Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
0

«Язык не повернется назвать хорошим». Волгоград попал на капитальные недоработки

Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в Волгоградской области не просто отстает, его результаты в цифрах выглядят катастрофическими – за 2015–2017 годы выполнено меньше половины запланированного объема, при этом к программе собственно 2017 года, по большому счету, только приступают. Однако чиновники и региональный оператор капремонта уверяют, что уже к 1 июля следующего года войдут в график. Что привело к такой ситуации, что делается, чтобы положение исправить, какой будет стоимость взносов в следующем году и будут ли волгоградцы платить за замену лифтов – в материале «ФедералПресс».

А давайте уже начинать

На конец сентября региональный оператор капремонта в Волгоградской области собрал больше 3,67 млрд рублей, а смог освоить всего 1,72 млрд. В этом году в УНКО (унитарная некоммерческая организация) «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» произошла смена руководства, однако бывший гендиректор оператора Сергей Сигаев не только не получил каких-бы то ни было взысканий. Более того, по неофициальной информации, он остался крупным игроком в отрасли, но уже в качестве руководителя одной из подрядных организаций.

Согласно отчету регоператора на 2 октября, из трехлетней программы (2015–2017 годы), по которой должен был быть проведен ремонт 1114 многоквартирных домов (МКД), завершены работы всего на 576 домах. При этом 526 МКД на сумму 1,64 млрд рублей – это объекты, прошедшие с 2016 и даже 2015 года. Проще говоря, из программы 2017 года завершены работы всего на 50 домах, причем на весьма скромную сумму в 83 млн рублей. Скромную, хотя бы по сравнению с тем, что на 260 домах программы 2017 и уже следующих периодов работы начались – на общую сумму больше 905 млн рублей.

По 214 домам запланировано выполнение на 753,8 млн рублей в срок до конца первого полугодия 2018. По 182 домам из них уже запущены конкурсные процедуры. Из оставшихся «хвостов» прошлых лет до конца ноября текущего года будут отремонтированы 19 домов, а вот еще от 14 до 19 (по пяти домам рассматривается вариант утвердить нецелесообразность проведения капремонта). Провальные результаты областные чиновники объясняют запоздалым переходом регионального правового поля в соответствие с федеральным законодательством. Принятое в июле прошлого года постановление Правительства РФ № 615 об отборе подрядных организаций для капремонта было в Волгоградской области введено в действие только в конце сентября 2016 (вступало в противоречие с региональным законом). По словам председателя комитета ЖКХ и ТЭК администрации Волгоградской области Олега Николаева, по новому порядку промежуток от начала тендерных процедур(сперва на проект, затем уже на строительно-монтажные работы) достигает 180 дней.

Выступая с информацией на профильном комитете областной думы, Николаев заверил депутатов, что в 2018 году ситуации ни в коем случае не повторится. «Факторы проанализированы, приняты решения, в том числе и кадровые и управленческие», – пояснил чиновник.

Сколько стоит

Комитет рекомендовал для следующего заседания регионального парламента сразу несколько решений, в том числе и по капремонту. Депутат Николай Лукъяненко внес законопроект, который устанавливает на 2018 год стоимость взносов на капремонт в том же размере, что был и прежде – 5 рублей 90 копеек за квадратный метр жилплощади. В обосновании своего предложения депутат Лукьяненко привел несколько доводов. Он отметил, что «назвать ситуацию по выполнению хороший язык не повернется ни у кого». В пояснительной записке к проекту отмечено, что увеличение размеров взносов при отставании выполнения программы, может негативно сказаться на собираемости взносов. Которая, кстати, постепенно растет. Всего на счета регоператора поступило 3,67 млрд рублей или 75,7 % от начислений. Интересно, что на счету фонда лежит 2,136 млрд рублей, из которых 245 млн – это проценты, которые уже накопились.

Крупнейшим неплательщиком, кстати, является мэрии Волгограда – за муниципальные помещения долг превышает 170 млн рублей, при этом заплатили взносов всего около 40 млн. По заверению и.о. гендиректора регионального фонда Алексея Конотопкина, решение вопроса найдено. «Проводили рабочие совещания с руководителями города, – пояснил Конотопкин. – Сейчас администрация готовит графики погашения трехлетние. Само понимание выстраивания платежной дисциплины со стороны города есть». Фонд не столь деликатен в отношении должников из физических лиц, однако возможности взыскания, как признался Конотопкин, весьма ограничены. У фонда не предусмотрены большие расходы на судебные процедуры, даже на оплату пошлины за подачу исковых заявлений в нужном количестве.

