Top.Mail.Ru
Общество
Оренбургская область
0

Борьба за право голоса. Конфликт мэрии Оренбурга и частных перевозчиков перерос в медиавойну

Противостояние мэрии Оренбурга и частных перевозчиков переросло в медиавойну. Пока оставить последнее слово за собой не удалось ни одной из сторон. Объявленный в сентябре конкурс перенесен на неопределенный срок. Разобраться в ситуации пытается УФАС. Частные перевозчики заверяют, что забастовки городского транспорта не будет. Бороться с несправедливым, по их мнению, тендером, они решили правовыми методами. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Проезд дешевый, проблемы большие

Проблем в сфере пассажирских перевозок Оренбурга много: засилье ГАЗелей, плохое состояние троллейбусов, старое и низкотехнологичное депо, убыточные муниципальные транспортные предприятия. Несмотря на это, по состоянию на 1 декабря 2017 года в Оренбурге одни из самых низких не только в ПФО, но и в России, цена на проезд в общественном транспорте. Проезд в троллейбусе стоит всего 13 рублей, а в автобусе или ГАЗеле – от 20 до 22 рублей.

Осенью этого года, буквально за несколько недель до открытого конфликта частных перевозчиков и мэрии, в Оренбурге была создана Ассоциация перевозчиков. В нее вошли около 20 частных компаний, на долю которых приходится около 80 % пассажирского трафика в общественном транспорте областного центра. Возглавил ассоциацию бывший глава управления пассажирского транспорта Оренбурга Максим Фазуллин. Он заявил о намерении ассоциации отстаивать собственную концепцию развития пассажирского транспорта в Оренбурге. По сути же, речь шла об отстаивании интересов частных перевозчиков перед мэрией.

Частные перевозчики создали свою ассоциацию в противовес городской транспортной комиссии, которую они называют «закрытым клубом». В действующую комиссию, которая занимается стратегией развития транспорта и разрабатывает новые маршруты, никто из частных перевозчиков не входит. Зато в нее входят чиновники мэрии, депутаты Горсовета, директор муниципального транспортного предприятия, занимающего только 20 % рынка перевозок в Оренбурге, и представители дорожных служб. Таким образом, прямое отношение к работе общественного транспорта из 17 человек имеют только четверо. По мнению частников, это не правильно, поскольку они являются основными участниками рынка и должны иметь право голоса.

К слову, частные перевозчики предпринимали попытки войти в состав транспортной комиссии Оренбурга, но они оказались безуспешными. В ассоциации надеются, что после объединения комиссия начнет диалог с частниками.

Назначение как по нотам

В ноябре в муниципальном предприятии «Оренбургские пассажирские перевозки» заговорили о смене директора. Причиной стала убыточность предприятия и неспособность действующего руководства выйти даже на минимальную рентабельность. Возглавить предприятие глава города Евгений Арапов предложил депутату Горсовета Артему Сафиулину.

Диалог на еженедельном аппаратном совещании в мэрии выглядел так:

– Я вот вас слушаю постоянно. Вы что, действительно все знаете? Знаете, что нужно делать? – поинтересовался Евгений Арапов.

– У меня есть с точки зрения экономического обоснования несколько вариантов. Я понимаю, что сейчас фактически объединили предприятие, и оно 4–5 месяцев стоит, –пояснил Артем Сафиуллин:

– То есть вы считаете, что вы четко владеете ситуацией?

– Я считаю, что у меня есть представления, каким образом оптимизировать все.

– Тогда возьмите и поработайте, и покажите. Такого примера еще не было в муниципалитете. Покажите, как надо работать тогда. Не со стороны. Легко стоять рядом, а кто-то в окопе. А когда берешь на себя ответственность за тысячу и работу предприятия – это другое. Вы готовы взять на себя ответственность?

– Да, я готов.

Оренбургские журналисты и эксперты сочли диалог подготовленным заранее, слишком очевидно звучала критика и наигранными были вопросы из уст городского главы.

В мэрии разлюбили «ГАЗели»

В сентябре в Оренбурге был объявлен очередной конкурс на обслуживание внутригородских транспортных маршрутов. Единым лотом на него были выставлены семь маршрутов, в основном связывающие отдаленные районы города с центром. Заявку на конкурс, официальное извещение о проведении которого было опубликовано 11 сентября, перевозчики могли подать с 14 по 21 сентября. Собрать необходимый пакет документов за столь сжатый срок было проблематично. После вмешательства прокуратуры города срок подачи документов был продлен до 16 октября. Условия конкурса мэрия меняла трижды, предъявляя к частным перевозчикам все новые и новые требования и, в конце концов, заменив подвижной состав на автобусы большой вместимости.

