Некогда успешный саратовский завод резервуарных металлоконструкций признан банкротом. Еще три года назад выпускающее стальные резервуары для нефтяной промышленности предприятие приносило прибыль, а его выручка оценивалась миллиардами рублей. Сегодня же конкурсный управляющий говорит о возможном преднамеренном банкротстве завода. Как АО «АП РМК» оказался на грани существования – в материале «ФедералПресс».
«Пусть объявляют банкротство»
Заявление в арбитражный суд о невозможности исполнять долговые обязательства саратовский завод резервуарных металлоконструкций» (АО «АП РМК») подал в ноябре 2016 года. Поводом для подачи предприятием иска о собственном банкротстве стало резкое ухудшение финансового состояния.
В октябре 2016 года АО «АП РМК» попало в правительственные мониторинги как одно из предприятий, на которых сложилась «самая вопиющая» ситуация с заработной платой. Занимавший на тот момент пост первого заместителя председателя правительства региона Александр Стрелюхин рекомендовал руководителям проблемных предприятий «не забывать об уголовной ответственности за невыплату зарплат». «Следует напомнить собственникам и учредителям предприятий о том, что в их бизнесе не все в порядке. Собственники вместе с директорами должны думать, как расплатиться по долгам. Пусть берут кредиты, распродают непрофильные активы или, в конечном счете, уже объявляют банкротство», – цитировало Стрелюхина правительство региона. Тогда же на портале Федерального реестра сведений о деятельности юрлиц появилось сообщение о том, что АО «АП РМК» намерено обратиться с заявлением о признании себя банкротом.
На момент подачи иска в арбитраж завод имел кредиторскую задолженность в размере 1,332 млрд рублей, из которых 738 млн рублей – долги по займам, 289 млн рублей – долги перед поставщиками, 47 млн рублей – долги по заработной плате, 20 млн рублей – долги по налогам, 33,8 млн рублей – долги перед внебюджетными фондами и так далее. На сегодняшний день о своих требованиях в качестве кредиторов АО «АП РМК» заявили 15 организаций на общую сумму более 55 млн рублей. В их числе ООО «Транснефть-Восток» – 22,2 млн, ООО «Транснефть-Приволга» – 4,2 млн, ООО «Металлург-Цемремонт» – 2,9 млн, ООО ЖДЭ-2000 – 3,5 млн, ООО «Велесстрой» – 18,5 млн, ООО «Металлокомплект-М» – 4 млн рублей и ряд других.
В настоящее время на АО «АП РМК» введено конкурсное управление сроком на полгода. В это время заводом фактически будет руководить Александр Маевский – арбитражный управляющий, который занимался наблюдением за заводом предыдущий год. Именно Александр Маевский усомнился в искренности намерений совета директоров вывести предприятие из кризиса.
Нестабильно стало еще в 2013 году
Саратовский завод резервуарных металлоконструкций был создан в 1947 году как ремонтно-механическое предприятие для газодобывающей промышленности. Позже завод начал специализироваться на производстве резервуаров различной емкости для нефти, нефтепродуктов и воды. Как сообщают на предприятии, в свое время на нем работало не менее 800 человек. Правительство Саратовской области называло АО «АП РМК» крупнейшим в стране экспортером резервуаров для нефтепродуктов, продукция которого поставлялась в 33 страны мира. В 2015 году выручка предприятия составила почти 1,3 млрд рублей, чистая прибыль – 8,2 млн рублей, в 2014 году выручка была еще больше – 2,1 млрд рублей, об убытках не шло и речи. В 2012 году темпы роста прибыли составили 254,5 %. Завод участвовал в самых разных программах, получал правительственные награды, объявлял о новых подходах к оплате труда и, казалось, все так и будет продолжаться.
Однако, если верить отчету арбитражного управляющего Александра Маевского, опубликованному в сентябре 2017 года, нестабильность финансового состояния АО «АП РМК» проявилась уже в 2013 году. По его мнению, уже тогда наблюдалась недостаточная кратковременная платежеспособность. Он также считает, что если в среднесрочной перспективе завод еще мог справиться с долгами, то в долгосрочной погашение долгов не представлялось возможным. В отчете Маевского говорится, что при полном погашении обязательств осуществление деятельности обществом не представлялось возможным из-за незначительного превышения активов должника над его обязательствами. Из-за снижения платежеспособности говорить о накоплении выручки для выплаты по текущим обязательствам становилось все сложнее.
В 2013-2015 годах оборотный капитал саратовского завода резервуарных металлоконструкций полностью формировался за счет заемных средств. При этом само предприятие почти ничего не получало от контрагентов и дебиторская задолженность росла. «...Общество в значительной степени зависит от дебиторов; предприятие осуществляет деятельность на прибыльной основе, однако темп роста заемного капитала в рамках рассматриваемого периода значительно превышал темп роста собственного капитала, что приводило к увеличению степени финансовой зависимости предприятия. На конец рассматриваемого периода превалирующую долю в источниках формирования средств предприятия (более 56 %) занимала кредиторская задолженность, что является негативным фактором», – говорится в отчете арбитражного управляющего.
