Прозвучавшее 4 декабря заявление главы Челябинска Евгения Тефтелева о предстоящем переносе автовокзала от дворца спорта «Юность» было воспринято экспертами и общественностью крайне неоднозначно, тем более, что, сказав «А», градоначальник не стал говорить «Б» и объяснять причины такого решения. Мнения специалистов – в материале «ФедералПресс».
«Приоткрою завесу тайны. У нас есть наработки, есть предложения, – заявил 4 декабря Евгений Тефтелев. – Сам процесс будет называться оптимизацией автовокзала в городе Челябинске. Многие высказываются за перенос автовокзала, однако есть и те, кто привык отъезжать от «Юности». Соотношение где-то 50 на 50. Мысль о том, что автовокзал нужно передвинуть, есть, в том числе и у перевозчика. Возможно, это будет где-то в центре города. Возможно смещение в сторону улицы Труда. Вы же прекрасно понимаете, кто там собственник, у кого может быть такая идея. Это, скорее, связано и с развитием его бизнеса».
Конкретики из заявления мэра можно извлечь немного: из слов Евгения Николаевича следует, что ситуация с автовокзалом, расположенным на первом этаже ДС «Юность», активно обсуждается в кулуарах. Что касается «собственника», то помещениями «Юности», в которых расположены зал ожидания, кассы и другие службы автовокзала, владеет бизнесмен Александр Карелин. Кроме того, настораживает фраза про «смещение по улице Труда»: дело в том, что ДС «Юность» и, соответственно, автовокзал находятся на пересечении как раз улицы Труда и одной из главных и перманентно загруженных транспортных артерий города — Свердловского проспекта. То есть переезд планируется недалекий, но неясно, где на улице Труда можно найти место для предприятия, ежесуточно посещаемого тысячами людей и генерирующего трафик крупногабаритного транспорта: восточная часть этой улицы проходит через плотно застроенный исторический центр Челябинска, а западная и без междугородных автобусов регулярно встает в автомобильных пробках.
Сверх приведенной цитаты Тефтелев ничего не сообщил. Позднее пресс-служба администрации не смогла дополнить высказывания шефа.
Ажиотаж вокруг «Юности» объясняется просто: «автовокзальные» реформы происходят в Челябинске не впервые и, по мнению независимых экспертов, всегда имеют политическую и протекционистскую подоплеку. Напомним, в 2011 году главный городской автовокзал «Южный» перенесли из площадей расположенного рядом с железнодорожной станцией «Челябинск — Главный» торгового комплекса «Синегорье» во дворец спорта. Шесть лет назад во главе городской администрации стоял Сергей Давыдов, протеже бывшего на сегодня губернатора Михаила Юревича. Директор «Южного» Владимир Руськин тогда публично заявлял, что принудительный перенос автостанции продиктован всего лишь желанием Давыдова помочь с бизнесом своему другу Карелину. Второй причиной, по версии Руськина, поддержанной многими экспертами, было стремление окружения Михаила Юревича нанести ущерб хозяину и создателю «Синегорья», известному предпринимателю Артуру Никитину, который поддерживал оппонентов Юревича, сначала челябинского мэра, а затем и губернатора, с 2005 года.
Соображениями логистики и экономики прошлый переезд автовокзала в самом деле нельзя было объяснить. Если от «Синегорья» автобусы, стартуя во всех направлениях, кроме северного, быстро покидали границы города, то, отправляясь от расположенной практически в географическом центре Челябинска «Юности», пассажиры в любом случае теряли и теряют от 40 минут до часа на то, чтобы добраться до окраин.
В 2011 году с челябинцами никто не посоветовался: как сообщал «ФедералПресс», автовокзал перенесли в помещения «Юности» административно-принудительными мерами. Правда, в 2014 году, когда сменились и губернатор (на Бориса Дубровского) и глава Челябинска (на Евгения Тефтелева), автостанцию на «Синегорье» восстановили, пусть и в «урезанном» варианте: большая часть междугородных маршрутов по-прежнему стартует от «Юности».
Сегодня Евгений Тефтелев, как следует из фразы про «50 на 50», заявляет, что власти провели некие замеры общественного мнения. Однако про планы властей, как выяснил корреспондент «ФедералПресс», до высказывания мэра не знали не только горожане, но даже и перевозчики, работающие на междугородных маршрутах.
