8 декабря в Челябинске пройдут открытые торги по продаже имущества банкротящегося МУП «Челябинский автобусный транспорт», ранее занимавшегося пассажирскими перевозками в городе. Конкурсный управляющий Дмитрий Лазарев предполагает выручить за подвижной состав, недвижимость и инфраструктуру действующего автобусного парка не менее 350 миллионов рублей и пустить их на погашение кредиторской задолженности. Правда, пока неясно, кто, кроме городских властей согласится выложить круглую сумму за серьезно изношенные, а по большей части даже не способные ездить автобусы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
На сегодня конкурсным управляющим Дмитрием Лазаревым объявлены даже два аукциона: в декабре будет разыгран один лот, включающий в себя автобусный парк на улице Молодогвардейцев, 3, более 250 автобусов (правда, на маршруты способны выходить меньше половины), и различная спецтехника автобусного хозяйства. Начальная стоимость аукциона – 350 миллионов рублей, участникам предлагается шаг в 17,5 миллиона. В феврале 2018 года с молотка должна уйти прочая принадлежащая МУПу недвижимость, разбитая на 10 лотов.
По данным сайта арбитражного суда Челябинской области, общий долг МУП ЧАТ перед кредиторами, главным из которых является Федеральная налоговая службы, превышает 500 миллионов рублей. Таким образом, по мнению начальника городского управления транспорта Романа Болотова, конкурсный управляющий, распоряжающийся на сегодня имущества бывшего автобусного предприятия, рассчитывает полностью погасить долги только после успешного завершения обоих аукционов. Однако не ясно, кто может согласиться заплатить минимум 350 миллионов за автобусы.
«Действующий автобусный парк признан конкурсной комиссией социально значимым объектом, – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» Роман Болотов. – Поэтому он и выставлен на торги единым лотом. В случае, если аукцион не состоится, конкурсный управляющий, в соответствии с федеральным законом № 127 о банкротстве, должен будет снизить первоначальную цену на 20%».
Глава Челябинска Евгений Тефтелев уже успел публично заявить, что администрация не намерена отказываться от городских автобусов и власти через Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям примут в аукционе 8 декабря самое деятельное участие. Правда, Евгений Николаевич не стал уточнять, за чей счет будут выкуплены, согласно его планам, автобусы и сопутствующее хозяйство.
«Разумеется, в городской казне нет лишних 350 миллионов, – сообщил «ФедералПресс» председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам челябинской городской думы Дмитрий Довженко. – Но эти деньги с большой долей вероятности будут получены из бюджета области. Правда, для этого надо срочно собирать профильные комиссии, разрабатывать постановление думы, решать другие процедурные вопросы. А до 8 декабря остался всего месяц. Но кроме поджимающих сроков я не вижу тут серьезных проблем. Другое дело, что любая сделка, организованная конкурсным управляющим, может быть оспорена кредиторами».
Вообще сам факт, что мэрия намерена участвовать в аукционе, может вызвать недоумение: зачем бы городским властям платить полновесным рублем за имущество собственной «дочки», то есть муниципального унитарного предприятия? Однако Роман Болотов уточняет: проблема в том, что собственником недвижимости и техники является именно МУП ЧАТ, а не муниципалитет.
«Я резко против такого положения, но тут приходится мириться с тем, что делали мои предшественники, – посетовал занявший должность начальника управления транспорта только в сентябре 2016 года Роман Болотов. – Но делать нечего. К тому же городская администрация несет субсидиарную ответственность за часть долгов ЧАТа, так что, выкупая автобусы, мы одновременно рассчитывается с кредиторами. И, главное, после успешного завершения аукциона автобусы окажутся уже в муниципальной собственности, как, например, мы сделали с купленными в конце лета 10 новыми автобусами – они сразу встали на баланс города».
Между тем далеко не все специалисты расценивают анонсированное Евгением Тефтелевым участие городских властей в аукционе на серьезную сумму, как благо.