Вывод активов из конкурсной массы
В конце 2016 года АО «АП РМК» произвело две сделки, которые, по мнению Александра Маевского, были направлены на замещение имущества должника менее ликвидным: 17 ноября и 1 декабря АО приобрело векселя ООО «Дюкарт» (по данным kartoteka.ru, участники компании ООО «Оптавтотраст» – 84,5 %, АО «АКБ ВЕК» – 15,4 %) на общую сумму 80 млн рублей. С той же целью, как считает управляющий, были проданы и принадлежавшие заводу охотничьи угодья в Балтайском районе Саратовской области – жилой дом площадью 728,8 кв. м и два земельных участка площадью 141 тыс. кв. м и 667 тыс. кв. м. В июне 2017 года они стояли на балансе предприятия и их стоимость оценивалась более чем в 30 млн рублей. Однако позже выяснилось, что еще в октябре 2016 года эти три объекта были проданы некоему Айрапету Айрапетяну. Сначала за 1,8 млн рублей, но затем цена была скорректирована до 3,3 млн рублей. Временный управляющий считает, что эта сделка фиктивная и направлена исключительно на вывод активов из конкурсной массы. По той же схеме, на его взгляд, в июле» за 4,5 млн рублей было продано судно «Славутич».
Все это временный управляющий Александр Маевский перечислил не только в отчете, но и в заявлении в полицию. Впрочем, уголовного дела по материалам проверки возбуждено не было, а сам отчет управляющего совет кредиторов принимать к сведению не стал.
На момент собрания кредиторов общая сумма включенных в соответствующий реестр их требований составляла 1,18 млрд рублей, с учетом требований второй очереди – 1,26 млрд рублей.
Неудавшиеся инвестиции
Все это время председатель совета директоров АО «АП РМК» Заури Гоциридзе утверждал, что делает все от него зависящее для спасения предприятия. Проработав на предприятии более 40 лет, он действительно должен был быть заинтересован в выходе из кризиса. Например, именно так подавалась история с продажей долгов завода некоему Шалве Сулаберидзе. Последний подал заявление в арбитраж о том, что готов оплатить все долги из собственного кармана. Ход с самого начала попахивал аферой, потому что, согласно kartoteka.ru, господин Сулаберидзе – учредитель и генеральный директор ООО «Гостинично-оздоровительный комплекс «Аляска», зарегистрированного в Саратове и ресторана ООО «Арго» в селе Шумейка Энгельсского района. Откуда у средней руки бизнесмена 1,5 млрд рублей было не понятно. Хотя сам инвестор утверждал, что он все просчитал и занимается поиском средств. Заури Гоциридзе подтверждал намерения Сулаберидзе, говоря, что знает этого человека как порядочного, а условие сделки – сохранение производства.
Впрочем, чуда не случилось: энгельсский ресторатор не смог на суде подтвердить наличие необходимой суммы и исчез из поля зрения наблюдателей за историей падения завода. Александр Маевский утверждает, что никто завод покупать и не собирался, а все эти действия были нужны лишь с одной целью: затянуть процедуру банкротства и как можно дольше не вводить следующую стадию, на которой руководство не будет иметь возможности вывозить имущество с предприятия. Хотя слова управляющего о попытках вывоза имущества не подтверждаются ничем, кроме фотографий, на которых изображены грузовики с чем-то металлическим. Руководство АО «АП РМК» также не согласно с выводами арбитражного управляющего. Гендиректор Михаил Савран ранее утверждал, что реальное положение дел не соответствует выводам господина Маевского, а само предприятие готово к любым проверкам.
«Производство не остановилось»
Все это время правительство Саратовской области утешало интересующихся судьбой саратовского завода резервуарных металлоконструкций, что следит за ситуацией на предприятии, работает с акционерами и так далее. В начале этого года в областном министерстве промышленности и энергетики утверждали, что проводят «системную работу по привлечению на предприятие эффективного собственника и инвестора, чтобы сохранить коллектив, рабочие места и само производство». Инвестор все не находился, зарплаты не платились (на момент отчета долг составлял порядка 80 млн рублей), будущее становилось все туманнее.
Сейчас на предприятии говорят, что вся коммерческая деятельность АО «АП РМК» производится через единственного официального дилера ООО «Регион» (зарегистрирован в Самаре, принадлежит предпринимателю Александру Меньших – 100 %), c правом представления продукции от завода. «ООО «Регион» взяло на себя обязательство по обеспечению предприятия заказами, а также поддержанию операционной деятельности завода», – пояснили на заводе.
Министерство промышленности и энергетики Саратовской области утверждает, что проводит «ряд мероприятий, в том числе, по поиску эффективного инвестора, финансовому оздоровлению предприятия, работе с дебиторами, реализации неликвидного материала, разработке мероприятия по снижению затрат». «Завод продолжает работать, формируется «портфель заказов». Для исполнения заказа самарской компании «Регион» на пятидневный режим работы вышло 280 человек, а 112 человек находятся пока в трехдневном режиме», – информируют в правительстве. Зарплата, по данным минпрома, выплачивается вовремя. «Таким образом, после признания предприятия банкротом производство не остановилось. Выпуск резервуарных металлоконструкций в регионе будет сохранен»,- сообщает министерство.
В каком формате сохранится производство, если заявления минпромэнерго верны, пока неизвестно. «ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации.
Фото с официального сайта завода