Top.Mail.Ru
Политика
Удмуртская республика
0

«Местный народ не смог сформировать своих лидеров». Как варяги захватили власть в Удмуртии

В Удмуртии второй месяц вовсю идет изменение структуры правительства. Ее формирование собираются завершить до конца года. Лишь немногие чиновники, имеющие опыт работы в республике до назначения Александра Бречалова врио главы, смогли попасть в число руководителей важнейших региональных ведомств. О варягах и местных в новом правительстве – в материале «ФедералПресс».

Новая метла

Уже на первой после выборов сессии Госсовета Удмуртии Александр Бречалов предложил свои изменения в структуру правительства республики. Согласно его идеям, зоны ответственности вице-премьеров значительно изменены. Так, Миндортранс вошел в блок вместе с Минстроем и Минэнерго и ЖКХ, а также с Госжилинспекцией и инспекцией Госстройнадзора, которые также станут одним ведомством. В еще один блок вошли Минсельхоз и Главное управление ветеринарии, а также министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в состав которого войдет Минлесхоз. Кроме того, был объединен ряд министерств, работающих в смежных отраслях, например, Минстрой и Минэнерго и ЖКХ, Минтруд и Минсоцполитики.

Политэксперт из Ижевска Александр Балицкий полагает, что команда «амбициозных молодых прагматичных ребят» соответствует задачам, поставленным Александром Бречаловым перед новым кабинетом министров. Тем более, что и цели, ставящиеся перед новым составом правительства, постоянно осложняются внешними факторами. Например, это серьезный госдолг республики. А еще есть требование президента России Владимира Путина разобраться с переселением нуждающихся из аварийного жилья, которое было озвучено по итогам «прямой линии», когда жительница Ижевска показала барак, в котором она вынуждена жить. Есть и давняя нерешенная проблема по повышению зарплат учителям и врачам, как это было обещано по итогам подписания президентом «майских» указов в 2012 году. К числу проблем Удмуртии добавилась новая беда – взрыв и обрушение жилого дома в Ижевске, в результате которого сотни людей остались без крова, а три подъезда девятиэтажки признаны МЧС опасными. Со всеми этими проблемами обновленное правительство с новой структурой должно начать работать с 1 января 2018 года.

Кадровая потеря?

Последней по времени стала отставка прежнего министра спорта Игоря Краснова, указ об этом подписал Александр Бречалов. Начиная с 2009 года Краснов достаточно успешно руководил своей отраслью. Его стараниями в Удмуртии проходит масса мероприятий, направленных на развитие детского, молодежного и семейного спорта. Но он все равно отправлен в отставку и уже объявлено, что следующий министр займет эту должность по конкурсу.

Александр Балицкий высказал мнение, что желание обновить управленческую команду не всегда оправдывает такие отставки: «Краснов, на мой взгляд был среди немногих, которые безусловно под любые задачи <…> вполне не только соответствует, а даже во многом на голову и на порядок более способен, чем иные. По сути, я бы смотрел на это, как на большую кадровую потерю для республики. Это пожалуй был один из немногих министров, который был не только на своем месте, но и который был действительно фигурой харизматичной для той области и сферы, в которой он работал. И спортсмены, и молодежь, которые в его ведомстве находились и находятся, в нем видели настоящего толкового и грамотного лидера».

Интересно, что в высшем эшелоне власти Игорь Краснов оставался одним из последних чиновников, родившихся, выросших и построивших свою карьеру в Удмуртии.

К слову, на этом фоне практически незамеченной прошла отставка министра сельского хозяйства Александра Прохорова. Но в итоге глава Удмуртии привел на ведущие должности варягов. При этом политолог Андрей Колядин не видит в этом ничего страшного и приводит пример Севастополя: «Глава региона, он нанял на работу к себе основную часть людей, которые приехали из-за пределов Крыма. Там из 13 замов губернатора, 12 – приглашены из вне».

Ярослав Семенов и его команда

На пост председателя правительства Удмуртии был согласован Ярослав Семенов. Кандидатуру на должность премьер-министра представил лично Александр Бречалов. По его словам, изначально на этот пост было два претендента, однако Ярослав Семенов успешнее справился с поставленной перед ним задачей по улучшению ситуации в сфере дорожного хозяйства. Федеральные органы еще в августе дали положительную оценку реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в республике. Теперь перед Семеновым стоят задачи еще и по снижению закредитованности региона и сокращению дефицита бюджета. При этом Ярослав Семенов уже заявил, что правительству необходимо пересмотреть подходы по участию Удмуртии в федеральных программах, сосредоточиться на развитии сельского хозяйства и привлечении инвестиции. В правительстве Ярослава Семенова уже четверо вице-премьеров, никогда не имевших никакого отношения к Удмуртии.

На еще одну ключевую должность Бречалов поставил Сергея Смирнова. Он возглавил администрацию главы и правительства. Фактически всей внутренней политикой Удмуртии будет заниматься именно Смирнов, который работал в этой должности в качестве и.о. с 7 апреля 2017 года. Кроме того, губернатор назначил Сергея Смирнова своим заместителем. Прежде должности заместителя главы Удмуртской Республики не существовало, на период отпуска или болезни руководителя региона замещал председатель правительства.

