Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Наталья Шерстнева: «Основная задача в колониях Среднего Урала – трудоустройство заключенных, а не получение прибыли»

На труде заключенных учреждениям ГУФСИН в прошлом году удалось заработать 138,3 млн. рублей чистой прибыли. Практически все эти деньги уходят на модернизацию и поддержание предприятий «за колючей проволокой». Отлаженная система привлечения к труду в исправительных колониях позволяет осужденным не только зарабатывать, а также с пользой проводить время и осваивать специальность, которая может пригодиться при трудоустройстве на свободе. Но главной сложностью для предприятий ГУФСИН остается освоение рынка сбыта. Где взять заказы для заключенных, куда потратить заработанные деньги и зачем выпускать куриные яйца, - на эти и другие вопросы корреспондента «ФедералПресс» ответила замначальника отдела организации трудовой занятости спецконтингента и начальник отдела маркетинга и сбыта продукции ГУФСИН России по Свердловской области Наталья Шерстнева.

«По итогам года мы ожидаем перевыполнение плана»

По итогам работы 2016 года объем выпуска товарной продукции учреждениями ГУФСИН России по Свердловской области составил 1 277,5 млн. рублей или 106,5% от планового показателя. Какие цифры ожидаете получить к концу 2017 года?  

По итогам десяти месяцев объем выпуска уже составил 1 млрд. 300 млн. рублей. Это план, который мы ставили себе на 2017 год. По итогам года мы ожидаем перевыполнение плана на 150-170%. 1 млрд. 600 млн. точно заработаем, а может и больше.

На что распределяется чистая прибыль, и как расставляете приоритеты?  

Приоритеты нам расставило государство. По закону, не менее 55% от чистой прибыли мы должны вкладывать в развитие производства: это приобретение нового оборудования, его модернизация и создание новых рабочих мест. Также не более 20 % прибыли должно тратиться на социальную защиту и улучшение условий труда сотрудников УИС, не более 20 % в качестве дополнительного источника финансирования бюджетных нужд и не менее 5 % на укрепление развития энергетического хозяйства учреждений.

Как часто происходит обновление инвентаря, производственных помещений?

Все зависит от руководства конкретной колонии. Если руководство развернуто лицом к производству, то значит производство будет развиваться. Это – подушка безопасности для любого учреждения: сегодня финансируется одна статья, завтра нет. Государство полностью содержать потребности тюрем не всегда может.  

«Должна быть уверенность, что все яйца будут наши»

Какие производства существуют в исправительных колониях Свердловской области? И как определяется направление трудовой деятельности при той или иной ИК?

В нашей системе существуют все отрасли народного хозяйства: машиностроение, металлообработка, деревообработка, швейное производство, производство продукции товаров народного потребления, мебельное производство (офисная, детская, мебель для дома), производство сельскохозяйственной продукции для внутрисистемного назначения. Направленность учреждения определяется прежде всего его месторасположением: если учреждение находится в зоне леса, то там, естественно, развит лесопромышленный комплекс. (Такие производства есть при колониях в Ивделе, Сосьве и Тавде).  

 

Если, например, в Нижнем Тагиле некоторые предприятия на территории колонии были изначально созданы при Уралвагонзаводе, то мы естественно там продолжаем металлообработку и взаимодействие с УВЗ. Если женская колония, которая была создана в советские времена и была направлена на швейную фабрику, естественно, мы и дальше продолжаем заниматься выпуском швейной продукции. Иногда занимаемся расширением производства: открываем новые участки. Потому что нам необходимо дополнительно создавать рабочие места, чтоб трудоустроить спецконтингент. Основная задача у нас все-таки трудоустройство, а не получение прибыли.

Какие производства планируете еще наладить, и что для этого необходимо?

Основной упор будем делать на сельское хозяйство. У нас уже есть учреждения, которые занимаются чисто сельским хозяйством. Например, в Камышлове. Там есть свои поля, коровники, свинарники, где занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Но сейчас нам поставлена задача перейти на самообеспечение в вопросах питания, поэтому мы планируем развивать этот вид деятельности.

