В Астрахани окончательно закрылись последние линии троллейбуса. При этом власти города не отдадут всю транспортную систему областной столицы в руки маршрутчиков – уже принято решение развивать автобусные перевозки. А заниматься этим будет то же самое муниципальное предприятие, которое уже приступило к демонтажу контактной сети троллейбуса. Что будет с уволенными сотрудниками, когда, сколько и каких автобусов может появиться в Астрахани и почему такой итог был неизбежен – в материале «ФедералПресс».
Кулаки нашлись после драки
В минувшие выходные в Астрахани прошел митинг. Его участники (оценки численности расходятся, но митинг не был массовым) требовали восстановления движения в городе троллейбусов. Протестную акцию поддержали политические силы – КПРФ, «Справедливая Россия». Это произошло уже в ситуации, когда троллейбусное сообщение было де-факто закрыто. В конце октября линии отключили от электроснабжения за неуплату со стороны МУ «Автобусно-троллейбусный парк» (АТП). Протестующие требовали не просто спасти троллейбус, но и «не допустить закрытия» предприятия. По сведениям «ФедералПресс», вопроса о ликвидации предприятия не поднималось.
Общественники также направили обращения в Генпрокурору, администрацию президента и менее громкие по звучанию структуры. Вместе с активистами из других городов записали и выложили в Сеть англоязычные ролики – вероятно, с надеждой, что о троллейбусах в Астрахани узнают во всем мире.
Чемодан без ручки
Вместе с тем, собственно в самой Астрахани тема не столь остра, как ее некоторые представляют. Если в период расцвета на линию выходило до 80 троллейбусов, уже в 2010-м 36, то к 2015 году число сократилось до 12. В нынешнем году оно не превышало семи единиц. Вызвано это разными причинами, но конечный итог общий – пассажирский спрос упал. В 2016 году предприятие перевезло меньше миллиона пассажиров (2,7 тыс. человек в день – примерно 0,5 % населения города). Себестоимость поездки в таких условиях составляет 64 рубля, а билет стоит 10 рублей.
На предприятии пояснили, что весь объем субсидий, выделенный на год, просто был израсходован. Растянуть дотации на год, например, выпуская не семь, а пять троллейбусов, было бы уже на грани комизма. Кроме того, из 50 км контактной сети половина нуждалась в срочной замене.
«Это логическое завершение всей печальной истории троллейбуса вообще. Просто пора признать факт. Это как с тем чемоданом без ручки – тяжело нести и бросить жалко. Такая и была ситуация. Пришли уже просто к пределу, – считает заместитель главы администрации Астрахани Сиражудин Агабеков. – Но самое главное – как средство передвижения – троллейбус свое значение в городе, к сожалению, утратил».
Новый вызов
В мэрии однозначно заявляют – все сотрудники (более 110 человек), которые потеряют работу, в законный срок получат полную компенсацию. Подчеркивается, что все без исключения уволены по сокращению, включая 42 пенсионеров. Увольнения пройдут уже в декабре.
Сейчас сотрудники АТП ведут демонтаж контактной сети. Провода продадут, чтобы погасить старые долги предприятия. Кстати, после оценки будут выставлены на торги некоторые объекты, ему принадлежащие. При этом, по сведениям «ФедералПресс», тяговые подстанции решено оставить. Возможно, в дальнейшем их будут переоснащать под другие цели, в том числе и под строительство пунктов зарядки для электробусов. Возможность того, что именно на них сделают ставку в пассажирских перевозках Астрахани в недалеком будущем.
На этом настаивает, например, депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин. Он заявил, что он имел беседы по перспективам обеспечения транспортом Астрахани и с руководством мэрии и с федеральными властями. «Скоро Москва перейдет полностью на электробусы. В Волгограде уже волжское предприятие, которое их выпускает (речь о «Волгабас», – прим. «ФедералПресс»), вместо троллейбуса выпускает на линию электробус. Конечно, весь мир идет по тому же пути. Пусть бесконтактный, но транспорт должен быть электрическим», – считает Шеин.
Сиражудин Агабеков рассказал, что электробус, возможно, появится в перспективе, но не самой ближайшей. Такой транспорт дорогой, а экономический эффект от эксплуатации пока неочевиден. Агабеков пояснил, что в обследовании будет сделана ставка на автобусы. Уже в начале следующего года для того же предприятия мэрия планирует купить как минимум два десятка автобусов среднего класса на газомоторном топливе. При этом в Астрахани не планируют приглашать перевозчика-инвестора, вероятно, насмотревшись на мытарства Волгограда.
Одновременно на днях в администрации ждут результатов исследования пассажиропотоков в городе. Эту работу в течение года делал Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь), который имеет опыт таких исследований. «Там есть очень интересные результаты, к их обсуждению, чтобы понять, что нам делать с транспортным развитием, мы привлечем общественность, депутатов и городского и областного уровня», – пообещал вице-мэр Астрахани.