Top.Mail.Ru
Политика
Севастополь
0

Севастопольский Ла-Манш: реально ли проложить тоннель под бухтой

В Севастополе решили реанимировали идею соединения южной и северной части города. На этот раз речь не о мосте, а о подводном тоннеле, который по мнению местных властей можно построить за 5 миллиардов. Президент России ждет от губернатора обоснования, а ученые уверены, что проект можно реализовать без ущерба для экологии, если правильно просчитать технико-экономическое обоснование. Наблюдатели также склонны считать, что это, в первую очередь, инфраструктурный, а не политический проект. Все подробности – в материале «ФедералПресс».

Вчера на встрече президента с вновь избранными главами субъектов губернатор Дмитрий Овсянников предложил Владимиру Путину идею проложить тоннель по дну Севастопольской бухты, в ответ глава государства поручил проработать проект и доложить ему. Жители северной стороны города это заявление встретили на ура. Ведь географически они отрезаны от города, и в штормовую погоду или во время учений Черноморского флота рейд перекрывается. В этом случае единственная возможность добраться в центр – на машине или автобусе, потратив больше часа на объезд.

По предварительным данным, стоимость строительства тоннеля оценивается в 5 млрд рублей. По возвращению в Севастополь Овсянников рассказал журналистам, что технико-экономическое обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой будет уточнено в результате дополнительных изысканий. Он рассчитывает, что документ будет разработан в течение года и напомнил, что при Украине проектные институты прорабатывали подобные предложения и не находили технических препятствий, только экономические. «В данном случае экономика не является препятствием. Федеральный бюджет, я так понимаю, готов выделить средства, они есть. Одновременно мы должны построить кольцевой газопровод и можно технически увязать строительство этих объектов. Не нужно отвергать идею тоннеля, не нужно считать ее фантазией», – считает губернатор.

Заместитель директора Федерального государственного бюджетного учреждение науки «Морской гидрофизический институт РАН» Антон Георга-Копулос в беседе с «ФедералПресс», рассказал, что экологические плюсы и минусы строительства зависят от того, какой проект власти в итоге предложат. По его словам, современные технологии позволяют решить вопрос строительства тоннеля. В качестве удачных реализованных проектов он привел пример Стамбульского метро и сложный тоннель через Ла-Манш.

«Стабмульский проект, когда на дно выкладывались бетонные конструкции, у нас не совсем применим. Если просто взять и эти «коробки» положить на дно, существуют определенные риски. Если некая конструкция коробчатого типа будет находиться на дне и препятствовать водообмену – это может привести, например, к серо-водородному заражению части бухты. Есть ряд красных флажков, за которые перешагивать нельзя. Наша позиция очень простая – это замечательная идея, мы очень рады за жителей северной стороны, если их проблема будет решена. Главный вопрос сейчас – какое будет подготовлено технико-экономическое обоснование. Наша задача как научной организации – помочь органам власти и общественности увидеть все риски и их предотвратить», – считает ученый.

Генеральный директор ЗАО «Институт экологического проектирования и изысканий» Владимир Слободян считает, что, используя современные технологии, можно построить все что угодно, вопрос только в стоимости и целесообразности. «Стоит просчитать экономическую целесообразность этого проекта. Его можно сравнить с московскими стройками тоннелей – речь идет о десятках миллиардов рублей, а в геологии Москва все-таки попроще. Севастопольская бухта достаточно тихая и основные проблемы только в зимний период. Прежде чем говорить о реализации этого проекта, должны все просчитать экономисты», – сказал Слободян.

По мнению председателя регионального отделения Российского общества политологов Дарьи Маковской, этот проект следует рассматривать, в первую очередь, как инфраструктурный, а не политический. Предположение о том, что власти как федеральной, так и региональной нужна «новая стройка», которую можно будет реализовать после завершения строительства Крымского моста века, она считает «притянутой за уши». «Любые крупные инфраструктурные проекты можно рассматривать с политической точки зрения – если они исполнены, люди, его реализовавшие, получают определенные плюсы. Можно, конечно, притянуть за уши и сказать, что это проект политический, но, на мой взгляд, – это, в первую очередь, инфраструктурный проект, направленный на решение проблем города потому, что паромная переправа не всегда справляется», – считает политолог.

Предыдущие попытки

Севастопольская бухта является основным местом базирования Черноморского флота. Ее площадь составляет 7,96 кв. км, длина береговой линии – 25,5 км. Так как географически города разделен на северную и южную части, задействовано паромное сообщение и курсируют катера. В настоящее время основной причал для поездки на северную сторону осуществляется с Графской пристани, а паромная переправа – с Артиллерийской бухты.

Согласно одной из городских легенд, тоннель под бухтой Севастополя уже есть и якобы строили его военные, однако эту историю чаще любят рассказывать друг другу местные мальчишки. Ни одного научного подтверждения этой теории нет.

Известно, что Севастополь строился как город-крепость с множеством подземных арсеналов, переходов, соединяющих укрепления. Говорят, что полной карты подземного города не существует, а каждое из ведомств знает только расположение своих объектов: мол, связисты у курсе только своих штолен, военные – арсеналов, власти – о бомбоубежищах и канализационных коллекторах.

Идее соединить южную и северную части города строительством некого сооружения – над или под бухтой – уже не одно десятилетия. Чаще всего звучали предложения строительства моста. В 2014 году народный экс-мэр Алексей Чалый, на тот момент писавший так и не реализованную концепцию для Севастополя от Агентства стратегического развития, предлагал провести канатную дорогу. Проект оценивался в 500 млн рублей и подразумевал, что будет реализован за счет инвесторов, однако не нашел желающих вложиться в проект. В том же 2014 году представители транспортных предприятий города на встрече с замминистра транспорта РФ Николаем Асаулом предложили построить мост длиною 750 метров. До этого украинские власти внесли в генплан 2005 года строительство моста. Тогда проект оценивали в 30 млн долларов и говорили, что понтонно-разводной мост на северную сторону города могут построить за три-четыре года. Однако, дальше обещаний дело не сдвинулось.

Всего один раз в истории города плавучий мост через Севастопольскую бухту все же был построен. Во время Крымской войны в последние месяцы обороны города моряки и плотники привели 86 плотов, каждый длиной по 13 метров и шириной проезжей части более 5 метров. Общая ширина моста была 11 метров, длина – 960 метров, на плаву мост удерживался якорями. После того, как основная часть гарнизона переправилась по нему на северную сторону, мост был разведен.

Фото: magspace.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.