Экс-министр обороны Украины и владелец строительной фирмы «Парангон» Павел Лебедев, после Майдана 2014 года обосновавшийся в Севастополе, впервые за четыре года пошел на контакт с прессой. Вместе с коллегой – депутатом крымского парламента и владельцем строительной компании «Интерстрой» Евгением Кабановым – Лебедев подвел итоги года в строительной отрасли региона, рассказал о своих врагах и в очередной раз отказался отвечать на вопрос о Евромайдане. Все подробности – в материале «ФедералПресс».
Про врагов
«Севастопольскому бизнесу мешают «решалы», – рассуждает Павел Лебедев. Факты он не озвучил, но пообещал передать журналистам доказательства, заявив, что «взяток не дает». Во время своей первой – после длительного перерыва – встречи с журналистами экс-министр обороны Украины Павел Лебедев несколько раз цитировал президента России Владимира Путина. В той части, где глава государства обычно говорит о необходимости власти повернуться лицом к бизнесу. Лебедев считает, что те чиновники, которые этот посыл не слышат, в итоге становятся фигурантами коррупционных скандалов и уголовных дел. Поэтому Лебедев несколько раз всем советовал смотреть телевизор и ловить посылы президента. «Мы на позитиве, – уверяет девелопер. – Все равно будем строить и развивать наш любимый город Севастополь несмотря на происки врагов».
На вопрос «ФедералПресс», кого же он считает врагом, Лебедев разразился гневным сравнением биографии директора Корпорации развития Севастополя Олега Николаева со своими вехами жизни. «Враги – те, кто в своей жизни не добились ничего и пытаются манипулировать общественным сознанием. У нас есть Николаев, «Примечания» (сайт связывают с директором Корпорации развития, – прим. «ФедералПресс») здесь присутствуют, видите – мы пригласили – накормим, напоим, спать уложим. Только не делайте чик-чик-чик», – в этот момент Лебедев показывал пальцами, намекая на точность передачи формулировок.
«Для них я являюсь конкурентом – как сильный человек. И чтобы на фоне сильного человека не выглядеть дураком, нужно что сделать? Очернить, обвинить во всех смертных и других грехах: о том, что я насилую 90-летних бабушек и ем малолетних детей написано, переписано», – говорит он.
Лебедев также заявил, что гордится тем, что «не работает с бюджетом», а начав со слесаря автобазы «дослужился до министра обороны и богатого человека». По его словам, значит есть сила воли и «что-то в башке еще есть». Почему-то решив проводить параллели в биографиях, Лебедев рассказал, что «построил три храма, воскресную школу, посадил тысячи деревьев». «Хорошо это или плохо, но в Севастополе построен и аквапарк, и отель, и апартаменты, и жилые дома, и набережные». Назвав еще раз Николаева оппонентом, он припомнил, что сеть фудтраков «Волки–Овцы» (принадлежащая Николаеву) игнорирует «замечания правительства и госорганов и стоит незаконно».
О политических амбициях
«Вы телевизор смотрите? Путину месяц назад задали вопрос, будет ли он баллотироваться в 2018 году. Вы помните, что он ответил месяц назад? Вот я тоже самое вам отвечаю», – заявил Лебедев на вопрос, планирует ли идти в законодательное собрание в 2019 году. Добавив, что «губернаторство ему не интересно».
Напомним, что Лебедев покинул Украину в 2014 году после обострения противостояния и победы оппозиционных сил Евромайдана, до этого пост министра обороны он занимал с 2012 года. Известно, что генеральная прокуратура Украины объявила в розыск Павла Лебедева по подозрению в содействии правоохранительным органам при разгоне Евромайдана. Однако за четыре года беглый министр ни разу на давал журналистам интервью на тему работы с Виктором Януковичем и революционных событиях весны 2014 года.
«Мы не собрались здесь обсуждать политические вопросы. Мемуары я еще не принял решение писать. Я был министром обороны, и то, что я делал – не подлежит общественному обсуждению, – отрезал он, сообщив, что ответы на политические вопросы давать не будет.
Про строительство в заказнике Ласпи и СМИ
«У нас, к сожалению, все заказное – всегда надо искать, кому выгодно. Вы знаете, не все соизмеряется баблом – есть еще другие понятия и критерии. И когда мы строим храм, или школу, или мемориальный комплекс, или как чалманда (уничижительный разговорный эпитет о команде Алексея Чалого – прим. ред.) – 35-ю береговую батарею. Но не все соизмеряется понятием «бабло», – говорит Лебедев.
«Интернет читает только 20 % человек, у остальных времени нет читать проплаченные статейки», – заявляет экс-министр обороны, уверенный, что журналистами «выполняется чей-то заказ», упрекнув СМИ в повышенном интересе к работе своей компании.