«Если администрация всерьез намерена платить сотни миллионов за эту рухлядь, то иначе, как вредительством такой поступок не назовешь, – заявил эксперт по транспорту и инфраструктуре, генеральный директор ООО «КЭМП» Яков Гуревич. – Имущество это городу не нужно совершенно, а вот деньги пригодились бы. Судите сами, у нас работают порядка восьми тысяч единиц маршрутных такси. Как может повлиять на ситуацию с пассажирским транспортом в целом сотня древних автобусов? Они только под ногами у частников путаются. Мэрия уже в течение 15 лет доказывает неспособность управлять системой общественного транспорта. Если уж продавать имущество с молотка, то я бы предпочел увидеть эти автобусы у того же Станислава Новичихина (депутат городской думы, владелец нескольких компаний маршрутных такси – прим. редакции). У него по крайней мере есть опыт. Часть активов Новичихин потом продаст, а оставшееся будет работать на пользу горожанам. Что касается городских властей, то пусть они лучше сосредоточатся на троллейбусном и трамвайном хозяйстве, в этой сфере хоть конкурентов нет».
По мнению Якова Гуревича, участие администрации Челябинска в торгах – прямой путь к возбуждению уголовного дела о нецелевом использовании бюджетных средств. Что касается его предположения об участии в аукционе компаний Станислава Новичихина, то оно не лишено смысла: с начала октября 2017 года депутата-транспортника, действительно имеющего серьезный опыт в организации частных пассажирских перевозок, регулярно вспоминают, как потенциального интересанта в судьбе городского автобусного хозяйства. Как сообщили корреспонденту «ФедералПресс» на условиях анонимности сотрудники ООО «Общественный городской транспорт», на собрании кредиторов МУП ЧАТ всерьез рассматривалось решение о передаче автобусов в пользовании именно принадлежащему Новичихину ООО «Третий автобусный парк», однако дальше обсуждения такой вариант не пошел. Сам депутат ранее заявлял, что даже готов привлечь инвестиции для выкупа автобусов. Однако сегодня его позиция резко изменилась.
«Лично я не заинтересован участвовать в аукционе по покупке муниципальных автобусов, – заявил Станислав Новичихин корреспонденту «ФедералПресс». – Но не исключаю, что на торги заявится какой-нибудь другой инвестор, даже и из-за пределов региона».
Отметим, источник «ФедералПресс» в городской администрации полагает, что якобы столь резкая «смена курса» объясняется тайными договоренностями между Станиславом Новичихиным и городскими властями. По его мнению, Новичихину либо были обещаны некие преференции при очередном розыгрыше частных маршрутов, либо, что даже вероятнее, у властей нашелся какой-то рычаг давления на депутата, какой именно – источник уточнить затрудняется.
«Новых автобусов в городе не появится, а ходить муниципальный транспорт со всеми своими послаблениями для льготников должен, это один из многих показателей эффективности администрации, – считает источник «ФедералПресс» в мэрии. – Поэтому понятно, что городские власти заинтересованы в сохранении контроля над автобусами, а реализовать это проще всего, если подвижной состав и недвижимость МУП ЧАТ станут частью городской собственности, но при этом будут использоваться формально частным ООО «Общественный городской транспорт».
Добавим, по мнению источника, муниципальный пассажирский транспорт при любой форме управления останется убыточным видом деятельности: ООО «ОГТ», существующее всего полгода, уже работает в минус, и покрывать финансовые потери предстоит городскому бюджету. Через два-три года банкротом станет уже эта «ручная» фирма!» - уверяет чиновник. Однако городским и региональным властям проще сохранять такой невыгодный в экономическом плане статус кво, чтобы не допустить политических потерь накануне президентских выборов.
«Главные пассажиры городских автобусов – пенсионеры, одновременно – самая активная часть электората, – поясняет наш эксперт. – Если отдать пассажирский транспорт в частные руки, это чревато социальным взрывом. Значит, власти приложат максимум усилий, чтобы оказаться единственным игроком на объявленном конкурсным управляющим аукционе, а затем как минимум до конца апреля 2018 года поддерживать «ОГТ». Автобусы будут худо-бедно ходить, не давая горожанам повода возмутиться».
Напомним, МУП «Челябинский автобусный транспорт» вошло в процедуру банкротства осенью 2016 года. На тот момент общая задолженность предприятия составляла порядка 900 миллионов рублей. Весной 2017 года все работники предприятия перешли в созданное властями ООО «Общественный городской транспорт» (ООО «ОГТ»). Новая компания (учредители – МП «Служба организации движения» и МУП «Служба благоустройства») на сегодня является арендатором и пользователем как раз «социально значимого объекта», то есть действующего автобусного парка и подвижного состава. До конца лета арендные выплаты ООО «ОГТ» позволили МУП «ЧАТ» закрыть долг по зарплате перед бывшими работниками (около 27 миллионов рублей). Расплатиться с другими кредиторами без продажи имущества невозможно.