«Когда в объявленный конкурс трижды вносятся изменения – это уже ненормально, – считает председатель Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин. – Условно говоря, вначале объявляют, что нам надо приехать на велосипеде, а в конце требуют мотоцикл и лучше с люлькой. Это, конечно, наводит на определенные размышления. Не факт, что эти изменения будут последними».

В итоге мэрия Оренбурга приняла решение в утреннее и вечернее время – в часы-пик –заменить автобусы малой вместимости большими автобусами в соотношении 1:3. Начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Дмитрий Анисимов пояснил, что это решение продиктовано требованиями безопасности, доступности и комфорта пассажиров. Свое решение мэрия также обосновала логистикой, данными опросов и статистикой.

Частные перевозчики выступили против подобной новации. По их словам, многие из них готовились к конкурсу почти год, приобрели или взяли в лизинг ПАЗы, микроавтобусы и ГАЗели, а мэрия поменяла условия менее чем за 30 дней до торгов. По мнению большинства перевозчиков, изменения сделаны в пользу муниципального автобусного предприятия, у которого необходимые машины есть. При этом львиная доля муниципального транспорта уже занята на маршрутах, а летом часть городских автобусов и вовсе переводят на дачные направления. Жалоба от ассоциации перевозчиков через прокуратуру города поступила в УФАС. По мнению частных перевозчиков, внесение мэрией Оренбурга изменений в конкурсную документацию после объявления конкурса является нарушением действующего законодательства. Они также не исключают лоббирование интересов какого-то конкретного перевозчика.

В настоящее время аукцион перенесен и в 2017 году уже вряд ли состоится. УФАС подтвердило справедливость претензий частных перевозчиков, однако дать более подробный комментарий и обозначить конкретные претензии пока не готово.

Против аукциона в его нынешнем виде выступили и в региональном отделении ОНФ. «Первое, что бросилось в глаза – были очень короткие сроки, за которые нужно было подготовить такую документацию, второе – вы заключаете договор и покупаете технику, работаете на ней несколько лет, а потом в новом конкурсе происходят изменения, и ваша относительно новая техника уже не годится для обслуживания маршрута. Прежде чем разрабатывать конкурсную документацию, нужно понимать, кто придет к тебе на конкурс и есть ли у перевозчиков такие возможности. Мировая практика – чем больше конкуренция, тем выше качество услуг и ниже цена», – считает координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Дмитрий Болдырев.

 

Медиавойна

В ноябре после того, как конфликт мэрии и перевозчиков стал публичным, стороны начали медиавойну. В социальных сетях и мессенджерах стали появляться многочисленные сообщения об авариях с участием транспорта частных перевозчиков, травмированных пассажирах и неадекватном поведении водителей. Часть этой информации попала в СМИ, а по одному из инцидентов региональный СК провел доследственную проверку. Но информация не подтвердилась. Перевозчики ответили, и в региональных СМИ появился целый ряд публикаций, обвиняющих мэрию в некомпетентной работе на рынке перевозок и неправильном развитии городского общественного транспорта.

Последнее слово мэрия Оренбурга постаралась оставить за собой: 11 декабря на сайте администрации был опубликован снятый муниципальной телекомпанией видеоролик, в котором жители Оренбурга жалуются на частных перевозчиков. Горадминистрация же ситуацию с пассажирским транспортом назвали вопиющей.

Глава Оренбурга Евгений Арапов спустя неделю после отмены конкурса прокомментировал ситуацию с частными перевозками: «С 2011 года, когда я начал работать главой администрации, я говорил, что только на автобусах малой вместимости ездить невозможно. У нас много маломобильных граждан, у нас есть предписания от прокуратуры с требованием приобрести большие автобусы. Когда мы говорим о том, что нужны новые конкурсы по шести маршрутам, кому от этого плохо? Мы не запрещаем покупать большой транспорт частникам. И мы не говорим о том, что нам нужны только большие автобусы: на тех же маршрутах нужны и ПАЗы. Это абсолютно нормальный подход. Ничьи интересы не задеты. Когда я слышу о забастовках, я не могу понять, что происходит. К тому же, на рынке муниципальных перевозок должна быть стабильность. А когда я как глава города пытаюсь обеспечить эту стабильность, мне говорят, что я не прав».

Евгений Арапов также отметил, что решения, которое понравилось бы всем, в данной ситуации нет. «В Оренбурге, как в областном центре, необходимо развивать муниципальный транспорт. Мы можем очистить его от неэффективного управления, увеличить доходную базу, сделать его прозрачным, но при этом должны быть условия для его развития», – резюмировал он.

Областное правительство пока свою позицию не обозначило. Встреча главы региона Юрия Берга с частными перевозчиками Оренбурга пресс-службой не анонсировалась. В ассоциации заявили, что забастовки городского транспорта не будет – бороться с несправедливым, по их мнению, тендером, они намерены правовыми методами.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.