Уже не секрет, что после президентских выборов российскую систему госуправления ждут реформы. Перестановки в правительстве не ожидаемы, а, скорее, очевидны. Министр без портфеля Михаил Абызов может остаться без государственного чина, а «открытое правительство» – перестать быть частью кабмина или вовсе будет ликвидировано. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Открытое правительство» под замок. Структура, возглавляемая министром без портфеля Михаилом Абызовым, скорее всего, не переживет президентские выборы. Об этом сообщают «ФедералПресс» источники, близкие к администрации президента. Причина кроется в нерентабельности проекта и непонятности его функционала даже среди властных элит.
«Еще с самого начала многие члены правительства не понимали сути этого проекта. С ходом времени он себя не оправдал. Ну, а простые граждане о существовании «Открытого правительства» вовсе не знают», – отмечает собеседник.
Напомним, что открытое «Открытое правительство» начало свою работу в 2012 году при формировании очередного состава кабинета министра. Возглавил структуру предприниматель, миллиардер Михаил Абызов, близкий к российскому премьеру Дмитрию Медведеву. «Открытое правительство» задумывалось, как структура, которая поможет наладить коммуникации между министерствами и профильными экспертами, а также сделать деятельность правительства РФ более открытым. Но на выходе получилось так, что эта структура стала очередной по подготовке совместных законопроектов с другими ведомствами.
Политологи оценивают деятельность «Открытого правительства» скептически, однако не считают его бесполезным.
«Собственно говоря, всю информацию из правительства человек должен при желании получить, просто подключившись к интернету. Очевидно, что пиара было больше, чем реальных дел. Но отрицать совсем заслуги Абызова не стоит. Стало правительство более открытым, повысилась ли информированность? Наверное, да», – отмечает политолог Константин Калачев.
Довольно низкие оценки своей деятельности ставит сам Абызов. Так, 15 февраля этого года, выступая на инвестфоруме в Сочи, он отметил, что оценивать свою работу он может едва ли, как на удовлетворительную отметку. К тому же, по его словам, кабинет министров в ряде случаев никак не прислуживался к инициативам «Открытого правительства».
«Моя оценка собственной работы – «два с плюсом» или «три с большим минусом». Для меня было шоком и потрясением принятие правительством закона о реорганизации РАН. Мы не провели никаких публичных консультаций и обсуждений. Для меня это был черный день. Было еще несколько моментов, когда мы игнорировали публичное обсуждение вопросов, которые должны были обсуждаться в абсолютно открытом режиме», – заявил Абызов 15 февраля.
Источник отмечает, что «Открытое правительство» может не совсем исчезнуть, а его функционал трансформируется и перебросится на плечи других структур, например, Общественной палаты. К тому же «закрытие» «Открытого правительства» поможет сэкономить средства госбюджету. Политологи считают это немаловажным фактором.
«Внутри правительства идут постоянные поиски финансовой оптимизации. Понятна причина. Настолько малы сейчас бюджетные возможности, и, если появляется вариант сокращения, он обязательно рассматривается. Иначе говоря, за счёт ликвидации ведомства можно сэкономить. И абсолютно ясно, что это не минфин, что не минэкономразвития, не минздрав. Все как-то посматривают на не очень понятное ведомство под названием Открытое правительство», – заявлял «ФедералПресс» политолог Леонид Поляков.
Сложно спорить с тем, что сама идея «открытого правительства» более, чем позитивная. Реализация, конечно, захромала, еще не успев встать на ноги. И тут дело не столько в Абызове и его методах работы, а в том, что кулуарный и «ручной» характер принятия тех или иных государственных решений в России пока не дает пространства для открытости и сближения правительства с экспертным сообществом. Но работа в этом направлении в какой-либо форме должна быть продолжена, убеждены эксперты.
«Мне кажется, что Абызову просто самому поднадоело то, чем он занимается. Он был неплохим бизнесменом и, наверное, хочет вернуться в бизнес. Кто продолжит начатое им – это пока вопрос», – заявил Константин Калачев.