Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Башкортостан
0

Спасатель или ликвидатор: чего ждут от нового гендиректора «Башавтотранса»

Гендиректором крупнейшего автоперевозчика Башкирии – компании «Башавтотранс» стал Разим Махиянов. В республиканском Госкомитете по транспорту его представляют чуть ли не спасителем предприятия. Однако независимые источники называют Махиянова «ликвидатором». За последние три года он сменил уже четыре места работы. Все возглавляемые им компании находятся на разных стадиях банкротства. Корреспондент «Федерал Пресс» выяснял, какую роль на этот раз отводят «эффективному менеджеру».

Карьера в розовых тонах

20 сентября генеральным директором ГУП «Башавтотранс» по конкурсу был назначен Разим Махиянов. С июля он был исполняющим обязанности, поэтому формальное утверждение его во главе крупнейшего автоперевозчика Башкирии никого не удивило.

Удивило же то, какие надежды на него возлагают в профильном ведомстве – Госкомитете республики по транспорту и дорожному хозяйству. В пресс-релизе Махиянов представлен эдаким спасителем госпредприятий.

Так, в октябре 2013 – мае 2014 Махиянов работал первым заместителем гендиректора ГУП Управление «Башмелиоводхоз», которое занималось эксплуатацией мелиорационных и гидротехнических сооружений в регионе. В мае 2014 он стал гендиректором предприятия.

Деятельность Махиянова на этом посту описывается исключительно в розовых тонах: «К концу 2013 года задолженность перед работниками была погашена в полном объеме. За весь период работы Разима Махиянова в два раза были снижены показатели кредиторской задолженности и объемы незавершенного производства, за счет ввода их в эксплуатацию. Был инициирован и осуществлен процесс передачи объектов ГТС, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, в государственную собственность Башкортостана с целью сохранения их функционирования и значимости», - говорится в пресс-релизе правительства.

Да, предприятие при Махиянове было ликвидировано. Но это «обеспечило сохранность мелиорации как отрасли экономики в регионе», отмечается в сообщении.

Уже в июне 2015 года хорошо зарекомендовавшего себя управленца ставят на должность гендиректора ОАО «Зирганская машинно-технологическая станция» – гигантского государственного сельхозпредприятия, созданного по личной инициативе первого президента Башкирии Муртазы Рахимова. Компания к приходу Махиянова уже прочно лежала на боку с долгом 760 млн рублей и чистым годовым убытком в полмиллиарда.

«Комплекс мероприятий 2015 года привел к полному погашению задолженности по зарплате перед работниками предприятия и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды», - описывают этот этап трудовой биографии Махиянова.

Отмечается, что активы предприятия на этот раз были переданы другим ГУПам и в собственность республики, а землям нашли новых арендаторов.
На стадии банкротства находится и предпоследнее на сегодня место работы менеджера – ООО «Речной порт «Уфа». Но и здесь, оказывается, «успешно реализуются меры, разработанные при участии Правительства РБ».

Who is Mr Махиянов?

О новом назначенце в «Башавтотрансе» известно мало. Разим Махиянов родился в Бижбулякском районе Башкирии, в 2008 году окончил Оренбургский государственный университет, в 2012 – Башкирскую академию государственной службы и управления.

Наблюдатели называют его ставленником одного из самых влиятельных вице-премьеров в башкирском правительстве, министра земельных и имущественных отношений Евгения Гурьева. В правительстве говорят, что Гурьев фактически назначает все ключевые фигуры в региональных ГУПах.

Источник «Федерал Пресс» в Госкомтрансе Башкирии подтвердил, что кандидатуру Махиянова согласовывал лично Гурьев.

«Рекомендован лично господином Гурьевым… Там сделал дела, здесь произойдет то же самое. Они (предприятия, ранее возглавляемые Махияновым – ред.) все уже давно умерли», - сказал источник.

Махиянов пришел в «Башавтотранс» на смену Тимуру Аклаеву, который в мае написал заявление об уходе по собственному желанию. Как предположил другой источник, знакомый с ситуацией, предприятия специально готовят под приход «эффективного менеджера», и перед ним ставят вполне определенные задачи: довести банкротство до логического завершения и передать оставшиеся активы компании в нужные руки.

Если это действительно так, то «Башавтотранс» станет своеобразной вершиной карьеры нашего «ликвидатора». Предприятие располагает крупнейшим имущественным комплексом: два десятка филиалов по всей Башкирии, больше 20 автовокзалов и автостанций в городах и райцентрах, почти тысяча автобусов большой вместимости, больше 800 автобусов малой и средней вместимости, плюс гаражи, автомастерские, стоянки, административные здания, непрофильные активы… По данным «Коммерсанта», чистые активы компании на начало 2016 года составляли 1,15 млрд рублей. Выручка в 2015 году – 2,57 млрд, а чистый убыток – 511,78 млн рублей.

Разделять и владеть

О проблемах «Башавтотранса» говорят давно и на официальном уровне. Периодические проверки Контрольно-счетной палаты республики выявляют неоправданные премиальные топ-менеджменту, покупку новых автобусов по завышенным ценам (что может свидетельствовать об откатах) и другие недочеты. На самом предприятии недостаток прибыли всегда объясняют происками недобросовестных конкурентов – перевозчиков-частников, которые якобы незаконно дублируют маршруты государственных автобусов. О мягко говоря неэффективном менеджменте за все последние годы существования компании говорить официально не принято.

Господин Гурьев, который со своим министерством курирует проблемные ГУПы и процесс их «санации», известный сторонник разгосударствления республиканских предприятий, независимо от их масштаба, отрасли, значения для экономики. Поэтому весьма вероятно, что «Башавтотрансу» готовят такую же участь, которая прежде постигла сельскохозяйственную «Зирганскую МТС», инфраструктурный «Башмелиоводхоз» и транспортно-логистический «Речной порт «Уфа», которые успешно «спас» господин Махиянов.
Ликвидатору остается делать привычную работу.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.