Пресс-секретарь главы региона Екатерина Волкова после назначения Смирнова руководителем администрации сообщила, что новые полномочия усилят взаимодействие с федеральным центром, партиями, а также работу с муниципальными образованиями: «Это нововведение, связанное с усилением внутриполитического блока». Кроме того, руководитель администрации главы и правительства Удмуртии обязан курировать министерство национальной политики, комитеты по делам ЗАГС архивов, агентства печати и массовых коммуникаций, управление мировых судей.

Юрий Бычков, известный в Удмуртии политик и бизнесмен, полагает, что это правильное решение: «Формируется команда из людей со стороны. То есть, своя элита и местный народ не смогли сформировать своих лидеров <…> Значит, вами будут управлять люди другие. Может они будут лучше управлять, они будут вообще идеально управлять». Его разочарование понятно Андрею Колядину: «Местные элиты этим сильно обеспокоены. Считают, что на территории региона есть свои кадры, которых стоит приглашать. И они выражают по этому поводу беспокойство…».

Местный бомонд

Лишь немногие представители Удмуртии смогли попасть в число руководителей важнейших республиканских ведомств. Так, Станислав Евдокимов, который руководит региональным Минфином с 2014 года, снова его возглавил. Курировать его работу будет вице-премьер Анатолий Строков, доцент департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ. Политический консультант Aндрей Колядин понимает, с какой целью возникла такая структура: «Исходя из того, что туда могут быть направлены федеральные деньги, люди, которые их направляют, хотели, чтобы эти деньги не уходили в местный песок, ничего не меняя внутри республики».

Татьяна Чуракова возглавит министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртии. Министерство, согласно новой структуре правительства, объединят с министерством труда и миграционной политики. Завершиться этот процесс должен к 1 января 2018 года. Лариса Буранова сохранила пост министра национальной политики. Председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов, представляя ее кандидатуру, подчеркнул что она хороша знакома с проблемами своей отрасли, эффективна и профессиональна. Эксперт по региональной политике Александр Балицкий полагает, что эти два назначения всего лишь «дань вежливости национальному характеру субъекта и только лишь».

Интересно, что самые традиционно «расстрельные» министерские портфели также пока остаются в руках местных выдвиженцев. Исполняющей обязанности министра образования и науки региона стала Светлана Болотникова, а исполнять обязанности министра здравоохранения назначен Андрей Воздвиженский. Александр Балицкий считает, что такое распределение обязанностей вполне оправданно: «Понятное дело, что те замахи, которые заявлены нашими нынешними руководителями, они очень грандиозны и требуют, естественно, новой команды. Потому что для того, чтобы реализовать все то «планов громадье», которое есть у Бречалова сотоварищи, действительно со старым багажом не воплотить… Поэтому понятно, что он все ворошит и меняет. Но не всегда при этих переменах стремление обновить сопряжено с пониманием того, что есть люди, которые могут новым задачам новой команды вполне соответствовать».

Aндрей Колядин, оценивая состав правительства Удмуртии и сравнивая с процессами обновления правительств других регионов страны, отмечает, что такой подход (смешения наиболее талантливых местных чиновников и использования перспективных приглашенных) сейчас в России наиболее распространен: «Это, по сути своей, снимает ряд вопросов местного бомонда, который рассчитывает войти в процессы внутренней политики в регионе и вопросов внешних политических акторов, которые тоже рекомендуют тех или иных персон в правительства. <…> Есть целый ряд заинтересованных лиц среди финансово-промышленных групп, в правительстве России, администрации президента, которые так или иначе заинтересованы в том, чтобы регион развивался и чтобы в нем было как можно меньше проблем».

Впрочем варяги попадают и на министерские должности. Например, одно из традиционно ключевых министерств – Минстрой – возглавил Иван Ястреб. В перспективе он возглавит новую структуру, которая возникнет после слияния Минстроя и Минэнергетики и ЖКХ. Ранее он работал в проекте «За честные закупки» ОНФ. Местные строители не смогли никак охарактеризовать нового министра – они его просто не знают. Теперь перед новым министром стоят несколько тяжелейших задач. Например, предстоит решить вопрос по сносу дома, поврежденного в результате взрыва бытового газа 9 ноября. Одновременно будет происходить расселение сотен людей, живущих в подлежащих сносу аварийных домах. Новому правительству и Минстрою необходимо изыскать средства на компенсации, съем жилья, строительство или покупку сотен новых квартир.

Эксперты отмечают, что эти и иные задачи нового правительства осложняются тем, что бюджеты республики, Ижевска и прочих муниципальных образований Удмуртии сверстаны с серьезным дефицитом. Бюджет региона получает из федерального бюджета кредиты на рефинансирование долгов перед коммерческими банками. Хотя, если верить финансовой статистике, Удмуртия – это чистый донор федерального бюджета и в местные бюджеты возвращается немногим более трети налогов, которые собираются в республике.

Сюжет по этой теме
19 октября 2016, 11:55

Смена власти на местах

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.