Top.Mail.Ru
Общество
Кировская область
0

Билет в один конец. Смогут ли кировские транспортники выстоять под напором нелегалов

Фото администрации города Кирова

Транспортники уже несколько лет обеспокоены тем, что система междугородных и пригородных пассажирских автоперевозок в Кировской области умирает. Регулярных автобусных рейсов становится все меньше, а до некоторых райцентров уже можно добраться только на такси. На рынке пассажирских перевозок правят бал нелегальные частные перевозчики, забирающие пассажиров на самых прибыльных маршрутах. Не имея законных способов борьбы с нечистоплотными конкурентами, глава «КировПассажирАвтотранса» Денис Пырлог пообещал «попросить» нелегалов с кировского автовокзала, где они находят большую часть клиентов. Почему случился кризис и как его можно преодолеть – в материале «ФедералПресс».

Пик снижения пассажиропотока на междугородных и пригородных автобусных маршрутах в Кировской области произошел три–четыре года назад. К тому времени некоторые рейсовые автобусы перевозили по пять–шесть пассажиров за рейс. Причин тому несколько: кто-то из кировчан пересел на свои автомобили, а кого-то переманили нелегальные перевозчики. Некоторое время государственные и частные перевозчики выживали за счет бюджетных дотаций, но с 2015 года регион перестал им помогать из-за дефицита бюджета. Почти половина рейсов стали убыточными, многие из них закрылись.

Текущие итоги многолетнего кризиса региональной системы междугородных перевозок на декабрьском заседании законодательного собрания подвел министр транспорта Кировской области Михаил Поршнев. По его словам, в настоящее время в реестр межмуниципальных регулярных перевозок Кировской области включено 106 автобусных маршрутов, из них 59 пригородных и 47 междугородных. Износ автобусных парков государственных и муниципальных предприятий региона составляет 85 %, и из-за отсутствия денег в ближайшие годы этот показатель вряд ли улучшится. Установленный тариф на проезд, добавил Поршнев, не соответствует затратам перевозчиков, поэтому транспортная отрасль не развивается. Несмотря на это, расходы на господдержку автотранспортных предприятий на 2017 и 2018 годы не предусмотрены – областной бюджет принят с предельным уровнем дефицита.

Из-за нехватки денег несколько ГУПов и МУПов находятся на грани банкротства. Часть междугородных маршрутов не обслуживается вообще никем, поэтому в некоторые районы можно добраться только на личном транспорте или на такси. В условиях тотального отсутствия средств за два года транспортникам необходимо перевести 30 % автопарка на экологически чистое топливо. Без бюджетной поддержки приобретение и обслуживание таких автобусов невозможно. «Бюджетом не предусмотрены деньги на обновления парков, перевозчики сами должны заниматься этим вопросом – это приводит к дополнительной финансовой нагрузке», – пояснил Михаил Поршнев.

«Поскольку легальным перевозчикам не предоставляются преференции, частным перевозчикам выгоднее уходить в тень. Они не встают на учет, не выплачивают налоги, не придерживаются расписания. Тем более штрафные санкции за нарушения не высоки», – объяснил министр транспорта появление нелегальных перевозчиков.

С министром во многом согласен директор «Юрьянского АТП» Игорь Леушин. По его словам, в районах области с транспортом дела обстоят намного хуже, чем в Кирове: «В мае из 39 районов и шести городских округов испытывают транспортные проблемы 21 район и три городских округа. То есть, фактически транспортная сфера в Кировской области уничтожена».

При этом Игорь Леушин считает, что перекладывать проблемы перевозчиков на население неправильно и повышать тарифы на перевозки, которые в Кировской области и так выше, чем у соседей, больше нельзя. «У нас тариф для пригородных автобусов за пассажиро-километр составляет 3,51 рубля, в Татарстане – 2,2 рубля, в Ростове – 1,53 рубля, в Архангельске – 2,5 рубля, в Марий Эл – 1,38 рубля, в Ульяновске – 2 рубля, в Самаре – 1,8 рубля, в Удмуртии – 2 рубля, – рассказал он. – Покупательская способность у населения нашей области выше, чем у соседей? Я не думаю».

