Вскоре после официального закрытия чемпионата и первенства Сибирского федерального округа по легкой атлетике в Иркутске в СМИ и соцсетях разразился скандал: нескольких спортсменов, не принявших участие в состязаниях, обвинили в умышленном снятии с забегов из-за приезда инспекции Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Тренеры заявили, что некоторые спортсмены попали в «черный» список без причины, а чиновники от спорта – о том, что избежать таким способом теста, невозможно. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Информация о снятии почти четырех десятков атлетов с соревнований по легкой атлетике, проходивших в Иркутске 13-14 января, вызвала слухи о том, что на их отсутствие повлиял приезд антидопинговой инспекции. Свои подозрения сторонники «допинговой версии» аргументировали отметками в протоколах, согласно которым половина отсутствовавших спортсменов заболела.
К слову, из шести иркутян только двое спортсменов – Иван Тухтачев, заявившийся на дистанцию в 800 метров и Екатерина Корнюшова (60 метров), действительно, неявку на состязания объяснили справками о болезни. Также о болезни заявили два юниора из Иркутска Тимур Идрисов (прыжок в длину) и Дарья Творогова (200 метров). У остальных иркутских спортсменов стоит пометка «не стартовал/а» или реже – «неявка». Спортсмены из других сибирских регионов пропустили чемпионат по болезни примерно с тем же соотношением, но это не помешало некоторым СМИ тут же связать невыступление атлетов с желанием избежать допинг-контроля.
Представители Российской национальной антидопинговой организации (РУСАДА) приехали на иркутские состязания «по рекомендации Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) и согласно решению на совещании о контроле за проведением соревнований федеральных округов». В ноябре руководство Всероссийской федерации легкой атлетики объявило о том, что именно в группе легкой атлетики существуют определенные проблемы в борьбе с допингом.
Сами тренеры и чиновники от спорта уже заявили, что неявки спортсменов – обычное дело для соревнований такого уровня.
«Это на каждых соревнованиях бывает, просто раздули специально. У нас же как: заявляется сколько народу, но заявиться – это не значит, что все приедут и все придут стартовать. Сейчас заявки же подаются как: через интернет. Их выставили — и все, люди есть в протоколе. Заявку надо подать, а будут стартовать или нет — непонятно. Вот пришел Антон Любославский, постоял… В пятницу, 12 января, он пришел, взял номер: «Я буду выступать». А сам не выступал. Так же Ирина Кириченко, в толкании ядра она не выступала. Не пошла, и все! Причины разные», – пояснил главный тренер Иркутской области по легкой атлетике Василий Шкурбицкий.
Слова Шкурбицкого подтвердили тренеры из других сибирских регионов, при этом некоторые из них нашли явные ошибки в «черном списке» спортсменов, пропустивших чемпионат. Так, президент федерации легкой атлетики Бурятии Геннадий Темников заметил, что многие спортсмены стартовали, прошли дистанции, однако в итоге появились в списке как «не явившиеся на старт». Федерация соседней республики написала протест – в итоге фамилии трех бурятских спортсменов из списка убрали.
Также чиновники от спорта пояснили, что неожиданным приезд комиссаров РУСАДА тоже назвать нельзя. Тренер сборной Приангарья по легкой атлетике Василий Шкурбицкий ранее заявлял о том, что о появлении допинг-комиссии было известно еще за месяц до соревнований. Его слова частично опровергла замгендиректора РУСАДА Маргарита Пахноцкая, сообщившая о том, что антидопинговое агентство никогда не уведомляет заранее о визитах своих сотрудников. Тем не менее, Пахноцкая призналась, что РУСАДА как раз за месяц до чемпионата взяла у федерации легкой атлетики расписание соревнований и адреса спорткомплексов, где они будут проведены.
По поводу резонансного случая сделать заявление успели и чиновники иркутского минспорта. Илья Резник, министр спорта Приангарья, обвинил в массовом снятии атлетов плохую дисциплину, категорически отбросив «намеки на то, что большое количество спортсменов снялись гипотетически в связи с проблемами с допингом». По словам министра, неявка при желании избежать допинг-теста для спортсмена попросту бессмысленна, поскольку «неявка или неучастие в соревнованиях не освободит его от обязанности сдавать допинг-тесты».
«Если они даже не вышли на старт, у комиссаров РУСАДА было полное право взять у спортсменов допинг-пробы», – пояснил процедуру Резник.
Вице-президент федерации легкой атлетики Приангарья Владимир Соловьев уточнил, что комиссары РУСАДА без каких-либо проблем взяли у спортсменов чемпионата в Иркутске шесть проб, причем только в секторе прыжков в длину. Кроме них, предписаний никому не выдавали, уточнил Соловьев. Его заместитель, ответственный за внедрение антидопингового законодательства, Павел Богатырев заявил, что, по просьбе министерства, была проанализирована явка на всех состязаниях такого уровня и в среднем везде цифра отказавшихся от состязаний спортсменов составила 30-35 человек.
«Москва сказала, что мы в принципе не вышли за рамки средней статистики. Хотя там нигде не было комиссии РУСАДА, но неявка такая же. Это связано с январем, с погодой: за каникулы около тысячи человек заболели гриппом», – резюмировал Богатырев, пояснив, что не понимает такого пристального интереса именно к чемпионату в Иркутске.
Допинг-скандал в российском спорте