У югорских властей остается все меньше времени для определения компаний, которые займутся воплощением на практике новой схемы по обращению с отходами на территории региона. Проблем добавляют и размеры самого округа, и его сырьевой профиль – для реализации схемы нужны сразу несколько организаций. Когда в Югре будут определены операторы и кого власти округа хотят видеть на этом месте – в материале «ФедералПресс».
Закон был принят еще в 2014 году, однако до сих пор не реализован на практике в большинстве субъектов РФ. В Югре территориальная схема по обращению с отходами была утверждена осенью 2016 года, тогда же начались работы по ее воплощению на практике. Предполагалось, что в течение 2017 года в округе будут определены компании, которые займутся обустройством пяти межмуниципальных полигонов ТБО общей стоимостью порядка 8 млрд рублей, однако фактически на данный момент достоверно известно лишь об одном инвесторе: строить полигон в Нефтеюганском районе в рамках концессионного соглашения будет компания «Ресурсосбережение ХМАО». Стоимость объекта из двух очередей превышает 1 млрд рублей, само соглашение рассчитано на 22 года.
Кроме того, в ходе недавнего визита губернатора Натальи Комаровой в Сургут стало известно, что местные власти также вышли на финишную прямую в вопросе определения концессионера, который займется обустройством местного межмуниципального полигона ТБО. Напомним, ранее предполагалось, что таковым выступит «Югорская промышленная корпорация», однако в течение 2016 года предприятие так и не приступило к реализации. В течение 2017 года проект был в замороженном состоянии, однако сейчас, по крайней мере, сдвинулся с мертвой точки. Нового концессионера власти Сургута обещают назвать в феврале.
Какой-либо внятной информации о судьбе Ханты-Мансийского и Няганского межмуниципальных полигонов на данный момент нет, известно лишь о планах нижневартовских властей – здесь все «необходимые условия для обращения с отходами», как выразился глава муниципалитета Василий Тихонов, будут решены до 1 мая 2019 года.
Впрочем, строительство самих полигонов может и подождать. Гораздо большую головную боль, по признаниям профильных чиновников регионального правительства, причиняет им необходимость определения операторов схемы обращения с отходами.
Напомним, в рамках каждого субъекта должна быть определена компания-оператор схемы обращения с ТБО, которая будет контролировать работу полигонов и предприятий коммунальной сферы. При этом ранее предполагалось, что задачу субъекты должны решить до наступления 2018 года. Приближение нового года внесло свои коррективы: правительство РФ предоставило субъектам время до мая 2018-го. Окончательный переход на новую схему должен произойти не позднее начала 2019 года.
По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру по данным на 1 января текущего года, региональные операторы схем определены лишь в 21 субъекте РФ.
Проблема Югры, как признаются в окружном Природнадзоре – основном «экологическом» ведомстве региона – в первую очередь в территории. «Реализация схемы на практике – совершенно новый для субъектов опыт, наработок в этом вопросе нет. У нас положение осложняется в первую очередь размерами территории и труднодоступностью отдельных населенных пунктов. Возьмите ту же Свердловскую область, где оператор уже определен: безусловно, объемы отходов там серьезнее, но ввиду транспортной доступности и площади субъекта ситуация в любом случае проще», – рассказывает чиновник ведомства на условиях анонимности.
Результатом работы правительства Югры стало решение о разделении территории ХМАО на две зоны ответственности, управлять которыми, соответственно, будут две компании-оператора. Первая включает в себя Ханты-Мансийский, Нефтеюганский, Кондинский, Советский и Октябрьский районы со всеми расположенными на их территории городами – здесь в 2016 году образованы около 205 тыс. коммунальных отходов.
Вторая зона примерно вдвое превышает первую и по размерам, и по объемам производимых отходов. В частности, в нее входят крупнейшие города округа Сургут и Нижневартовск, одноименные районы, а также Покачи, Мегион, Лангепас, Радужный, Когалым, Белоярский и Березовский район. В целом данная зона ежегодно производит около 430 тысяч тонн отходов.
Вопрос определения обоих операторов стоит на повестке правительства округа еще с весны прошлого года, однако за это время практически не сдвинулся с места. В кулуарных разговорах источники агентства поясняют, что основной причиной промедления здесь стал принцип.
«Утилизация и обращение с отходами – бизнес достаточно новый для РФ, развивающийся, со своими правилами игры и интересантами, но очень многообещающий. В течение 2017 года на нас выходили разные компании из центральной части России, не буду называть конкретные, все они в той или иной степени были заинтересованы в заходе в Югру. Мы вынуждены крайне аккуратно относиться к этой сфере. Есть негласная установка: операторами должны быть проверенные предприятия, желательно из Югры либо Тюменской области, на которых действительно можно положиться. Среди тех, кто к нам обращался, таких нет. Но суть в том, что у нас в округе таких, кто потянет на себе хотя бы половину территории, тоже нет», – подчеркивает источник в Природнадзоре.
Отметим, как пояснил «ФедералПресс» заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев, сам конкурс на определение региональных операторов пройдет в ближайшее время. «Сейчас завершается подготовка всей документации, конкурс планируем провести до конца февраля», – рассказал он.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.
Мусорные войны