«Я узнал эту новость из СМИ, – признался корреспонденту «ФедералПресс» депутат челябинской думы, владелец нескольких работающих на пассажирских перевозках ООО Станислав Новичихин. – До этого не слышал даже намека на такие изменения. Смысл их от меня сейчас ускользает: плохо ли, хорошо, но «Юность» уже «взяла» своего пассажира, «Синегорье» продолжает работать, но клиентов хватает всем. Меня, как перевозчика, площадка у «Юности» устраивает. Разговоры о том, что перенос автовокзала продиктован борьбой за экологию, считаю несостоятельными: не думаю, что автобусы производят столько уж дыма. Может, автовокзал на «Юности» кому-то мешает? Но пока не будет озвучена причина его переезда, рассуждать бессмысленно».
Отметим, Станислав Новичихин неофициально считается человеком, близким к Александру Карелину. Так что, если он действительно не в курсе планов городских властей, то забота градоначальника о бизнесе собственника помещений действующего автовокзала выглядит сомнительно. С самим Александром Карелиным связаться, к сожалению, не удалось.
«Я всегда говорил, что расположение автовокзала во дворце спорта не логично, не экологично и не экономично, – заявляет челябинский транспортный эксперт Яков Гуревич. – Позиции Карелина ослабли из-за проблем у попавшего под следствие Давыдова. А автовокзал надо не передвигать, а ликвидировать! Но вот куда власти задумали передвигать объект — я предсказать не берусь. Если бы в городе была внятная стратегия развития транспортной сети, то оптимальное место для автовокзала указал бы любой студент-второкурсник автотракторного факультета. А что придумают сейчас — непонятно. Ведь на самом деле для организации работы хватит небольшого сарайчика и пятачка сто на сто метров для маневрирования автобусов».
А вот политолог Александр Подопригора, шесть лет назад активно критиковавший инициативу Сергея Давыдова по переносу автовокзала в «Юность», напротив, полагает, что анонсированная реформа планируется опять в интересах Александра Карелина. Впрочем, беседуя с корреспондентом «ФедералПресс», Александр Васильевич заранее предупредил, что пока из всех фактов мы имеем не реформу как таковую, а только информационный вброс, пусть и сделанный лично главой города.
«Само по себе решение городских властей убрать автовокзал от «Юности» можно было бы назвать хоть и сильно запоздалым, но правильным, – считает политолог. – Если бы не одно «но»: это демонстрация дурной преемственности челябинских градоначальников, от Юревича к Давыдову, от Давыдова к Тефтелеву. В 2011 году перенос автовокзала был настоящим преступлением, совершенным исключительно в интересах группы Карелина. И сегодня защищаются интересы этой же группы, хоть Евгений Тефтелев и ссылается на какие-то соцопросы. Возмущает сама риторика мэра: он «не хочет раскрывать тайну», которая вообще-то затрагивает тысячи людей. Каково? Тайна вместо публичного обсуждения важного для города вопроса! Этого, думаю, достаточно для характеристики местных властей: впрочем, если будут таковы интересы еще чьего-нибудь бизнеса, наши чиновники быстро подведут обоснование под открытие автовокзала хоть на площади Революции».
Александр Подопригора согласен с Яковом Гуревичем в другом вопросе: по мнению политолога, Челябинск легко обойдется без автовокзала «Юность» и созданной одновременно с ним пересадочной автостанции в районе областной больницы. Для нормального функционирования хватит полноценных автовокзалов на юге города, в «Синегорье», и на севере, где в 2014 году был построен комплекс «Северные ворота», сегодня специализирующийся в основном на пригородных перевозках. Однако Подопригора единственный из опрошенных экспертов предполагает, что побудило Тефтелева и (предположительно) Карелина искать новое место для доходного бизнеса на пассажирских перевозках.
«Идефикс властей региональных – подготовка Челябинска к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, – напоминает Подопригора. – И в эту подготовку никак не вписываются гудящие и пачкающие воздух автобусы на единственной в городе набережной реки Миасс. Поэтому, возможно, чиновники и бизнесмены решили заранее подсуетиться, чтобы не пришлось потом переезжать в авральном режиме».