Республика Бурятия, в прошлом году пережившая смену власти, пытается удержаться на плаву. Правда, пока это получается с трудом – дефицит региональной казны растет, госдолг увеличивается, а качество жизни людей не улучшается (благо, что и хуже жить не становится). Молодой технократ Алексей Цыденов по итогам прошлого политического года показывает худший результат среди своих коллег, назначенных примерно в одно время и избранных в один день с ним – в сентябре 2017-го. А экономические показатели региона по многим параметрам заметно хуже других национальных республик. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Дайте на жизнь
Бюджет Бурятии – один из самых дефицитных и зависимых от федерального центра. В этом году региональное правительство планирует получить доходы в размере 47,7 млрд рублей, а потратить – 50,1 млрд рублей. Таким образом, дефицит казны утвержден на уровне 2,5 млрд рублей. В 2017 году дефицит был утвержден в размере 2,1 млрд рублей.
В 2018 году для республики предусмотрены дотации из госбюджета в размере 18,3 млрд рублей. Более дотационными являются только Дагестан (59,07 млрд рублей), Якутия (43,94 млрд рублей), Чечня (27,08 млрд рублей), а также три краевых бюджета – Камчатки, Алтайского края и Ставрополья.
Долг платежом красен
Новому руководству Бурятии не удалось поддержать тенденцию по снижению долговой нагрузки на бюджет региона. В 2017 году размер госдолга республики вырос на 11,9% и составил 11,31 млрд рублей. Годом ранее долг перед федеральным бюджетом был 10,1 млрд рублей, причем прежнему правительству удалось немного сократить его объем – на 0,2%. И если в 2016 году долговая нагрузка составляла 43,8% к уровню налоговых и неналоговых доходов региональной казны, то в прошлом году она выросла до 49,2%.
Среди республик такой рост госдолга – один из худших показателей. Увеличение допустили также Адыгея, Калмыкия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карелия, Хакасия, Мордовия. В то время как Башкортостан, например, сократил объем госдолга на 23,1% (18,15 млрд рублей), Дагестан – на 22,6% (12,19 млрд рублей), Тыва – на 15,7% (2,27 млрд рублей), Чечня – на 12,6% (4,87 млрд рублей).
Ипотеку – в массы
Доступность покупки жилья в ипотеку в Бурятии далеко не самая высокая среди регионов страны. Но не без усилий еще предыдущего руководства республики за два года этот показатель вырос почти на 12% – с 17% до 28,9%: именно такова доля семей, которым по силам выплачивать ежемесячно кредит за приобретенное жилье.
Отметим, что среди республик это тоже не лучший показатель. Самая доступная ипотека в Коми, где жилищный кредит могут позволить себе 33,4% семей, а также в Хакасии (31%), в Якутии (29,4%) и в Карелии (29,2%).
Молодой технократ провалился
Политически глава Бурятии Алексей Цыденов не отличается стабильностью и высокой влиятельностью. Согласно рейтингу влияния губернаторов, опубликованном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), Цыденов занимает всего лишь 63 позицию: он скатился на три строчки вниз, по сравнению с предыдущим рейтингом.
Между тем большинство других руководителей национальных республик выглядят гораздо более убедительно. Например, глава Чечни Рамзан Кадыров – на второй строчке, глава Татарстана Рустам Минниханов – на восьмой позиции, глава Башкортостана Рустэм Хамитов – на 10 месте. Гораздо выше Цыденова находятся и те главы субъектов, которые входят с ним в одну «волну» назначений губернаторов 2016-2017 годов: Александр Бречалов (Удмуртия, 19 место), Артур Парфенчиков (Карелия, 44 место), Александр Евстифеев (Марий Эл, 53 место). Результат Цыденова – 63 место – худший из молодых назначенцев.
В общем рейтинге ниже Алексея Цыденова находятся лишь те главы регионов, которым эксперты то и дело прогнозируют отставку: Александр Бердников (Алтай, 75 место), Мурат Кумпилов (Адыгея, 77 место), Алексей Орлов (Калмыкия, 79 место), Виктор Зимин (Хакасия, 80 место), Шолбан Кара-оол (Тыва, 81 место).
По мнению экспертов, для Алексея Цыденова начался период проверки на прочность. Через него проходят все новые губернаторы: если в период назначения, в большей степени, «под выборы» в регион идут федеральные деньги, Центр помогает с поисками инвесторов, да и сам пытается подключаться к решению проблем (как было, например, с озером Байкал, внимание к которому усилилось, пожалуй, только после прямой линии с президентом).
Но главное начинается после выборов, когда новоиспеченному главе региона приходится работать самому, с созданной им командой. Эффективность этой работы проявляется достаточно быстро. Некоторые результаты очевидны уже сейчас. И они не самые лучшие.
Фото - Евгений Епачинцев, РИА Новости