 

Сейчас на производствах ГУФСИН вкладываются в развитие птицеводства: яйца мы закупаем у сторонних организаций, хотя готовы заниматься их производством сами. Но нам нужна поддержка специалистов в этой отрасли. Понимаете, организовать птицеводство в наших условиях непросто: должны быть соблюдены все санпины, санитарные зоны. Мы даже рассматриваем такой вариант: мы готовы возить спецконтингент на предприятие, где занимаются птицеводством. Например, выделили бы нам один ангар, и мы бы там работали. Только должна быть уверенность, что все яйца из этого ангара будут наши. Пока ведутся переговоры.

Сколько предприятий, направленных на выпуск сельскохозяйственной продукции, уже существуют в исправительных колониях ГУФСИН? Что они производят и в каких объемах?

В 27 учреждениях ГУФСИН России по Свердловской области осуществляется выпуск сельскохозяйственной продукции животноводства и растениеводства. В рамках ежегодной программы самообеспечения выращивают такие овощные культуры как картофель, капусту, морковь, свеклу. Всего по итогам уборочной компании 2017 года собрано более 900 тонн овощей, в том числе более 100 тон засолили томатов и огурцов.  

«Можем поставлять продукцию без конкурса и торгов»

Насколько охотно или неохотно предприятия Свердловской области идут на сотрудничество с ГУФСИН? Какие виды сотрудничества существуют?

Руководство ГУФСИН регулярно проводит презентационные встречи с представителями предприятий. Мы предлагаем такие виды сотрудничества, как участие на общих основаниях в аукционах, проводимых государственными и муниципальными организациями, и в качестве  единственного поставщика (согласно п.п. 11 п. 1 ст. 93 № 44-ФЗ и ПП № 587 – прим ред).

Каким образом налаживается сбыт продукции? Есть ли какие-то сложности или, наоборот, преимущества при участии в тендерах?

Мы имеем преимущество при взаимодействии с муниципальными государственными образованиями по определенному перечню продукции, где мы можем выступать как единственный поставщик (предусмотрено постановлением Правительства РФ) . В таком случае мы можем поставлять продукцию без конкурса и торгов.

 

С коммерческими организациями мы на общих основаниях участвуем в тендерах. В основном создаем или совместное производство или заключаем разовые договоры. Но основную долю, конечно, составляет внутрисистемный сбыт. Мы во многом сами себя обеспечиваем: делаем мебель, производим гигиенические наборы и сельскохозяйственную продукцию. Многое производим по заказу госструктур: в этом году только мебели произвели на 150 миллионов рублей.

В Свердловской области 23 000 заключенных. Почему нет возможности трудоустроить всех, и что нужно для создания дополнительных рабочих мест?

Численность осужденных, привлеченных к труду на оплачиваемых работах, за десять месяцев 2017 года составила 4069 человек. Есть учреждения, в которых трудоустроены 80-85 % осужденных. Следует учитывать, что в каждом учреждении отбывают наказания люди, имеющие пенсионный возраст, ограничения по здоровью, инвалидность или не имеющие рабочую специальность. В соответствии с действующим законодательством привлечение к труду пенсионеров и инвалидов может осуществляется только с их письменного желания и на неполный рабочий день.

 

Для увеличения объемов производства и создания дополнительных рабочих мест мы работаем с государственными и муниципальными образованиями (рассылаем письма, презентации). Благодаря подобным действиям в подразделениях ГУФСИН удалось разместить заказы для обеспечения государственных и муниципальных нужд на общую сумму более 100 млн. рублей, трудоустроить более 300 осужденных.  

Также за десять месяцев 2017 года учреждения ГУФСИН поучаствовало в 43 выставках-ярмарках, по результатам которых заключены договоры на поставку продукции (услуг) и реализовано продукции на сумму более 30,0 млн. рублей.  

«Мы готовим их не только работать у нас»

Как вновь прибывший в исправительную колонию «вводится» в производство? Проходят ли осужденные специальное обучение по профессиям?

Когда человек поступает в наши учреждения, он заполняет определенные формуляры, где указывает, есть ли у него специальность, образование... С ним работает сначала воспитатель, потом сотрудник с производства. Бывает, что у человека нет образования, но есть желание работать. Тогда мы предлагаем поступить в училище при исправительной колонии.

