольные образовательные учреждения полностью автоматизирована, но она часто приводит к каким-то казусным результатам. Например, одному близнецу садик достается на Шувакише, а другому — в центре Железнодорожного района.

- Во-первых, у нас сеть очень неравномерно расположена, и в локальных микрорайонах просто не хватает мест. Наиболее острые точки — это Академический, Широкая речка, Чкаловский. Мы предоставляем места, но родителям приходится возить детей достаточно далеко. Конечно, не всем это удобно, и кто-то от мест отказывается. Поэтому ответственным родителям могу адресовать такой месседж: при покупке квартиры в новом районе не надо слушать уверения застройщика, что есть детский сад во дворе. На самом деле, если родители подойдут к нам в департамент образования Екатеринбурга, то узнают, что в этом детском саду свободных мест нет, и все группы заполнены.

Второй вопрос, который мы сегодня не можем разрешить без вмешательства законодательных органов, — это ситуации, похожие на ту, что вы рассказали. У нас нет приоритета при зачислении детей из одной семьи в один детский сад: если в дошкольное учебное заведение ходит старший ребенок, мы не можем предоставить младшему первоочередное зачисление в это же учреждение. С точки зрения закона все дети равны.

- Повлиять на эту ситуацию пытались?

- Мы обращались в гордуму Екатеринбурга, после чего инициатива депутата Дмитрия Сергина была озвучена на заседании Законодательного собрания области: это предложение о внесении изменений в закон об образовании в Свердловской области и ряд других локальных региональных актов, определяющих социальные льготы для отдельных категорий граждан. Это касается инициатив зачисления в школы и детские сады детей, у которых старшие братья и сестры учатся здесь. То же самое касается близнецов и детей-инвалидов, детей, родители которых инвалиды. Еще одна инициатива, которую мы предлагали внести — это приоритетное зачисление в детские сады детей сотрудников этих садов. Потому что когда нянечка должна своего ребенка отвести в один детский сад, а потом бежать на работу к 7-30 в другой, — это очень сложно. Но депутаты Законодательного собрания наши инициативы не поддержали: нам выдали заключение о том, что предложения направили на уровень Федерации. Будем надеется, что народные избранники к нам прислушаются. Потому что обращения граждан именно на эту тему составляют львиную долю всех.

 

- Еще одна проблема в сфере образования Екатеринбурга — дефицит кадров. В центре занятости сейчас 89 открытых вакансий учителей. Почему так много?

- Эта проблема неизбежна. Если у нас вводятся в строй несколько тысяч новых мест в год, они должны быть обеспечены кадрами. Если у нас в Академическом открылось 16 первых классов, понятно, что нам необходимо найти учителей на каждый класс. Наличие вакансий не говорит о том, что дети находятся без педагогов, они все с учителями, но эти педагоги работают с перегрузкой. И большинству руководителей школ, конечно, хотелось бы разгрузить своих учителей, чтобы нагрузка педагога составляла не 36 часов (максимально допустима трудовым кодексом), а 24 часа. Потребность в кадрах у нас присутствует: в основном нужны учителя начальных классов, преподаватели русского, литературы, математики, иностранных языков. К счастью, на нашей территории есть педагогический университет и мы с ним работаем. В этом году начали реализовывать совместную программу целевой подготовки кадров: когда лучшие студенты отбираются, проходят профподготовку в школах, детских садах и к концу четвертого курса ребята уже четко понимают, куда пойдут работать.

- На встрече врио губернатора Евгения Куйвашева с профсоюзами представительница из Полевского заявила, что у молодых педагогов, начинающих работать в школах, сейчас высокие требования к условиям труда. Например, многие просят предоставить муниципальное жилье. Какие запросы у педагогов Екатеринбурга? Тоже просят жилье?

- Процент молодежи, которая идет на работу в школы, ежегодно составляет всего 3 -5 % от всех кадров. Хотелось бы больше. Бывают отдельные случаи, когда у муниципалитета есть возможность предоставить жилье из маневренного фонда, но это, как правило, не очень на долгий срок и существенно ситуацию не улучшает. Увы, этот механизм не является особо мотивирующим для молодых педагогов. Наверное здесь необходима какая-то региональная программа предоставление жилья на льготных условиях или льготная ипотека. Иначе мы, конечно, жильем молодых специалистов не обеспечим. Пока единственные меры поддержки, которые мы от себя можем дать, - это то, что у нас в положении об оплате труда внесены материальные стимулирующие выплаты. Они выплачиваются за то, что у нас на работу пришел молодой специалист.

- Многие отмечали, что с 1 февраля, когда открывается сайт госуслуг и есть возможность выбрать школу для своего ребенка, портал падает. На городских форумах начинает обсуждаться вопрос коррумпированности. Почему так происходит? Слишком много желающих и сервер не выдерживает или есть другие причины?

