Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

Экспорт в Китай: «Астрономические цифры потребления!»

В начале октября состоялся очередной визит делегации правительства Челябинской области в Китайскую народную республику, посвященный налаживанию экономических и торговых связей между регионом и Поднебесной империей. Однако в действительности, несмотря на широкие перспективы сотрудничества в любой сфере, работа с партнерами из КНР сопряжена с серьезными трудностями. О них на примере сферы сельского хозяйства, давшей этой осенью рекордный урожай, рассуждают эксперты «ФедералПресс».

«Этот рынок просто бездонный!»

Как сообщил «ФедералПресс» министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков, принимавший участие в недавней поездке, и до этого неоднократно бывавший в Китае, на самом деле регион интересуется любым возможным экспортным контрактом по поставкам продуктов питания. Это и понятно: на сегодня, по данным областного минсельхоза, Южный Урал полностью обеспечивает сам себя практически всей номенклатурой сельских товаров за исключением разве что молока и таких специфических культур, как, например, греча (в России ее основные объемы выращиваются на Алтае). Излишки надо куда-то девать, и желательно – с выгодой. В этом плане Китай – это самый лакомый рынок сбыта, в первую очередь потому, что перенасытить его практически невозможно.

«Мы уже три года работаем с китайскими партнерами, и я не устаю поражаться тому, насколько этот рынок бездонный, – поделился впечатлениями Сургей Сушков. – Когда я приезжаю в КНР и озвучиваю наши экспортные возможности, китайская сторона только улыбается. Иронию китайцев понять можно: у них совершенно астрономические цифры потребления. Ну еще бы: только со стороны Хабаровского края и Дальнего Востока в двух китайских провинциях проживает порядка 150 миллионов человек. Приезжаю в Урумчи с его 45-миллионным населением, и понимаю – это тоже губерния, ну вот как мы в масштабах России. Южноуральцы рассказывают: у нас в области живет 3,6 миллиона человек, мы производим 350 тысяч тонн в год мяса птицы и могли бы продавать вам под 100 тысяч тонн. Если Россия в этом году собрала рекордный урожай зерновых – 130 миллионов тонн, то в КНР меньше 600миллионов тонн в год и не собирают – и этого не хватает, они активно покупают зерно за границей! То же самое касается любых других продуктов».

В последние три года динамика продаж южноуральского агропромышленного комплекса неуклонно растет. АО «МАКФА», по данным областного минсельхоза, поставила в КНР 12 тысяч тонн муки, идут поставки от других крупных агрокомпаний, таких, как, например, «Союзпищепром». Холдинг «Злак» (торговая марка «Увелка») даже имеет свое представительство в Пекине – «увельчане» продают в КНР крупы и сухие завтраки. Компания «Сигма» ведет поставки подсолнечного масла – и даже несмотря на то, что 90% китайских потребителей предпочитают соевое масло, этот продукт находит своих покупателей.

«Мы начали работать с Китаем в 2014 году, – комментирует управляющий АО «МАКФА» Антон Белоусов. – Сумели зайти на этот рынок. Согласно данным независимых соцопросов в Китае, продукция «МАКФы» входит в топ-5 российских производителей, которых покупатели хотели бы видеть на своих прилавках. Особенной популярностью пользуется мука. Китайцы говорят: «Это та мука, которая дает хрустящую корочку и мягкий мякиш». Свою экспансию мы планируем продолжить и в следующем году».

Сергей Сушков отмечает, что товары из Челябинской области в КНР котируются тем более высоко, что считаются там очень экологичными. Как бы это не звучало парадоксально для нашего региона, где один экологический скандал плавно перетекает в другой, на китайских картах Южный Урал обозначен, как «зеленая зона». Странно? Только если не знать, что в Китае при выращивании зерна на гектар посевов рассыпается более 100 килограммов химикатов, а в Челябинской области – только около пяти килограммов.

Железная рука закона

Нетрудно, однако, заметить, что все перечисленные компании Челябинской области, работающие экспортерами для КНР, производят растительную продукцию. А вот переработчики мяса энтузиазма от словосочетания «китайский рынок» не испытывают. Министр Сушков подтверждает: в Китае на законодательном уровне действует запрет на ввоз из-за рубежа, например, мяса птицы. Причина в отсутствии у экспортеров, и российских производителей в том числе, должного, по мнению китайцев, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

«Китай сам по себе является источником ветеринарных проблем, - отмечает Андрей Косилов, гендиректор компании «Равис», одного из крупнейших птицеводческих предприятий Челябинской области. – Вспомним хоть птичий грипп. Там прекрасно понимают, что импортная птица несет угрозу, такая большая и уязвимая страна, как КНР, эту угрозу прекрасно видит. Так что для меня не существует пока перспектив по выходу на китайские рынки как минимум с поставками сырой продукции – тушек, окорочков и прочего».