К слову, не так давно суд отказался легализовать два многоэтажных здания в заповедном урочище Ласпи. Строила их фирма «Агат-А» – компания из орбиты Павла Лебедева. Ранее в правительстве говорили, что в документах застройщики указали недостоверные сведения. И в итоге объект не соответствует параметрам, установленным в декларации о начале выполнения строительных работ. Девелопер уверят, что «нам выдано разрешение на строительство, мы построили». Вступив в дебаты с журналистами незарегистрированного ресурса «Примечания», Лебедев заявил, что это «борьба конкурентов».
«Меня беспокоит другое – в Ласпи строятся частные дома и там по закону РФ ни Гаск, ни прокуратура не могут вмешаться. Но вас же интересует «Парангон» – он зарабатывает деньги. Я не знаю истинных мотивов тех, кто эти тему поднимает – или зарабатывает на выполнении заказов от конкурентов, или хочет получить от нас вознаграждение, – заявил Лебедев, предположив, что на правительство Севастополя тоже давят «Примечания» и «решалы».
«Мне непонятна ситуация с правительством Севастополя – через забор от комплекса («Агат-А», – прим. ред.) другая компания полным ходом ведет строительство и вы об этом знаете. И молчите. Вы или в доле, или пишите только тогда, когда что-то интересно», – обрушился Лебедев с критикой.
Про доступное жилье
Строительство, по мнению Лебедева, драйвер экономики региона, потому что строительство – это тысячи рабочих места, а приборостроение – всего десятки, а в лучшем случае сотни рабочих мест. Как недавно заявил глава Госсовета Крыма Владимир Константинов, чтобы вывести Крым на общероссийский показатель по строительству жилья, нужно возводить ежегодно 1 млн кв. метров. Константинов рассказал, что на полуострове в дефиците доступная недвижимость, зато в переизбытке жилье для отдыха. Севастопольские девелоперы, комментируя это заявление, сообщили, что не готовы отказаться от элитной недвижимости.
«Крым и Севастополь – не соответствуют нормам строительства жилья. Мы отстаем от других регионов в десятки раз. Но отказаться от строительства рекреационных объектов в пользу жилья – я бы с этим не согласился», – отвечает собственник компании «Интерстрой» Евгений Кабанов.
«В Севастополе благодаря СМИ появилась такая раскрученная тематика, что апартаменты – это зло. Сейчас мы находимся в комплексе («Авкамарин», – прим. ред.), который построен на пустыре, и он показал, что и пустырь никому не нужный можно за счет частных инвестиций прекратить в визитную карточку и пример инвестиционной политики», – дополняет Лебедев. Он акцентировал, что востребовано 10 % элитной недвижимости, а 90 % – обычное жилье.
«Тот, кто живет в апартаментах, тратит в два–три раза больше тех, кто проживает в элитном жилье. Когда кто-то говорит, что строительство апартаментов – это зло, это человек или больной на всю голову, или дурак, или преследует свои некие коррупционные действия. У нас город поделен – те, кто строит и зарабатывает легально, и те, кто им мешает – решалы. Чтобы от них откупились», – отметил Лебедев.
По его подсчетам, доход, который город получает от апартаментов, в два раза выше, чем от бюджетного жилья. Он считает, что власти полуострова должны наладить работу портов, и тем самым удешевить доставку грузов и более эффективно бороться с картельными сговорами на рынке стройматериалов. Кабанов назвал комитет заксобрания по градостроительству «антиградостроительным», упрекнув, что депутаты не готовы поддерживать застройщиков в выделении земли под большие проекты.
Эти девелоперы также считают, что проблемы с выделением земельных участков под строительство в Севастополе приведут к дефициту и росту цен на рынке недвижимости. По их прогнозам, произойдет это уже со второй половины 2018 года. Предпосылками для этого являются факты, что несколько лет в регионе действовал мораторий на застройку, а после его снятия земельные аукционы не проводятся. Ранее департамент архитектуры обнародовал данные, что в 2015 году было выдано пять соответствующих разрешений, в 2016 году –12, за десять месяцев 2017 года – два разрешения.
«Чтобы вы понимали – это уровень Бахчисарая. Я могу смело утверждать, что со второго квартала 2018 года будет острый дефицит жилья, что неизменно приведет к росту цен», – считает Кабанов, добавив, что ежегодно в Севастополе должно вводиться в строй не менее 200–250 тыс. кв. метров нового жилья. Он также предположил, что придется перекрывать высвободившиеся строительные мощности на территории Крыма. А в конце встречи Павел Лебедев добавил, что уже начал работать в Крыму.