Top.Mail.Ru
Общество
Москва
6

«20 минут – и всех нас посадили в вагоны». Как депортировали северокавказские народы

В Москве возле мемориала жертвам политических репрессий состоялось памятное мероприятие с участием главы Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова, приуроченное к годовщине депортации ингушского народа 23 февраля 1944 года. В мероприятии также приняли участие представители ингушской диаспоры в столице, студенты московских вузов, зампредседателя правительства Ингушетии Алихан Цечоев, депутаты Госдумы, а также сенатор Мухарбек Дидигов.

74 года тому назад всех ингушей и чеченцев депортировали в Казахстан и Среднюю Азию. В ходе операции «Чечевица», которая началась 23 февраля 1944 года, были вынуждены покинуть свои дома около полумиллиона человек. Ингуши стали жертвами невиданного в истории геноцида, в результате которого от голода, холода и болезней умерло более половины от численности высланных.

Депортация сопровождалась ложными обвинениями народа в предательстве и пособничестве немецким войскам, хотя с первых дней Великой Отечественной войны тысячи ингушей героически сражались на всех фронтах. Высланный народ провел в депортации 13 лет, выжив во многом благодаря представителям других народов: русских, казахов и киргизов.

«День депортации – это трагедия нашего народа и всех других народов, которые живут в Ингушетии и в Чечне. И у нас есть чувство памяти, есть чувство того, что надо идти вперед всем смертям назло», – сказал после возложения цветов и краткой молитвы у «Стены Скорби» Юнус-Бек Евкуров. «И с каждым днем оно будет все сильнее», - добавил государственный деятель.

«Когда нас переселили под Караганду в Казахстан, мне было два с половиной года, – эксклюзивно рассказал «ФедералПресс» член высшего совета Международной ассоциации блогеров и орденоносец Макшарип Яндиев. – Окружающие нас клеймили изменниками Родины, предателями, врагами народа, зверями». Его детские воспоминания передают постоянный холод, голод и драки на политической почве со сверстниками в школе.

«Для кавказцев, для мужчин самое тяжелое впечатление во время драмы депортации всего ингушского народа было, когда женщины, мужчины, дети и старики ехали все в одном вагоне, и, может быть, некрасиво об этом говорить, но самым страшным был не голод, не холод: ни женщины, ни мужчины не могли удовлетворить свои естественные потребности. Вот это наверное было самое тяжелое впечатление тогда», - корректно подбирая слова, рассказал Юнус-Бек Евкуров.

Заместитель председателя правительства Республики Ингушетия и постоянный представитель Республики Ингушетия при президенте Российской Федерации Алихан Цечоев рассказал РИА «ФедералПресс» об одном из самых тяжелых воспоминаний. «Одно из самых тяжелых переживаний наших предков в момент сталинской депортации ингушского народа, как мне это передавали позже, было полное непонимание того, что происходит: 20 минут – и всех посадили в вагоны, а по дороге люди умирали, и вдоль полотна в снегу умерших хоронили, так как других возможностей, разумеется, не было. А все население подготовили к тому, что едут, якобы дикари и людоеды», - отметил Цечоев.

Спустя 13 лет, в 1957 году, депортированным народам Северного Кавказа позволили вернуться в родные дома. 9 января 1957 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о восстановлении статуса ЧИАССР, что позволило депортированным народам вернуться на историческую родину. Принятием в 1991 году Закона «О реабилитации репрессированных народов» Россия признала преступной политику геноцида и репрессий, совершенных против целых народов.

«Домой возвращаться всегда легко и радостно, вопрос был в другом – как нас встречали, но это уже другой вопрос...», – сказал «ФедералПресс» Юнус-Бек Евкуров.

76-летний ингуш Макшарип Яндиев вспоминает, что «возвращаться назад было очень тяжело, потому что надо было бросить все, что окружало на новом месте». «Все распродавали, то что нажили». Возвращались с огромным трудом через три пересадки, с чемоданами, с вещевыми узлами, с вилками, ложками, тарелками, – с болью передает события далекой давности ингуш Макшарип. – Все надо было везти с собой, потому что все нужно было покупать заново, а денег-то нет».

По его словам, многие из ингушей и чеченцев (из тех, кто выжил и кто захотел возвращаться назад) вернулись в то же село, откуда они и были выселены. «На месте все оказалось в полуразрушенном состоянии, – признался Макшарип Яндиев, – потому что когда узнали, что мы переезжаем назад, переселенцы из соседней Осетии, бросая наши дома, старались как-то нагадить всяким мусором. Наш глубокий и единственный колодец, например, они закидали костями».

Боль, которую ребенком и подростком пережил ингуш Макшарип до сих с ним. «Хотя нельзя, наверное, жить прошлым», – сказал человек, переживший сталинскую массовую депортации 1944 года.

В этом году место проведения памятного мероприятия ингушской диаспоры и официальных представителей Ингушетии было выбрано неслучайно: общенациональный мемориал всем репрессированным под названием «Стена Скорби» была открыта в Москве совсем недавно – в октябре 2017 года.

Фото: Дмитрий Алексеев

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.