26 февраля на заседании Общественной палаты Челябинской области, посвященном обсуждению территориальной схемы обращения с отходами, разгорелся спор по поводу судьбы полигона для сбора ТКО в поселке Полетаево. Сельский депутат Юлия Кудашова заявила, что ситуация с полигоном грозит оставить без питьевой воды полтора миллиона человек. И.о. министра экологии Яна Куприкова заверила экспертов, что перенаправление потоков челябинского мусора в Полетаево пройдет под строгим контролем ведомства. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Территориальная схема обращения с отходами для Челябинской области была принята в 2016 году и с тех пор вызвала уже немало споров между чиновниками, общественниками и предпринимателями, работающими с мусором. 23 февраля на сайте регионального министерства экологии был размещен откорректированный вариант терсхемы, в котором, например, вместо шести «мусорных» кластеров область поделена на пять. Однако основные положения терсхемы, как рассказала экспертам ОП исполняющая обязанности министра экологии Яна Куприкова, остались прежними, изменения касались в основном подгонки под нововведения в федеральном законодательстве. Челябинский кластер, например, насчитывает 14 муниципалитетов, включая находящийся в 130 километрах от областного центра Троицк.
«На сегодня объявлены конкурсы по выбору регионального оператора по обращению с ТКО и концессионера для строительства необходимых объектов, – рассказала Яна Куприкова. – В систему обращения с отходами войдут два мусоросортировочных комплекса, один к северу от Челябинска, в Чишме, второй на юге, в Увельском районе. Кроме того, будут созданы четыре мусороперегрузочных станции, две из них – на территории Челябинска. До создания этих объектов поток отходов, ранее размещаемых на челябинской свалке, будет направлен на три действующих полигона вокруг мегаполиса».
Напомним, челябинская свалка, уже много лет признанная переполненной и работавшая в нарушение законов, должна быть закрыта в течение 2018 года. К 2020 году региональные власти обещают полностью ликвидировать старый полигон: это одно из необходимых условий для проведения на Южном Урале саммита ШОС и БРИКС. По словам Куприковой, областной центр генерирует порядка 320 тысяч тонн мусора в год. С момента закрытия городской свалки эти горы отходов будут временно перераспределены: порядка 15 тысяч тонн пойдут на полигон в Урефтах, 40-50 тысяч тонн достанутся полигону в поселке Старокамышинск (Копейский городской округ), основную часть нагрузки, около 250 тысяч тонн в год, возьмет на себя Полетаево.
«Полетаевский полигон работает с 2014 года, он прошел государственную экологическую экспертизу, сейчас в связи с планируемым увеличением его мощностей идет еще одна экспертиза, – рассказала Яна Куприкова. – Мера с Полетаево временная, буквально на год-полтора».
Чиновнице возразила депутат Полетаевского сельсовета Юлия Кудашова. По ее словам, полигон изначально был расположен под поселком в нарушение закона. И работать официально начал только в 2016 году, а в 2014-м, наоборот, его деятельность приостановлена по требованию прокуратуры после протестного мероприятия, к которому присоединились 7,5 тысячи жителей поселения.
«Мы воюем против направления челябинского мусора на полигон уже полтора года, спасибо, что услышали, – саркастически начала свою речь Кудашова. – В Полетаево вообще сильно удивились, когда узнали, что нам предстоит принимать мусор из 13 муниципалитетов. Но дело в том, что эта площадка расположена выше водозаборов на реках Миасс и Биргильда, вдобавок в месте, где высоко стоят грунтовые воды. В случае подтопления полигона, по расчетам специалистов, инфильтрат из них за 6,5 часа дойдет до Шершневского водохранилища. Переполняя полигон, вы создаете угрозу для полутора миллионов жителей Челябинска и окрестностей!»