- Когда одна семья с четырех устройств заходит и формирует эти запросы, причем постоянно, сервер это воспринимает как ДДОС атаку и выходит из строя. Поэтому здесь нужны другие механизмы регулирования потоков обращений. Мы эти вопросы тоже обсуждали и с прокуратурой и в Законодательном собрании Свердловской области. К сожалению наше законодательство такое, что не позволяет нам установить разные сроки для приема документов: например, с первого февраля - для детей по постоянной прописке, а с первого марта - по временной. В этой ситуации мы бы каким-то образом смогли развести поступающие потоки. А вообще вопросы с временной регистрацией и приравнивания ее статуса к постоянной, мне кажется, должны быть решены уже на федеральном уровне.

Конечно, свободы передвижения никто не отменял, но тем не менее гарантии у детей, которые давно проживают на территории, относящейся к конкретной школе, тоже должны быть.

- Расскажите об эксперименте с вводом электронных носителей «Ростеха» в некоторые учебные заведения Екатеринбурга. Если программа покажет хорошие результаты и докажет, что с гаджетами школьники учатся лучше, новые устройства придется приобретать? И главный вопрос — кто их будет покупать?

- Нам предложили вступить в эксперимент абсолютно безвозмездно на год и мы решили попробовать.

Я не могу судить о качестве данных планшетов, пока мы их не опробуем их в школе. Если мы через год поймем, что для учителя это сложно, а для ребенка неинтересно, и это ухудшает учебный процесс и дает отрицательные результаты, то мы просто вернем планшеты «Ростеху» и пусть они с ними делают, что хотят. То, что «Ростех» хочет на этом эксперименте сделать себе имя, то пусть делает: собирает предложения, улучшает устройства. Если компания безвозмездно пожелает потом передать планшеты школе мы подумаем, если за деньги, то это будем решать не мы, а уровень субъекта финансирования. В муниципалитете средств на закупку этих планшетов не предусмотрено и приобретать их мы не планируем. Мы взяли устройства только для проведения эксперимента. Они есть далеко не во всех школах, а там, где выбраны определенные программы для тестирования. Есть ученики, кто по этим же программам работает без планшета по учебнику и те, кто использует устройство. В конце года мы проведем тестирование и поймем, у кого лучше качество знаний. Если планшеты нам каким-то образом помогут, значит скажем «Ростеху»: «Молодцы, давайте нам еще, но только бесплатно». А если результат будет отрицательный — вернем все обратно. Еще нужно через пол года опросить ребят, которые пользуются этими планшетами, и учителей, есть эффект или нет его. Мне кажется, что такой эксперимент проходит в Екатеринбурге и Свердловской области- это ведь неплохо само по себе. Вдруг получится что-то хорошее.

- Как лично вы относитесь к использованию гаджетов в образовании?

- Детям в любом случае интересно работать с гаджетами, но устройства устаревают за год. Поэтому в этом вопросе гонка за последними моделями неуместна. Вообще я считаю, что учебно-методические комплекты сегодня должны быть устроены таким образом, чтобы они воспроизводились на абсолютно любом устройстве, которое есть практически у каждого ребенка. Тем не менее вся эта цифровизация и гаджетизация школы -процесс непростой и он тоже требует системного подхода. «Ростех» хотя бы продемонстрировал этот системный подход, пусть даже на основе американской разработки они сделали это устройство.
Сегодня все учебники имеют цифровую версию, электронный аналог, который присутствует в каждой школе. Но когда мы окончательно перейдем к цифре — неизвестно. Все-таки мы привыкли к бумажным книжкам и не торопимся от них отказываться.

- В прошлом вы классный руководитель, передовой педагог, затем директор гимназии, сейчас — руководитель большого хозяйства. Где и кем вам нравилось работать больше всего?

- Наступают моменты, когда перед тобой встают определенные новые вызовы и возникает вопрос оставаться в зоне комфорта или двигаться дальше. Пока я выбрала путь движения. Надо сказать, что самый лучший мой период работы был связан со временем, когда я была учителем. Потому что невозможно ничем заменить ту благодарность, которую ты видишь в глазах детей. Я всегда рада, когда ко мне приходят мои выпускники. Это было самое значимое время в моей жизни, хотя я и сейчас считаю себя счастливым человеком: у меня чудесная семья и хорошая работа.

- О политической карьере не задумывались?

- Не очень себя вижу в этой роли. Другой вопрос, что нам нужно искать единомышленников, которые будут помогать продвигать идеи. А уже вместе и в команде мы должны сделать что-то большое и хорошее.

Фото: Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.