Проходческие работы на участке Лахтинско-Правобережной линии метро между строящимися станциями «Театральная» и «Горный институт» под угрозой остановки из-за задолженностей одного из субподрядчиков перед рабочими, которые грозят начать забастовку. Пока работы идут в графике, а власти ищут выход из ситуации. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Претензии ФНС
В ноябре 2017 года в Петербурге был задержан генеральный директор ЗАО «СМУ-11 Метрострой» Андрей Морозов по подозрению в уклонении от уплаты 719 млн рублей НДС и налога на прибыль в период с 2011 по 2014 годы. По данным аналитической системы «СПАРК», Морозов является гендиректором двух организаций: ЗАО «СМУ-11 Метрострой», зарегистрированного в 1997 году, и ЗАО «СМУ №11 Метростроя», зарегистрированного в 2007 году. Обе компании занимаются строительством жилых и нежилых зданий. Если первая имеет опосредованное отношение к ОАО «Метрострой», то вторая является его структурой. В «Метрострое» говорят, что общество не несет юридической ответственности за деятельность своего подрядчика – ЗАО «СМУ-11 Метрострой», глава которого находится под следствием. Вместе с тем, там выражали обеспокоенность ситуацией с уголовным делом в отношении Морозова.
Как рассказал «ФедералПресс» собеседник в Смольном, проблемы у компании начались пару лет назад. ФНС в 2016 году доначислила СМУ-11 около 1 млрд рублей сборов, пеней и штрафов. Как говорят, произошло это из-за того, что предприятие неправомерно приняло к вычету суммы НДС по операциям с рядом компаний. «По бумагам их привлекали к работам на «Адмиралтейской» и на втором вестибюле станции «Спортивной», но, по мнению налоговиков, реальных взаимоотношений у компании с ними не было, так как фирмы не обладали нужной техникой и персоналом, да и создавались на короткие сроки от года до трех», – сказал собеседник агентства.
Летом 2017 межрайонная инспекция ФНС №10 по Санкт-Петербургу подала иск о банкротстве предприятия. В сентябре прошлого года налоговики приняли решение об остановке операций по счетам предприятия и взыскании с них необходимых средств. Управление смогло двумя исками через суд временно «разморозить» счета, однако уже в декабре суд эти меры отменил.
По данным государственной инспекции труда Петербурга, задолженность по заработной плате «СМУ-11 Метрострой» перед работника на начало года составляла около 76 млн рублей за период сентябрь-декабрь 2017 года. В рамках проверки было выявлено, что задолженность существует перед 492 рабочими. При этом уже в январе было выплачена заработная плата за октябрь 2017 года на общую сумму 19,7 млн рублей. Как сообщали петербургские СМИ, рабочие не исключают возможности забастовки.
Москва в курсе
Как рассказал «ФедералПресс» глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергей Харлашкин, власти города в курсе ситуации. «Да, знаю, знаю я об этой ситуации. Уже и в Москве в курсе. Ездили туда решать вопрос по этой организации», – сказал он. По его словам, вся проблема в том, что все средства, поступающие на счет «СМУ-11 Метрострой» списываются в счет долга по налогам. «При этом все платежи город произвел на счет «Метростроя» заранее, как говорят, расчеты идут с субподрядчиком по графику», – сказал он. При этом Харлашкин отметил, что угрозы остановки проходческих работ нет. «Работы сейчас идут, если что будем решать вопрос со сменой субподрядчиков, но работы не остановятся», – добавил он.
В компании «Метрострой» «ФедералПресс» рассказали, что деньги по субконтрактам перечисляются вовремя. «У них арестованы счета, и поэтому не возможна выплата зарплат», – пояснил собеседник агентства. Он также добавил, что в настоящее время решение найдено. «Люди будут получать деньги через банк, «живыми» деньгами», – сказал он. По словам представителя компании, ситуация не повлияет на выполнение контракта по строительству линии метрополитена до «Горного института». «СМУ-11 делает все возможное. К ним нет претензий, работа в графике», – отметил он.
В контракте предусмотрено сооружение двух параллельных тоннелей диаметром 5,63 м и протяженностью 5,5 км каждый. СМУ-11 занимается проходкой тоннеля между «Театральной» и «Горным институтом». На этой линии проходка тоннелей идет двумя щитами, которые прокладывают два пути с разных сторон. В настоящий момент с Васильевского острова до Театральной площади проходческий комплекс 2,1 километра уже преодолел. В обратном направлении его брат-близнец, который двинулся позже, прошел чуть больше километра.
Как рассказал «ФедералПресс» источник в строительной отрасли, приостановка проходки, возможна, но кратковременная, от суток до трех. Такие случаи происходят, когда надо произвести сервисные или ремонтные работы на режущей кромке щита. «Дальше уже подразумевается консервация, много согласований с Ростехнадзором, и срывом сроков строительства», – сказал собеседник агентства.
По его словам, если начнется забастовка работников, то будет необходимо закрепить забой, заполнить пространство перед щитом песком или спецраствором, для того, чтобы предохранить щиты от повреждений и ржавчины. Если этого не сделать, то щит обожмет грунтом и есть риск того, что он не сдвинется с места. Сметная стоимость контракта на строительство продолжения Лахтнско-Правобережной линии составляет 21,4 млрд рублей. Срок окончания работ ноябрь 2019 года.