Еще одна проблема для перевозчиков – сокращение количества льготников, субсидии на перевозку были серьезным подспорьем для транспортников. Как рассказал Игорь Леушин, если несколько лет назад «Юрьянское АТП» получало субсидию в размере около 150 тыс. рублей, то сейчас всего 20 тыс. рублей. «В выигрыше от этой ситуации остаются частники. Придите на кировский автовокзал – таксисты чуть ли не за рукав вытаскивают людей из очереди и предлагают дешево отвезти. Мы 15 лет занимаемся перевозками, одни из старейших в области, но все идет к тому, что уйдем с этого рынка», – сетует директор предприятия.

Поддерживает коллег и глава «КировПассажирАвтотранса» Денис Пырлог. Он тоже считает, что проблемы у государственных и муниципальных предприятий возникли из-за появления нелегальных перевозчиков, которые обслуживают только прибыльные направления. Транспортным предприятиям остаются неприбыльные маршруты, на которых они перевозят небольшое количество пассажиров на большие расстояния, поэтому уходят в минус. Нелегальные частники, поясняет Денис Пырлог, не платят налоги, не проходят предрейсовый технический осмотр автомобилей и медосмотр водителей. Все это влияет на безопасность дорожного движения. В прошлом году в Мурашинском районе частный микроавтобус попал в аварию: погибли шесть человек. Но пока законодательство не позволяет с ними бороться. Но Денис Пырлог пообещал, что попросит нелегалов с кировского автовокзала, где они находят большую часть клиентов.

Впрочем, сами пассажиры о своей безопасности задумываются не слишком часто. Многие из них признаются, что перестали ездить на рейсовых автобусах еще несколько лет назад. «Да, таксисты буквально хватают пассажиров за руки на вокзале, это неприятно, но приходится с ними ездить, – рассказывает жительница одного из райцентров области. – Во-первых, регулярных рейсов в мой район нет уже несколько лет, во-вторых, на большом автобусе поездка продолжается на час-полтора дольше, а с нашими дорогами в машине не хочется проводить даже лишнюю минуту. В-третьих, расписание обычно очень неудобное, а с таксистами можно уехать и утром, и вечером, и в обед, даже подождут, если договориться. Конечно, бывают и неприятные сюрпризы: то уедут раньше обещанного, набрав пассажиров, то пьяного в машину посадят. Я в курсе, что ездить с нелегальными таксистами не совсем безопасно – недавно узнала, что меня больше года возил мужчина, у которого отобрали водительские права».

По словам Михаила Поршнева, чтобы исправить ситуацию, министерство транспорта предлагает внести поправки в бюджет Кировской области и компенсировать затраты государственных и муниципальных транспортных предприятий. Кроме того, чиновники намерены бороться с нелегальными перевозчиками, добиваясь увеличения для них административного наказания. Также министерство работает с федеральными органами власти, чтобы сохранить льготный проезд для некоторых категорий граждан.

А вот президент Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников считает, что начинать «охоту на ведьм» для исправления ситуации нельзя. «Вся страна вошла в рынок, и противиться этому глупо», – считает Николай Липатников.

Он предлагает свой вариант решения проблемы: «У нас есть немало легальных частных перевозчиков, вот с ними и нужно вести диалог. Один раз мы уже смогли найти общий язык с правительством – удалось договориться об упрощении процедуры получения лицензии для перевозчиков». «Органы власти должны понять, что частник, который извозом зарабатывает себе на хлеб, не меньше заинтересован в безопасности пассажиров, чем водители автотранспортных предприятий, – поясняет Николай Липатников свою точку зрения. – И таких перевозчиков нужно поощрять – хотя бы выделить таксистам с лицензией хорошую стоянку. А для остальных добиваться увеличения штрафов и конфискации транспорта. Пока же им легче платить, чем соблюдать правила». «Да и сами пассажиры должны думать, прежде чем садиться в машину нелегального таксиста, ведь они рискуют самым главным – своей жизнью», – резюмирует Николай Липатников.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.