Как определяется, каким специальностям нужно обучать в ваших училищах?

Специальности, которые нужны в учебном заведении, определяются по двум факторам: основам производства, которые организованы в самом учреждении, и рынку труда на внешнем рынке. Мы берем статистику, изучаем, в какой сфере сегодня есть дефицит рабочих специальностей. Если надо сварщиков, мы и готовим сварщиков. Это должно быть полезно и для будущего заключенных: мы же готовим их не только работать у нас, но и трудоустроиться после выхода из исправительной колонии.  

«Утром – школа, потом – училище, затем – работа»

На территории Свердловской области действует колония для несовершеннолетних в Кировограде. Кем там работают дети, и сколько по времени они трудятся?

Они работают, как и положено по закону, четыре часа в день. На территории учреждения освоено три вида производства: растениеводство, швейное производство (по последнему госзаказу они отшивали простыни и наволочки), изготовление метелок.   Еще они трудоустроены в столовой помощниками повара: готовят обеды. Времени свободного у них немного: утром – школа, потом – училище, затем – работа. Дети в колонии успевают не только поработать, зарабатывая деньги, но и интересно проводить досуг. 

ГОСТ или ТУ

Каковы стандарты качества производимой в ГУФСИН продукции? Насколько она конкурентноспособна?  

- У нас вся продукция идет если не по ГОСТу, то по ТУ. Для того, чтобы запустить новый вид изделия, мы сначала данную продукцию разрабатываем: у нас имеются технические службы в учреждениях, также техническое отделение у нас есть и в управлении. Они определяют технические характеристики, разрабатывают программу контроля и внедряют это. Когда поставщик уже что-то заказывает, мы обговариваем, по каким техническим условиях мы будем работать.

 

У нас есть ОТК в каждом подразделении. Контролеры созданы из числа спецконтингента, они трудоустроены на работе. Если есть брак, они возвращают изделие обратно на доработку. С заключенными в отделении ОТК работает вольнонаемный мастер. Кроме того, все внутрисистемные контракты проходят внешнюю экспертизу: заключается контракт с экспертной организацией на конкурсной основе, и они проводят проверку (отбирают из партии по 20-30 образцов изделий и дают заключение – прим. ред). Если в нем написано, что продукции не надлежащего качества, тогда мы отправляем ее на доработку, и ее перерабатывают.

Брак продукции для заключенного – это штраф?

Если заключенный работает на индивидуальном пошиве (отшивает от начала и до конца), то при браке его норма-выработка будет меньше. Если работала бригада, то норма выработки снижается у всей бригады. У нас действует сдельная оплата труда, поэтому заключенным самим не выгодно делать брак.  

«Содержать за счет производства полностью учреждение нереально»

Как оплачивается труд заключенных?

Деньги зачисляются на лицевые счета, оттуда средства перераспределяются на иски, оплату алиментов (если такие есть). Особое внимание уделяется трудоустройству осужденных, имеющих исковые обязательства. По искам за девять месяцев с лицевых счетов осужденных перечислено потерпевшим 56,6 миллионов руб. Остаток заключенный может копить и получить при освобождении, а может тратить в магазине, которые есть в каждом учреждении.

Если производства в ГУФСИН поставить на прочные рельсы смогут ли они вывести исправительные колонии на самоокупаемость?

Содержать за счет производства полностью учреждение нереально. Это огромные деньги. Взять даже одно питание: 23 000 осужденных едят каждый день три раза в сутки. Это 90 граммов мяса, 30 граммов масла, мы обязаны этим их обеспечить. Мы не можем производить столько продуктов питания, чтобы обеспечить ими всех заключенных: у нас в регионе нет соответствующего климата и площадей. Нужно понимать, что большинство ИК расположено в городах. Мы же не будем выращивать картошку на плацу.

Стоит понимать также, что овощи, производимые предприятиями ГУФСИН не попадают сразу на стол заключенным. Сначала их покупает государство. Также происходит с гигиеническими и дорожными наборами, швейной продукцией. С целью обеспечения внутрисистемных нужд учреждений ГУФСИН в 2017 году было заключено государственных контрактов на сумму более 300 млн. рублей.

Фото: Евгений Поторочин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.