Top.Mail.Ru
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Новый импульс к развитию. Что значит Северный широтный ход для российской Арктики

Ямал
Северный широтный ход даст новый импульс развитию российской Арктики

В конце февраля правительство России одобрило старт концессионной процедуры по строительству Северного широтного хода. Теперь можно с уверенностью сказать, что реализация «проекта века», стоимость которого исчисляется сотнями миллиардов рублей, становится все ближе. Что такое Северный широтный ход и какую пользу он принесет Ямало-ненецкому автономному округу и всей стране – в материале «ФедералПресс».

Северный широтный ход – это железнодорожная магистраль, которая должна связать Северную железную дорогу со Свердловской (сейчас ж/д сеть на Ямале представлена двумя несвязанными между собой участками). В российской Арктике появится железнодорожный коридор в 700 километров, эта магистраль откроет кратчайший выход к Северному морскому пути. Полная стоимость проекта – более 260 миллиардов рублей. Это сопоставимо со стоимостью строительства моста через Керченский пролив. Ожидается, что грузовая база проекта Северного широтного хода составит 24 млн тонн грузов в год. Проект уже включен в федеральную транспортную стратегию и в программу развития железнодорожного транспорта. В Минтрансе РФ ранее заявляли, что проект является стратегическим и важным по многим параметрам.

Строительство этой магистрали планируется вести на условиях концессии, в проекте, помимо правительства Ямала и федерального кабмина, также участвуют ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром». По словам глава региона Дмитрия Кобылкина, многие компании уже заявили, что хотят участвовать в этом проекте, кроме того, к магистрали проявляют интерес и ведущие российские банки. О Северном широтном ходе говорил и президент России Владимир Путин.

«Северный широтный ход, который сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути», – отметил глава государства.

В этом одна из главных задач мегапроекта – проложить путь к портам Северного морского пути, сократить протяженность транспортных маршрутов из Западной Сибири. Ведь согласно прогнозам, в 2035 году объемы перевозок по Севморпути вырастут в десятки раз. Ну и не стоит забывать о Саббетте, где реализуется серьезный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Но Северный широтный ход поможет не только интересам добывающей отрасли. В ходе реализации проекта будет построен совмещенный мост через реку Обь, появится железнодорожное сообщение между городами Салехард и Надым, а также другими населенными пунктами. Кстати, автомобильная часть моста будет построена за счет средств Ямало-ненецкого автономного округа – сумма вложений составит порядка 8 млрд рублей.

Стоит напомнить и о дополнительном эффекте от строительства магистрали. Северный широтный ход – это не только обеспечение транспортной доступности основных городов и населенных пунктов региона, но еще и создание новых рабочих мест на самой железной дороге, в смежных отраслях, на старых и новых месторождениях. Помимо этого, на Ямале должны будут образоваться новые производства, которые вместе с магистралью станут фундаментом дальнейшего развития. Еще один важный момент, о котором уже говорил глава округа – строить железнодорожную магистраль будут из отечественных материалов.

«Этот проект полностью состоит из российских материалов. Песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга, вагоны – это все будет сделано руками российских специалистов, которые приедут на Ямал, если, может быть, у нас не хватит своих и будем привлекать. Это очень важно с точки зрения современной экономики», – заявил Дмитрий Кобылкин.

Несмотря на то, что экономический и социальный эффект от этого мегапроект очевиден, взяться за него не решались давно. Сама концепция строительства Северного широтного хода появилась еще в 2005 году, и ее реализация планировалась в рамках проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Но стоимость реализации проекта и суровые условия отпугивали потенциальных желающих. Именно поэтому строительство будет осуществлено на условиях концессии. Закончить создание Северного широтного хода планируется к 2023 году. При этом есть уже планы и на будущее.

«Нужно проработать увязку грузопотоков дальше. Если построим Северный широтный ход, дальше мы должны будем лоббировать его продолжение до Якутска, Магадана и Петропавловска-Камчатского», – говорит глава Совета по делам Арктики и Антарктики Вячеслав Штыров.

Также на Ямале обращают внимание на значимость строительства участка железной дороги «Бованенково – Сабетта» как логического продолжения широтного хода.

«Регионам нужен выход в мировой океан. А выход один – через порт Сабетта. Огромный уральский промышленный комплекс мог бы работать по короткому плечу и поставлять до Сабетты тот или иной груз и выходить в мировой океан», – считает Дмитрий Кобылкин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.