Top.Mail.Ru
Общество
Калининградская область
0

Калининградский экспертный клуб: общественные советы должны быть независимыми и неудобными для чиновников

Эффективное взаимодействие власти с гражданским обществом снижает социальную напряженность. Но институты общественного контроля зачастую лишь имитируют работу, их формирование и деятельность напрямую зависят от тех, кого они должны контролировать. Как минимизировать влияние чиновников и мотивировать активистов, что хотят услышать представители политической элиты и готово ли гражданское общество разделить ответственность за принимаемые решения с органами власти, – проблемы общественного контроля в Калининградской области и пути их решения озвучили на дискуссионной площадке РИА «ФедералПресс».

Партнеры, критики, контролеры

Представители областного правительства, региональной Общественной палаты и ряда общественных советов в четверг, 2 ноября, обсудили деятельность институтов гражданского контроля и предложили свои решения по повышению эффективности работы в рамках спецпроекта «ФедералПресс» – Калининградского экспертного клуба.

 

На сегодня, как сообщила председатель Общественной палаты Калининградской области Тамара Кузяева, общественные советы созданы при всех министерствах, агентствах и службах региона. Такие структуры действуют и при губернаторе, и в областной думе, и в муниципалитетах. Формы общественного контроля урегулированы федеральным законодательством. Всего их 12, напомнила Кузяева, в их числе – гражданские слушания, обсуждения, мониторинг, экспертиза. В Общественной палате, как пояснила ее глава, используются все формы, кроме общественной проверки. «Закон об общественном контроле в Калининградской области принят 5 июля 2017 года, но пока не создавались группы, не определялись темы, не было соответствующих обращений», – пояснила Тамара Кузяева.

«Такая функция властью часто воспринимается в штыки», – сказал об общественной проверке председатель общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области Олег Иванов. Он отметил, что члены совета хотели бы, что их воспринимали как партнеров, а не как критиков. «Мы предлагаем оптимизировать деятельность в нескольких направлениях. Запросили информацию о контрольно-надзорной деятельности министерства за прошлый год, в том числе о том, как финансируются подведомственные организации. Правда, ответы получили такие, что у нас еще больше стало вопросов, потому что объем финансирования указан, а что сделали за эти деньги непонятно», – сообщил Иванов, уточнив, что активисты будут разбираться дальше, чтобы понять, можно ли направить недостающие средства на необходимые природоохранные мероприятия.

Низы не могут, верхи не хотят

Такие скрупулезные эксперты работают далеко не во всех советах. «Что это за объект общественного контроля, который формируется самим органом власти? Как может что-то контролировать человек, которого в общественный совет назначил начальник организации? – задал риторические вопросы директор центра стратегических разработок Агентства регионального экономического развития, член президиума общественного совета при Калининградской областной думе Борис Трегубов. – Поэтому и нет в повестке советов контроля той же кадровой политики. Общественные советы должны быть неудобными для чиновников». Эксперт также напомнил, что и Общественная палата формируется органами власти: основной состав из представителей НКО отбирают губернатор и депутаты Заксобрания, этот костяк затем выбирает себе коллег.

 

Проблема в том, считает заместитель председателя областного правительства Илья Баринов, что в составе общественных советов не хватает квалифицированных экспертов, которые бы разбирались и в той сфере, которую пытаются контролировать, и в законодательстве. При этом он отметил, что в министерствах социального блока, который он курирует, удалось выстроить эффективные каналы связи с населением. И это дало положительный эффект – многие вопросы, по словам вице-премьера, стали решаться в разы быстрее. Но в основном это происходит потому, что на жалобы граждан на работу тех или иных служб стали реагировать быстрее. А вот допускать гражданское общество к принятию решений зампред правительства считает преждевременным, поскольку оно к этому еще не готово.

 

«Самый простой пример – товарищество собственников жилья. Мы хотя бы эту систему развили? Нет. А мы, как гражданское общество, хотим перейти на четыре порядка выше и управлять государством», – отметил Илья Баринов. Он рассказал о том, что не только собственным домом никто не хочет управлять, правительство Калининградской области, по его словам, так и не смогло найти некоммерческие организации, которые бы оказывали населению социальные услуги. «Мы готовы передать часть средств на эти цели, но рынок не сформирован», – констатировал вице-премьер. И добавил, что запрос на предложения от населения у власти есть, но проблема в качестве таких предложений.

