Новый врио губернатора Ненецкого автономного округа, бывший замглавы Минэкономразвития РФ, курировавший на федеральном уровне, в том числе, вопросы развития арктической зоны России, Александр Цыбульский в первый день на новом посту заявил о необходимости диверсификации экономики НАО, в структуре доходов которого добыча нефти сейчас занимает более 90 %. Эксперты рассуждают, может ли арктический регион с населением в 44 тысячи человек, куда летом попасть можно только по воде и по воздуху, а зимой еще по ледовой дороге–«зимнику», уменьшить зависимость бюджета от колеблющихся нефтяных доходов и развить другие сферы экономики, обеспечивающие стабильные поступления в бюджет. О том, насколько реально перевести экономику НАО на новые рельсы и какие пути для этого может выбрать новый руководитель округа – в материале ФедералПресс.
«Вижу своей основной задачей максимальную диверсификацию экономики региона. Думаю, здесь я не открываю Америку, это основная задача для такого особого региона, как НАО. Постараюсь использовать максимально федеральный опыт, который у меня есть. Мне кажется, у региона есть большой потенциал для того, чтобы войти в различные федеральные программы и привлечь и использовать большое количество федеральных инструментов. Как по созданию особых условий по ведению предпринимательской деятельности на территории, так и других, которые мы вместе с нашими федеральными коллегами постараемся посмотреть», – сказал Цыбульский журналистам после того, как полпред в СЗФО Николай Цуканов представил его в Нарьян-Маре.
«Маловозможно, но нужно»
«Это очень трудно, маловозможно, но нужно [диверсифицировать экономику НАО]», – считает генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Он сравнил, по сути, одноотраслевую экономику округа «не со стулом, на котором можно удобно сидеть, а с колом».
«Территорию развивать нужно, – повторил он, – но непонятно, что там делать». По мнению эксперта, строить заводы в НАО не только нерентабельно, но еще и опасно для хрупкой экологии Севера. Переработка нефти на месте тоже кажется эксперту не очень перспективным направлением для сравнительно небольшой территории с 44-тысячным населением и не лучшими условиями для жизни.
Как считает сопредседатель ОНФ в НАО, бывший уполномоченный по правам бизнеса в регионе Валерий Чупров, чтобы диверсификация стала возможна в регионе, который не входит в единую российскую энергосистему, а также не связан сухопутными путями с «материком», нужны дешевые энергоресурсы и качественная транспортная логистика, которых «сейчас практически нет». «Решение этих проблем сразу бы сняло ограничения экономического плана», – считает он.
Коренной перелом, считает эксперт, может произойти, если государство действительно намеревается серьезно развивать инфраструктурные проекты. «Бизнес почкуется вокруг крупных проектов. Это даст стимул производить и оказывать услуги непосредственно на территории», – добавил Чупров.
Соответственно, отмечает он, многое зависит от того, насколько новому врио губернатора удастся реализовать проект развития Ненецкой опорной зоны, которая должна включать в себя инвестиционные проекты и объекты инфраструктуры, связанные с добычей углеводородного сырья и развитием Северного морского пути.
Как следует из сообщения пресс-службы администрации НАО, концепция опорной зоны во многом привязана к планам по развитию добычи углеводородов. В то же время нефтяные и газовые месторождения «позволяют аккумулировать необходимые финансовые и технологические ресурсы для формирования современной системы поселений, развития инфраструктуры и обеспечения высоких стандартов и качества жизни». Но чтобы более эффективно использовать его экономический потенциал, укрепить связи с центральной частью России, а также усилить позиции страны в арктическом бассейне, нужны масштабные инфраструктурные преобразования, говорится в пресс-релизе на официальном сайте правительства округа.
Так, речь идет о дороге–«долгострое» Нарьян-Мар – Усинск, которая позволит соединить НАО с Республикой Коми и федеральной сетью автомагистралей. Сейчас НАО доступен через авиасообщение, по воде и по так называемому «зимнику», когда реки сковывает лед, – автомобильным транспортом. Также программа опорной зоны говорит о строительстве железнодорожной ветки Воркута – поселок Усть-Кара, что позволит приступить к разработке новых месторождений восточной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и соединит арктическое побережье с европейской частью России. Упомянут там и порт в Амдерме, который позиционируется как один из стратегических транспортных узлов России на арктическом побережье. Еще одним перспективным портом-хабом в программе назван порт Индига. Также программа предусматривает строительство новой взлётно-посадочной полосы в аэропорту Нарьян-Мара с искусственным покрытием для приёма большегрузных самолётов.
НАО как часть Севморпути
Именно развитие НАО как части Северного морского пути сулит региону большие перспективы, но округу еще необходимо доказать свою важность и отстоять в серьезной конкурентной борьбе право быть ключевым хабом этой транспортной артерии, полагает Дмитрий Журавлев. «Заинтересованность мировых экономических игроков в Севморпути очень большая, потенциал самого пути очень большой. Но сможет ли округ вклиниться в этот потенциал? Желающих – весь берег», – отмечает он.
Но, полагает эксперт, именно развитие портов, в частности, Амдермы, для НАО должно быть ключевым направлением, которое поможет хотя бы частично увести экономику от нефтяной зависимости. «Если крупный чиновник, бывший заместитель министра сможет «пробить» программу, это может много принести региону», – подытожил он.
В свою очередь, директор института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что Цыбульскому не стоит особо бояться конкуренции среди регионов за право участия в проекте Севморпути. «Нужны якорные точки, где он будет базироваться. НАО расположен перед Ямалом, Карскими воротами, поэтому ледовая обстановка предполагает развитие именно здесь базы для остановки судов, следующих по Севморпути», – пояснил он.
Развитие Северного морского пути, отметил он, это комплексная задача, в которой задействованы многие регионы. Ранее курировавший в министерстве Арктику Цыбульский имеет все шансы справиться со своими локальными задачами.
Туристический потенциал
Еще одним потенциально перспективным направлением для НАО может стать экотуризм, полагает Журавлев. В будущем из арктического региона можно сделать «вторую Аляску». «Но это долго, дорого и не при нынешнем губернаторе», – уточнил эксперт.
Специалисты полагают, что сейчас туризм в НАО нацелен на богатого клиента, приезжающего посмотреть на экзотику на несколько дней. Для развития масс-сектора в округе практически отсутствует и туристическая инфраструктура, и транспортная. Кроме того, даже при развитии отрасли, отмечают эксперты, вряд она сможет стать регионообразующей в НАО.
Фото: -Forsaken-/Роснефть