В своем выступлении депутат ссылалась на письмо, полученное в декабре 2017 года из Нижнеобского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. В документе за подписью заместителя начальника управления Владимира Середы действительно указано, что земельный участок с полигоном расположен выше водозаборов челябинского МУП ПОВВ и дирекции по тепловодоснабжению Южно-Уральской железной дороги. По словам Кудашовой, в Нижнеобском управлении считают, что полигон действительно создает угрозу безопасности водоснабжения: «Учитывая тот факт, что субъектом не решен вопрос о втором резервном источнике водоснабжения для миллионного города, расположение полигона ТБО может повлечь за собой экологическую катастрофу, которая оставит без воды полтора миллиона человек», – процитировала ответ сотрудников Росводресурсов сельский депутат.
По мнению Кудашовой, безопасное хранение мусора под Полетаево возможно только при условии полной герметизации дна полигона. «Но мусор у нас разлагается по сто лет, столько ни один стройматериал не выдержит!» – заявила она после корреспонденту «ФедералПресс». Кроме того, из данных депутата следует, что полигон обречен принимать не 250 тысяч тонн отходов в год, а 585 тысяч – и это при проектной мощности в 21,9 тысячи тонн в год.
«Собственники полигона готовы пойти на увеличение мощностей, – парировала Яна Куприкова. – Мощностей, то есть сколько мусора в год площадка может пропустить через себя, а не емкости. Но если у жителей поселка есть вопросы по качеству эксплуатации, то тут мы целиком на вашей стороне, будем все контролировать!»
«А как вы можете гарантировать, что вода с полигона не пойдет в Шершни?» – настаивала депутат.
Письмо из водного управления попытался также нивелировать заместитель начальника регионального управления Росприроднадзора Владислав Коробкин, очевидно, также знакомый с документом.
«Ваше письмо содержит ряд оговорок, – указал он Юлии Кудашовой. – Там говорится, что при соблюдении экологического законодательства угрозы нет. Но вообще-то любая деятельность с нарушением экологических норм несет в себе угрозу! К тому же в письме, как следует из самого его содержания, приведено просто частное мнение одного чиновника!»
Депутат апеллировала к общественному мнению: по ее словам, проведенная недавно опрос показал, что сами полетаевцы резко против размещения у себя челябинских отходов. «Ну это естественно, – заметил один из участников совещания Общественной палаты. – Проведи опрос в любом месте, никто не захочет, чтобы у него под боком размещали горы мусора».
Яна Куприкова также напомнила, что, согласно концепции территориальной схемы, ни один килограмм мусора из Челябинска не будет направлен на неподготовленные, не прошедшие госэкпертизу объекты. Кроме того, за Полетаевский полигон вступился Руслан Губайдуллин, исполнительный директор Ассоциации операторов в сфере обращения с отходами «Чистая страна». Он резонно заметил, что лучше все же иметь мусор на одной контролируемой площадке, чем его будут разбрасывать по южноуральским лесам так называемые «черные возчики», то есть компании-нелегалы, специализирующиеся на транспортировке мусора.
«О каком увеличении мощностей можно говорить? – предприняла последнюю попытку настоять на своем Юлия Кудашова. – На полигоне отсутствует даже электроснабжения, все запитано от дизель-генератора!»
«Но там есть своя сортировочная линия, ее владелец также согласился на увеличение мощностей, на переход на работу в две смены», – возразила Яна Куприкова. Однако присутствовавшие на заседании жители Полетаево заявили, что «сортировка на полигоне работает, только когда туда приезжают из минэкологии!»
«Да я ночевать готова на этом полигоне, чтобы он работал как надо!» – пообещала в завершение беседы Яна Куприкова.
Модератор совещания, эксперт Общественной палаты Феликс Панов на этом прекратил дискуссию, но стороны явно остались не удовлетворены друг другом. Напомним, впрочем, что полетаевцы не рассчитывают только на обсуждение своей судьбы в Общественной палате региона: со второй попытки инициативная группа жителей и депутатов поселка подала исковое заявление к минэкологии в Челябинский областной суд. Полетаевцы требуют признать территориальную схему обращения с отходами некорректной. По словам Юлии Кудашовой, в суде они будут приводить те же доводы, что и на сегодняшнем заседании.
Мусорные войны