Крах компании «ВИМ-Авиа», судя по всему, может оказаться результатом длительного бездействия чиновников Федерального агентства воздушного транспорта.
Росавиация за последнее десятилетие уже дважды обещала ужесточить контроль за финансовым состоянием авиакомпаний, однако на деле ведомство так ничего не предприняло, поэтому предотвратить банкротство «Трансаэро» или предупредить нынешние проблемы «ВИМ-Авиа» не удалось.
Напомним, что занимавшая десятое место среди авиакомпаний России по пассажиропотоку «ВИМ-Авиа» объявила о том, что полностью прекращает чартерные перевозки к местам отдыха. Как сообщили представители компании, в «ВИМ-Авиа» нет оборотных и заемных средств для дальнейших перевозок пассажиров, и тяжёлая экономическая ситуация вынуждает перевозчика ввести внешнее антикризисное управление. При этом, как пишут СМИ, авиакомпания угодила в ту же ловушку, что и «Трансаэро» два года назад. Оба перевозчика попали в финансовые ямы, увлекшись демпинговыми бизнес-схемами и полетами на устаревших воздушных судах. В Росавиации забили тревогу, но было уже слишком поздно.
Массовая отмена рейсов тут же привела к большим неприятностям. Например, 500 туристов из Китая, которые не смогли вылететь из аэропорта «Домодедово» нарушили миграционный режим. Пассажиров, пытавшихся улететь в турецкую Анталью, «ВИМ-Авиа» задержала больше чем на сутки, к тому же оставив людей без положенных по закону ваучеров на питание.
«У перевозчика отсутствуют ресурсы для продолжения операционной деятельности, в результате чего прекращена заправка и обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации и иностранных государств. Самолеты, взятые на условиях аренды, находятся под угрозой ареста, поскольку авиакомпания имеет большую просроченную задолженность перед лизингодателями», – сообщала пресс-служба Росавиации.
О серьезности проблемы говорит и внимание к ней представителей власти. Так, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила запросить Росавиацию о причинах, по которым тысячи пассажиров «ВИМ-Авиа» не могут покинуть в аэропорты из-за задержек рейсов авиакомпании.
«И пусть Росавиация ответит. Компанию лихорадило уже почти год. Росавиация должна была вмешаться еще на стадии, когда пошли сигналы о плохом финансовом положении компании, чтобы не допустить массовой продажи билетов и не допустить, чтобы наши граждане оказались в такой ситуации», — заявила Матвиенко на заседании Совета Федерации.
Не остался в стороне и президент России Владимир Путин, который раскритиковал критерии Минтранса, не позволившие предотвратить кризисную ситуацию вокруг «ВИМ-Авиа». Путин рассказал на совещании с членами правительства, что министр транспорта Максим Соколов сообщал ему, что «компания полностью соответствовала всем критериям, которые предъявляются к авиакомпаниям».
«Он мою реакцию знает, не будут [ее] повторять, но в одной части повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» – поставил вопрос глава государства. – Ну, хорошо, если бы это было первый раз. Это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование, действенное и эффективное».
По словам Владимира Путина, из-за этих просчетов «десятки тысяч людей оказались в очень сложной ситуации» – пишет «Интерфакс»
Действительно, Росавиация уже два раза обещала ужесточить контроль за финансовым состоянием авиакомпаний. Первый раз это было еще в далеком 2008 году. Тогда регулятор заявил о разработке специальной методики анализа финансовой деятельности авиакомпаний, а также изменений и дополнений в федеральные авиационные правила. Все это позволило бы исключить допуск на рынок авиаперевозок недобросовестных авиакомпаний и ужесточить контроль за их финансовой деятельностью. Однако все это так и осталось на стадии разработки или согласования.
Затем, уже в 2014 году, Минтранс РФ выразил намерение усилить мониторинг финансового состояния авиакомпаний. Для этого нужно было сократить периодичность предоставления бухотчетности перевозчиками в Росавиацию с одного года до трех месяцев. Предполагалось, что изменения вступят в силу до конца 2014 года, но, как и в 2008 году никаких изменений не последовало.
Бездействие Росавиации в столь важном вопросе привело к тому, что потерпели крах сначала «Эйр Юнион» в 2008 году, затем – «Трансаэро» в 2015-м, теперь их судьбу готовится повторить и «ВИМ-Авиа».
Удручающим фактом в этой ситуации становится то, что финансовый мониторинг вроде бы должен предотвращать такие ситуации. В случае выявления проблемных компаний следует приостанавливать продажу билетов и плавно удерживать перевозчиков от излишне рискованных бизнес-решений, не доводя ситуацию до критических ситуаций.
Если бы Росавиация действительно это делала, то не было бы ни банкротства «Трансаэро», на руководство которого, к слову, так и не завели уголовного дела, ни нынешнего глубокого «пике» «ВИМ-Авиа», видимо, вдохновленного примером безнаказанности собственников «Трансаэро». Поэтому вопрос - сколько еще россиян и авиакомпаний должно пострадать, чтобы Росавиация наконец-то стала выполнять свои обещания, становится критически актуальным.