 

Сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Олег Авдыш на это возразил: ОНФ формирует и озвучивает предложения президенту, и Владимир Путин на основе этих предложений дает конкретные поручения, а вот правительство Калининградской области за 2015-2016 годы ни на одно предложение фронта не ответило конкретным решением. Как рассказал Авдыш, ОНФ часто приходится выступать в роли медиатора, посредника между населением и властью. «Государство вкладывает деньги в какую-то программу, что-то делает для населения, а оно недовольно. Зачем вкладывать миллиарды в то, чтобы сделать население недовольным, когда это можно получить бесплатно?», – проиллюстрировал он ситуации, когда граждане считают, что их не слышат.

Законы нужно скорректировать

Там, где работают общественные советы, не создается социальной напряженности, считает председатель такого совета при главе Калининграда Альвидас Мулиолис. «Вопросы возникают часто, они острые», – рассказал он о своем опыте, отметив при этом, что далеко не все общественные советы формируются недемократическим путем. В совет при мэрии кандидатов по 14 социально-значимых направлениям выдвигают общественные объединения, а окончательный состав утверждается в рамках гражданского форума.

Мулиолис привел положительные примеры решения проблем в рамках совета. Одним из самых успешных решений он считает включение в комиссию по приемке градостроительных проектов представителя организации инвалидов. Эксперт, сам передвигающийся на инвалидной коляске, строго следит за тем, чтобы пешеходные зоны были доступны и для людей с ограниченными возможностями, и для горожан с детскими колясками.

Общественные советы могут стать эффективным инструментом гражданского общества, уверены участники дискуссии. «Законодательство есть, но практика его применения показывает, что оно должно трансформироваться», – отметила Тамара Кузяева. Необходимо обеспечить независимость формирования и деятельности общественных советов, полагает Олег Авдыш. Для этого, считает Борис Трегубов, необходимо закрепить требование создавать советы на конкурсной основе, причем в этом процессе должны быть задействованы и общественники, и профильные эксперты.

«В перспективе мы должны совершенствовать закон об Общественной палате Калининградской области, – добавил член палаты Соломон Гинзбург. – Потому что не дело губернатора и областной думы формировать общественную палату, ее общество должно формировать. Тогда она действительно будет авторитетным институтом гражданского общества». Кроме того, добавил Борис Трегубов, надо разработать нормативно-методический документ по оценке деятельности Общественной палаты и общественных советов. Он предложил составлять ежегодный рейтинг общественных советов. Правда, вопрос, кто же будет автором такого рейтинга, так и повис в воздухе.

В ходе обсуждения также прозвучали и различные рецепты по улучшению качественного состава общественных советов. Многие эксперты состоят сразу в нескольких советах, говорили участники обсуждения. «Вы всегда можете найти 25 крикунов, но трудно найти одного эксперта. Профессорско-преподавательский состав университетов, например, в этой работе участвовать не хочет», – сказал член Общественной палаты и глава общественного совета при областном Минпроме Алексей Елаев. «Надо формировать себе смену, надо обучать», – считает исполнительный директор автономной НКО «Центр жилищного просвещения» Ольга Аринцева, также входящая в Общественную плату.

Но с населением все-таки должны работать те, кто «умеет слышать людей», поскольку «все эксперты – бездушные существа», которые должны отбросить все эмоции, а любому чиновнику люди в принципе «мешают работать», отметил консультант управления по связям с общественностью администрации Калининграда Станислав Мерзляков. Главное – это трансформировать эмоции людей в конкретные предложения, «перенести их на бумагу», полагает руководитель информационно-аналитического аппарата бизнес-омбудсмена области Арсений Шаньгин. В прошлом году эмоции предпринимателей, рассказал он, вылились в 25 предложений, по пяти из которых губернатор области уже дал конкретные поручения.

Фото: Андрей Озерцов

Сюжет по этой теме
3 декабря 2017, 09:05

ФедералПресс-центр

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.