Голодовка обманутых дольщиков московского жилого комплекса «Царицыно» привлекла внимание общественности уже не к проблемному застройщику, а к страховой компании «Проминстрах». Люди обращают внимание на то, что организация регулярно страхует дольщиков очень рискованных проектов, и сомневаются, хватит ли у нее средств на выплату компенсаций. Экспертов рынка настораживает и то, что компания привлекает новых клиентов чересчур низкими расценками. Подробности — в материале «ФедералПресс».
Голодовка обманутых дольщиков московского жилого комплекса «Царицыно» привлекла внимание общественности уже не к проблемному застройщику, а к страховой компании «Проминстрах». Люди обращают внимание на то, что организация регулярно страхует дольщиков очень рискованных проектов, и сомневаются, хватит ли у нее средств на выплату компенсаций. Экспертов рынка настораживает и то, что компания привлекает новых клиентов чересчур низкими расценками. Подробности — в материале «ФедералПресс».
Проблема защиты участников долевого строительства стала особенно острой летом прошлого года. Тогда, напомним, президент Владимир Путин дал поручение регионам разобраться в ситуации, а законодатели стали рассматривать механизмы защиты дольщиков – с тем, чтобы их драмы больше не повторялись. Законодатели предложили ввести обязательное страхование гражданской ответственности, которое бы строители платили спецкомпаниям. В Госдуме обсуждалась и ставка тарифа – речь шла о суммах от 1 до 2% от страховой суммы. Но в то же самое время «Проминстрах» заключает договор под 0,3%. Один из таких договоров – с ООО «Хайгейт», которое называют застройщиком сразу нескольких подмосковных ЖК.
Казалось бы, претензий к «Хайгету» нет – разве что он несколько раз задержал ввод объектов в эксплуатацию. Но все компании, у которых позже начинались проблемы, тоже с первого взгляда не выглядели проблемными. Например, «сосед» упомянутого строителя по работе в Царицыно – компания «МКХ». Ее надежность гарантировали страховщики - «РИНКО» и «БАЛТ-страхование». А теперь глава организации Игорь Пинкевич арестован по подозрению в мошенничестве.
«РИНКО» и «БАЛТ-страхование» - предшественники «Проминстраха», их обязательства перешли к этому страховщику. И теперь, если МКХ признают несостоятельным, именно «Проминстрах» должен будет выплатить дольщикам, по разным оценкам, несколько миллиардов рублей. Покупатели квартир резонно сомневаются, что у компании с уставным капиталом в 648 млн рублей, найдутся такие деньги.
Свои сомнения дольщики ЖК «Царицыно» озвучили в открытом письме. В тексте, который в ноябре опубликовали СМИ, говорится, что покупатели жилья просят проверить страховую компанию. Участники долевого строительства в Царицыно не хотят остаться и без страхового возмещения. Дольщики, доведенные сложившейся за много лет ситуацией до отчаяния, беспокоятся, сможет ли «Проминстрах» выполнить принятые на себя обязательства в полном объеме.
У их сомнений есть основания. Ведь ОАО «МКХ» - не единственный проблемный клиент «Проминстраха». Есть еще «Долинастрой», «Речелстрой», иски на банкротство которого в челябинский арбитраж подают чуть не еженедельно. В очереди на выплаты к «Проминстраху» готовы построиться и дольщики других застройщиков-банкротов.
В очереди на выплаты к «Проминстраху» готовы построиться и дольщики других застройщиков-банкротов. Речь идет об ответственности компании «Проминстрах» перед тысячами дольщиков, многие из которых уже получили право на страховую компенсацию.
Справедливости ради отметим, что проблемный портфель «Проминстрах» унаследовал от СК РИНКО. Последняя в свое время пыталась очень агрессивно добиться главенствующего положения на рынке. Для этого она быстро наращивала клиентскую базу, привлекая новые организации, в том числе и тарифами, которые считались другими участниками рынка слишком низкими. Часто застройщики уже к моменту страхования уже находились в сложном экономическом положении. Например, РИНКО, как сообщала «КП», последовательно страховала риски «МХК», хотя активное строительство эта компания остановила еще несколько лет назад Когда же появился намек на банкротство застройщика, страховщик ушел из бизнеса, а все его клиенты достались «Проминстраху». Дольщики активно против этого протестовали, стремясь избежать нового витка злоупотреблений своими деньгами.
Некоторые СМИ в числе одного из возможных бенефициаров страховщика «Проминстрах» называли Ларису Маркус. Это бывшая глава «Внешпромбанка», осужденная за хищение 113,5 млрд рублей у своих клиентов. Кроме нее, официальными учредителями компании числятся и несколько российских фирм. Однако в СМИ можно встретить информацию о том, что все они через цепочку других ООО с российской юрисдикдикцией принадлежат организациям, зарегистрированным в Великобритании. Конечные бенефициары «Проминстраха» неизвестны.
Дольщики подозревают, что «Проминстрах» аффилирован не только с «РИНКО», но и с «БАЛТ-Страхование». При этом людей настораживает, что и «РИНКО» вышла из страхового бизнеса, и «БАЛТ-Страхование» обанкротилась. А «Проминстрах» получил от предшественников лишь обязательства на миллиарды рублей, но зато взял на вооружение практику предшественников, которая подталкивала демпинговать. У замученных ожиданием своего жилья людей создается впечатление, что все три компании были в разное время созданы лишь для того, чтобы вывести деньги в офшоры.
Нельзя сказать, что власти страны не предусмотрели такого варианта развития событий.
Сейчас законопроект о возможности санации страховых компаний находится в Госдуме, уже прошел первое чтение. Но, учитывая высокую активность компании «Проминстрах» на рынке, возможно, есть смысл уже сейчас присмотреться к ее работе – чтобы не пришлось потом успокаивать обманутых людей, заливая очередной пожар бюджетными деньгами. Ведь именно Центробанку придется доплачивать минимум 0,9%, чтобы стабилизировать финансовое положение страховщика. И, наверное, именно сейчас, оглядываясь на опыт банкротства «БАЛТ-Страхования» и бегства РИНКО, регулятор мог бы предположить, что топ-менеджмент «Проминстраха», предчувствуя вероятную санацию, готовит себе запасной аэродром, собираясь оставить государству тянущие на дно договоры с застройщиками.
Думается, что регулятору стоит подумать, каким образом он уже сейчас может повлиять на работу страховщика – возможно, стоит воспользоваться правом вводить временную администрацию не только в банках, но и в страховых организациях. Это, к слову, предусмотрено и российскими законами, например, «О Центральном банке» и «Об участии в долевом строительстве…».
В случае с Царицыно решительный шаг регулятора позволил бы сохранить средства дольщиков, и не дожидаться, когда в канун мартовских выборов на всероссийскую акцию протеста выйдут люди, пострадавшие от застройщика-банкрота и недобросовестных страховщиков.