«Да, есть проблемы, связанные с фитосанитарным контролем и ветеринарной обстановкой, – подтверждает Сергей Сушков. – Причину я вижу прежде всего в том, как ни странно, что у нас открыта граница с Казахстаном. Животные и продукция оттуда передвигается к нам без соответствующего таможенного контроля. В Казахстане другая система ветконтроля, другое эпизоотическое состояние. Попросту говоря, огромное количество заболеваний мы получаем от соседей. Для России это небольшая проблема, отсутствие экономических барьеров с республикой-соседом все равно выгодно. Но вот для частных южноуральско-китайских отношений – это огромный минус. Буквально сегодня мы проводили совещание по поводу вспышки ящура в Башкортостане. Для Китая наличие такого заболевания, даже если с ним оперативно справились, означает одно: пять лет экономической блокады, полный запрет на завоз соответствующего товара из «заразного» региона. С этим связан и запрет на нашу птицу».

Другие аграрии из Челябинской области видят проблему даже не в ветеринарном, а в бюрократическом барьере между государствами. «Мы даже всерьез не оценивали перспектив по экспорту свинины в КНР,– признались корреспонденту «ФедералПресс» представители «Агрофирмы «Ариант». – Слишком много на уровне наших правительств нерешенных вопросов. Китайцы проявляли к нам интерес, были на фабрике мясной гастрономии. Но пока все переговоры с ними – не о реальной работе, это скорее декларация о намерениях».
Действительно, вопросы документооборота и сертифицирования товаров в КНР очень сложные, согласны в областном минсельхозе. Но чиновники утверждают: китайцы готовы пойти навстречу, если чувствуют выгоду. В этом государстве вопросы сотрудничества гораздо проще решаются не по схеме «b2b» («бизнес – бизнесу»), а в рамках государственно-частного партнерства.

«Когда китайцы видят, что с другой стороны стоит не маловнятная частная компания, а государство – все вопросы решаются на порядок быстрее, - утверждает Сергей Сушков. – У них ведь с их плановой экономикой всё решается государством! И сегодня в помощь нашим производителем создан такой государственный инструмент - Российский экспортный центр под командованием Петра Фрадкова. Центр решает вопросы по сертификации, доставке и пересечению чужих границ российскими товарами. Работая через Российский экспортный центр, мы не замечаем административных барьеров. Самостоятельно договариваться сложнее, но и этому учимся. Когда китайцам что-то надо, они проявляют чудеса гибкости! Но если они понимают, что мы вмешиваемся в их конкурентную среду, если им непонятно до конца, выгодно ли предложение – способны наставить десятки препон».

Еще одним барьером конкретно для южноуральских аграриев является элементарная логистика: до Китая слишком далеко, расстояния внутри страны – огромны. Проблему не решает даже запущенный недавно транспортно-логистический центр (ТЛК) «Южноуральский», на который еще недавно возлагались основные надежды в развитии торговли с КНР. По данным областного минсельхоза, 98% всей нашей аграрной продукции идет в Китай все-таки не по железной дороге, а морем: для российского бизнеса это дешевле, чем пользоваться выделенным транспортным коридором через Казахстан, ведь ни одного субсидированного государством маршрута в Китай до сих пор не создано. Да и железнодорожный путь заканчивается в провинции Урумчи, одной из самых северных в государстве. А оттуда, например, до дальневосточных регионов Китая, до Харбина – порядка трех тысяч километров.

Политика как двигатель торговли

Недавний визит делегации правительства Челябинской области во главе с губернатором Борисом Дубровским в Китай знаменателен не только растиражированным в сети Интернет курьезом с дресс-кодом (напомним, южноуральская делегация явилась на одну из встреч в футболках и джинсах, в то время, как китайские бизнесмены предстали в официальных костюмах). Сергей Сушков, как участник поездки, утверждает: целью южноуральцев было не столько заключить какие-то конкретные контракты, сколько в полный голос заявить о себе в КНР.

«В китайском сегменте Интернет информация о Челябинской области практически отсутствует, – объясняет министр. – А между тем для КНР очень важно знать о своем будущем партнере как можно больше. Мы проводили презентацию области на третьем Российско-китайском форуме малого и среднего бизнеса в Гуаньчжоу, одной из южных провинций. И добились того, что следующий, четвертый форум, пройдет в 2018 году в Челябинске!»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.