В янтарном крае уже начался процесс объединения всех фондов поддержки бизнеса в единую структуру. В региональном правительстве считают, что единый фонд будет работать эффективнее предшественников. Минпром также готовится презентовать тезисы будущей стратегии развития промышленности. О том, кто будет участвовать в разработке стратегического документа, что представляют собой на данный момент государственные индустриальные парки и когда они смогут принять инвесторов, в интервью «ФедералПресс» рассказал министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Кусков.
«Мы даем инвесторам лучшую цену, чем частники»
- Назначая вас на должность министра, Антон Алиханов озвучил несколько важных задач, в том числе поручил разработать индустриальную стратегию. Значит ли это, что подходы к развитию промышленности кардинально поменяются?
- Нет, не значит. Дело в том, что у нас на данный момент нет стратегии развития промышленности как таковой. Есть, правда, концепция промышленной политики, но это не документ стратегического планирования. Мы уже начали работу над стратегией, и примерно через месяц на оперативном совещании в правительстве я озвучу ее основные тезисы. Исходим из тех приоритетов, которые определил губернатор: развитие высокотехнологичных отраслей с упором на исследования и разработки. Сейчас мы прорабатываем правовой статус стратегии. Скорее всего, это будет не самостоятельный документ, а раздел стратегии социально-экономического развития Калининградской области.
- По словам губернатора, в подготовке документа помогают авторитетные эксперты. Кто эти люди, есть ли среди них представители калининградских предприятий?
- На данном этапе мы работаем с группой профессиональных консультантов. После того как появятся первые наброски, подключим наше бизнес-сообщество: Калининградскую торгово-промышленную палату, Балтийский деловой клуб, региональное отделение РСПП (Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области». – Прим авт.) и другие объединения. Обязательно рассмотрим проект стратегии на заседании общественного совета при министерстве.
- Вам также поручили закончить подготовку индустриальных парков, полагаю, речь идет о государственных. В какой стадии готовности находятся эти парки сейчас, и что должно там появиться к назначенному сроку?
- К индустриальному парку «Храброво» уже подведена вся внешняя инфраструктура – газ, водопровод и канализация. Заканчиваем строительство электрической подстанции на 39 мегаватт, она будет готова в начале 2018 года. В следующем году будем строить внутреннюю инфраструктуру: дорогу, электрические и газораспределительные сети, водопровод. В течение года большая часть работ будет завершена, и в парке смогут начать работу первые резиденты. Полностью подготовим первую очередь «Храброво» к приему инвесторов до конца 2019 года.
В «Черняховске» мы пока продвинулись не так далеко, как в «Храброво». Часть инфраструктуры подведена, часть строится, часть проходит экспертизу. В следующем году там начнется строительство электрической подстанции, которое закончится в 2019 году. Ожидаем, что «Черняховск» будет готов принять первых инвесторов к концу 2019 года. Но уже сейчас имеет смысл приступать к реализации больших проектов, потому что строительство большого завода может занять до двух лет.
- Смогут ли государственные парки предложить более выгодные условия по сравнению с частными, и самое главное – проявляют ли инвесторы желание размещать производства на новых индустриальных площадках?
- Мы даем инвесторам лучшую цену, чем частники. Но и у частных парков есть свои преимущества. Некоторые из них предлагают инвесторам готовые помещения, чего мы предоставить не можем. Что касается интереса инвесторов, то уже заключено три контракта с резидентами «Храброво». Пока это небольшие проекты. Заключили соглашения с компаниями «Рапира», «Лифт Сервис» и «Балтинокс». Также организовано взаимодействие с компанией Arc о размещении стекольного производства в «Черняховске» (Arc International – французский производитель посуды. – Прим. авт.). Это крупный, ключевой для всего индустриального парка проект.
«Некоторые банкротятся, мы этого не скрываем»
- Готовятся парки, индустриальная стратегия, в Госдуме рассматривается законопроект, расширяющий перечень льгот для резидентов ОЭЗ. Правительство Калининградской области рассчитывает на существенный приток инвестиций?
- Мы рассчитываем на серьезный рост инвестиций, причем не только в промышленности, но и в сфере услуг. Напомню, что после принятия пакета поправок в федеральные законы для получения статуса резидента особой экономической зоны IT-компаниям будет достаточно проинвестировать всего 1 млн рублей в течение трех лет. Для предприятий медицинского профиля инвестиционный порог будет снижен до 10 млн рублей. Будут расширены и преференции для резидентов. Страховые взносы составят 7,6 % вместо 30 %. С 12 до 15 лет будет увеличен срок применения особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.