Другое ключевое обоснование, которое выдвинул в обоснование своего законопроекта Николай Лукьяненко в том, чтобы, как это и рекомендуют федеральные структуры, учитывать не только потребности ремонта, но и доступность платы для населения. Напомним, общий объем расходов на коммунальные услуги, включая и плату за капремонт, по законодательству не может превышать 22 % от семейного дохода. Сейчас средний совокупный платеж за услуги ЖКХ в области составляет 1742 рубля на человека. При этом в Волгограде он составляет 1928 рублей с человека, в Михайловке – 1603, а во Фролово и вовсе 2136 рубля. Капремонт даже в нынешнем объеме прибавляет в среднем 123 рубля в расчете на человека. В сравнении с невысокими доходами жителей региона, дальнейшее увеличение финансовой нагрузки выглядит избыточным.

С доводами Лукьяненко согласились и в администрации (хотя ранее по информации «ФедералПресс» готовили обоснования роста платы уже с 2018 года) и в контролирующих органах. В региональной контрольно-счетной палате, впрочем, отметили, что размер взносов, в случае активизации выполнения ремонтов, все-таки станет недостаточным, что может потребовать в будущем компенсации части затрат из бюджета или увеличения платы. Но в случае расценок на 2018 года КСП с приведенными обоснованиями спорить не стала.

Николай Лукьяненко

Кто виноват и что делать?

Алексей Конотопкин признал то, о чем давно говорят в отрасли – конкурсы затягивались не только по процедурным вопросам, но и из-за того, что фонду сложно найти квалифицированных подрядчиков, готовых работать в весьма стесненных условиях. «615-е постановление немного жестковато. Это и отсутствие авансов, а наша стройотрасль такова, что в ней мало участников, не испытывающих дефицита оборотных средств. Помимо этого требования о страховании, предоставлении банковской гарантии и так далее – все это привело к тому, что некоторые лоты у нас по третьему–четвертому разу выставляются», – пояснил руководитель регионального оператора. Но тут же рассказал, что существенные изменения уже внесены как в региональное, так и в федеральное законодательство – в том числе, и усилиями областных депутатов.

«С сентября в порядок по постановлению № 615 вынесены существенные изменения, сроки будут сокращены. Например, на проектную документацию до 20 дней. Сейчас мы такие аукционы запустим, и максимум в январе уже запустим конкурсы на работы, чтобы в марте их начать», – заверил Алексей Конотопкин.

Депутаты, например Юрий Чекалин из ЛДПР, указали Конотопкину на то, что многие работы можно выполнять совершенно без привязки к погодным условиям, а также на то обстоятельство, что качество часто вызывает нарекания качество проведенных работ. На это руководитель фонда ответил, что, по их информации, 90 % работ выполняются с хорошим качеством, а тем, кто нарушает стандарты и обязательства, просто не будут платить денег.

Олег Николаев и Алексей Конотопкин

Еще одна знаковая тема, которую обсудили на комитете, в том, что программа замены лифтов, которая вошла в параметры капремонта, начинает выполняться, причем также, по заверению властей, в ускоренном режиме. По словам Олега Николаева, до конца 2018 года запланировано заменить 250 лифтов. При этом 104 должны быть установлены уже в декабре текущего года. Прежде, напомним, в регионе принималось постановление, по которому на этот вид работ была отдельная программа с тройным софинансированием – 20 % платили сами жители и по 40 % бюджеты муниципалитета и области. Все обязательства, взятые по той программе, фонд капремонта включил в краткосрочный план, их выполнят краткосрочный план – уже в 2018-м.

Информацию комитета ЖКХ и регоператора капремонта депутаты «приняли к сведению», но председатель комитета, почетный строитель России Юрий Корбаков настоятельно напомнил, что фонд обязан предоставить в думу свою отчетность, в том числе и финансовую.

Кроме того, комитет рекомендовал думе также поддержать проект федерального закона о Фонде содействия реформирования ЖКХ. Законопроект выдвинул депутат Госдумы Александр Сидякин. Он предложил продлить работу Фонда, а значит и распределение ассигнований региональным бюджетам на расселение граждан из ветхих и аварийных домов, до 1 января 2019 года. Председатель комитета по строительству администрации области Светлана Кузнецова отчиталась о том, что прежде действовавшую программу, по которой обеспечивали жильем тех, чьи дома были признаны аварийными до 1 января 2012 года, область де-факто выполнила. «154,1 тыс. кв. метров с 2008 по 2012 годы – это 7 тыс. человек и 3 млрд рублей, из которых 2,35 – это были средства Фонда. А сейчас завершили программу на 5062 человека и 74 тыс. кв. метров», – рассказала Светлана Кузнецова.

Светлана Кузнецова

По словам чиновницы, несколько домов в Урюпинске, Калаче-на-Дону и Краснослободске построены, но в стадии оформления, заселение произойдет уже в этом месяце. Например, уже 9 числа в Краснослободске будут в торжественной обстановке вручены ключи. Также Кузнецова пояснила, что после указанной в законе даты аварийными признаны 225 тыс. «квадратов» жилья – больше, чем за 9 лет региону удалось заселить. «Конечно, Фонд нужен», – констатировала председатель облкомстроя.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.