- Вопрос в том, насколько интересна тем же IT и медицинским компаниям Калининградская область, учитывая, что у нашей особой экономической зоны на территории основной России существуют серьезные конкуренты. Мы предлагаем лучшие условия?
– С нашими условиями сравнимы только те, которые предлагаются на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке и в специальных экономических зонах на территориях Республики Крым и Севастополя. Но Дальний Восток слишком удален от федерального центра, что не подходит многим предприятиям. В Крыму же пока недостаточно развита инфраструктура, кроме того, там много ограничений, которые не устроят представителей тех же IT-компаний. Ко мне уже обращаются представители отрасли IT, которые заинтересовались новыми льготами, и многие из них готовы работать в Калининградской области.
- Но есть еще и обрабатывающие производства. Новые льготы могут компенсировать затраты производителей на вывоз продукции на остальную территорию России?
- Безусловно, часть дополнительно высвобожденных средств может быть использована предприятиями для улучшения логистики. Кроме того, у нас есть специализированные механизмы поддержки, которые учитывают оторванность предприятий Калининградской области от основного рынка сбыта и уже доказали свою эффективность.
- Не секрет, что на волне ожиданий введения 1 апреля 2016 года таможенных пошлин на вывоз продукции из Калининградской области, произведенной с использованием импортных составляющих, закрылись либо приостановили свою деятельность многие предприятия. На недавнем заседании экспертного клуба «ФедералПресс» вы говорили, что в качестве резидентов ОЭЗ зарегистрировано 141 предприятие. Все ли они действующие?
- Все названные мной резиденты действующие. Реестр резидентов постоянно обновляется, одних мы исключаем из реестра, других включаем. В этом году у нас появилось 23 новых резидента. Есть предприятия, которые банкротятся, мы этого не скрываем. Некоторые резиденты были исключены из реестра из-за того, что не выполнили инвестиционные обязательства. Но такие предприятия в меньшинстве. Надо понимать, что кто-то изначально стартовал с неправильной инвестиционной моделью, кто-то недооценил определенные риски.
- Когда-то мы говорили, что в Калининградской области производится каждый третий российский холодильник и телевизор. А что сегодня представляют собой резиденты ОЭЗ?
- В основном, резиденты реализуют инвестиционные проекты в обрабатывающих отраслях экономики – их 66 % от общего числа, 15 % оказывают услуги по перевозкам, 17 % резидентов работают в сфере строительства недвижимого имущества. Крупнейшее предприятие – это ЗАО «Содружество-Соя», наш резидент с 2006 года. Капитальные вложения компании в инвестпроект по строительству производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур превысили 8 млрд рублей.
Холдинг GS Group реализует в Калининградской области масштабный проект «Технополис GS». Это частный инновационный кластер, который объединяет промышленную зону из шести высокотехнологичных предприятий-резидентов ОЭЗ, креативное пространство и жилую среду. На заводах «Технополис GS» производится более 2 % мирового объема цифровых телевизионных приставок. Объем инвестиций за весь период реализации проекта составил более 3,5 млрд рублей.
Могу сказать, что практически половина новых резидентов, которые появились у нас в этом году, реализуют проекты от 50 млн рублей в сфере обрабатывающего производства. В том числе они занимаются производством электронной продукции, бытовой техники, продуктов питания. Также у нас есть семь проектов с объемом заявленных инвестиций более 500 млн рублей. Очень интересный проект реализует ООО «Варница». Его суть заключается в переработке сырых рассолов, образуемых при размыве каверн подземного хранилища газа, в высококачественную чистую выварочную соль. Из нее получают высокочистую фармакопейную, медицинскую, соль. Запуск производства, которое создается в рамках планов по импортозамещению, запланирован в начале следующего года.
«Нового руководителя представит губернатор»
- Еще одно поручение губернатора касалось объединения фондов поддержки бизнеса. Нынешняя схема работы себя не оправдала?
- Этот вопрос уже обдумывался ранее, и мы решили, что будет правильнее объединить фонды поддержки предпринимательства, микрофинансирования, развития промышленности и гарантийный фонд. Все они работают обособлено, хотя направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Даже фонд развития промышленности ближе к малым предприятиям, чем к средним и крупным. Какие здесь резоны? Во-первых, это сокращение расходов на содержание фондов. Во-вторых, мы хотим консолидировать услуги в сфере поддержки бизнеса. В-третьих, мы хотим, чтобы единый фонд более активно работал с федеральными мерами поддержки.
Для объединенного фонда мы подготовили новые интересные программы. Одна из них – электронное бизнес-инкубирование, которое в пилотном режиме запустим в следующем году. Суть проекта в том, что с помощью специальной программы на смартфоне можно будет пользоваться услугами юриста, экономиста, бухгалтера. В течение трех месяцев услуга будет предоставляться бесплатно, следующие три месяца будет субсидироваться 80 % затрат, впоследствии субсидии будут постепенно снижаться – до выхода на полную оплату, если бизнесмен захочет продолжать пользоваться программой. Данное приложение поможет предпринимателю, пока он не сможет самостоятельно нанять специалистов.
Также будем развивать микрофинансирование – этот инструмент зарекомендовал себя очень хорошо. Мы докапитализируем фонд на следующий год, чтобы выдать больше микрозаймов малому и среднему бизнесу. Будет докапитализировано на 150 млн рублей и направление поддержки промышленности, что даст новые проекты. Также планируем выделить дополнительные средства на нефинансовую поддержку малых и средних предприятий, в том числе на новые программы обучения для бизнесменов.
- Новую структуру возглавит кто-то из руководителей одного из нынешних фондов? Когда произойдет объединение?
- Возглавит единый фонд новый человек, но представить его должен губернатор. Сам процесс объединения уже начат. Оно произойдет на базе фонда микрофинансирования, туда впоследствии будут переведены все договоры. Мы направили в Министерство юстиции новую редакцию устава. Ожидаем, что объединенная структура заработает в начале 2018 года. Но формальности, связанные с ликвидацией фондов, могут продлиться до конца следующего года.
- Есть мнение, что фонды поддержки бизнеса оказались не настолько востребованными, как предполагалось. Сами предприниматели объясняют это тем, что за поддержкой всегда идет проверка.
– На самом деле в фонде микрофинансирования образовалась очередь на микрозаймы из 30 человек. Не хватает денег, чтобы всем раздать. Гарантийный фонд в этом году уже обеспечил займы предпринимателей на 160 млн рублей, к концу года эта цифра возрастет до 220 млн рублей. Я считаю, что это хороший результат, и надеюсь, что в следующем году он будет еще лучше. Мы выполняем все целевые показатели АСИ (Агентство стратегических инициатив – составитель национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. – Прим. авт.) по поддержке предпринимательства, в том числе нефинансовой. И я точно могу сказать, что меры поддержки бизнеса востребованы.
К сожалению, у нас практически нет прямых субсидий. Но на этой неделе мы объявили конкурс на субсидии промышленным предприятиям. 15 млн рублей направим на возмещение затрат предприятиям, выпускающим пилотную партию промышленной продукции. Будет компенсироваться 50 % затрат. При этом предприятие должно выпустить пилотную партию в течение 18 месяцев после получения субсидии. Еще 15 млн рублей будут направлены на компенсацию затрат на модернизацию производства. Субсидии по второму направлению смогут получить предприятия, которые обновили оборудование после 1 января 2016 года.
- Вы упомянули АСИ, в рейтинге которого в прошлом году Калининградская область поднялась сразу на 32 пункта. Но эксперты говорят, что инвестиции у нас в основном государственные. Есть ли у нас шанс переломить тенденцию и привлечь больше бизнес-инвестиций, после того как ОЭЗ заработает в новом режиме? Появятся ли у нас новые крупные проекты, например, завод BMW?
- Мы не вправе комментировать планы BMW, у нас есть соответствующая договоренность с руководством компании. По другим масштабным инвестиционным проектам точно такая же ситуация. Люди, которые вкладывают большие суммы денег, не всегда готовы это анонсировать. Могу сказать, что Корпорация развития Калининградской области работает с 10–12 потенциальными инвесторами. В основном речь идет об относительно небольших проектах.
Что же касается рейтинга АСИ, то мы улучшили свои показатели благодаря тому, как мы работаем с инвесторами. Мы упростили многие процедуры, сделали максимум, чтобы развивать малый бизнес. Государственные инвестиции действительно составляют значительную часть от всех инвестиций в основной капитал. Это и подготовка к чемпионату мира по футболу, и строительство дорог, и создание других инфраструктурных объектов. Рассчитываем, что крупные стройки, то же Приморское кольцо, и дальше будут финансироваться государством. Доля частных инвестиций в общем объеме капиталовложений, безусловно, будет расти, но постепенно.