Четыре участковые избирательные комиссии Челябинской области завершили свою работу уже к 12-13 часам 18 марта, причем показали стопроцентную явку. Речь о следственных изоляторах системы ФСИН. Корреспондент «ФедералПресс» побывал в челябинском СИЗО №3 и узнал, как идет голосование в местах лишения свободы.
По данным пресс-службы ГУФСИН, в двух челябинских СИЗО, а также в златоустовском и магнитогорском учреждениях на сегодня содержится 2070 следственно-арестованных. В отличие от «постояльцев» исправительных колоний и тюрем «клиенты» следственных изоляторов пользуются всеми гражданскими правами за исключением свободы. Пока не прозвучал приговор суда, они могут принимать участие в выборах президента.
Приглашение на выборы рядом с вывеской СИЗО смотрится странно
В каждом изоляторе действуют постоянные УИК, члены которых в большинстве своем носят погоны и имеют спецзвания. Участковую комиссию в СИЗО-3 (Тракторозаводский район Челябинска) возглавляет заместитель начальника изолятора Сергей Фролов.
«У нас содержится более 470 подследственных, – рассказал Сергей Фролов. – Плюс здесь же, на рабочем месте голосуют сотрудники, которые сегодня работают. Всего получается 565 человек».
В обычные дни сотрудников ФСИН в стенах изолятора меньше, но 18 марта личный состав переведен на усиленный вариант несения службы – во избежание эксцессов.
Урны для голосования установлены прямо в корпусах, где содержатся арестанты. Сотрудники СИЗО выпускают из камер по четыре-пять человек за раз. Пока один подследственный исполняет гражданский долг, остальные ожидают в коридоре, привычно стоя лицом к стене.
"Девочки" к голосованию готовы
В женском корпусе команда «На выход!» предваряется деликатным вопросом: «Девочки, голосовать готовы?» «Девочки», обвиняемые по самым разным статьям Уголовного кодекса, выходят, строятся спиной к дамам в форме. Настроение у большинства приподнятое, тем более, что дамы в погонах (видимо, в честь выборов) даже не мешают подопечным шушукаться. «Отказников» среди контингента СИЗО нет, хотя Сергей Фролов заверяет: в случае отказа голосовать никаких репрессий по отношению к арестованному не последовало бы.
«Никто голосовать не отказался, – подтвердила в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» арестантка Анжелина Круг. – Других развлечений здесь нет».
Арестантка никогда раньше не голосовала
Анжелине 26 лет, но голосует она впервые: на свободе было не до того. Зато за решеткой нашлось время даже на то, чтобы слушать посвященные выборам радиопередачи и смотреть дебаты по телевизору. Сотрудникам изолятора пришлось пришлось перед выборами подсуетиться и воспользоваться системой «Мобильный избиратель», чтобы голосовать, не покидая боевых постов.
Гражданский долг на боевом посту
К финалу голосования изолятор навестили высокие гости: начальник регионального ГУФСИН Виктор Брант, председатель областной ОНК Василий Катанэ и уполномоченный по правам человека на Южном Урале Маргарита Павлова. Общественники перехватили нескольких арестованных, уже опустивших бюллетени в урны, и пообщались с ними. Вопросы в основном касались как раз опыта участия в выборах.
Генерал Виктор Брант и омбудсмен Маргарита Павлова
Отметим, большинство постояльцев признались, что «на воле», как и Анжелина Круг, гражданским долгом манкировали. Одна из следственно-арестованных, как оказалось, ранее подавала омбудсмену Павловой официальное обращение, так что мониторинг хода голосования для Маргариты Николаевны нечаянно перерос в обычную для нее работу. Руководство ГУФСИН и СИЗО вошло в положение и выделило омбудсмену и арестантке помещение для беседы. Не ожидавшая такой оперативности подследственная даже расплакалась.
Лица подследственных без специального разрешения показывать нельзя
«Мы с коллегами сегодня ведем постоянный мониторинг ситуации с ходом голосования, – отметила Маргарита Павлова. – Из следственных изоляторов и других учреждений ГУФСИН жалоб сегодня не поступало. А вот по поводу нарушений на «гражданских» участках обратились десять человек».
Арестанты-мужчины голосовали в медицинском кабинете
Напомним, по данным ЦИК к 14 часам общая явка в Челябинской области не достигла еще 30 процентов. К этому времени сотрудники зарешеченного УИК уже выносили из корпусов опечатанные урны: голосование в СИЗО завершилось.
фото автора, фото пресс-службы ГУФСИН по Челябинской области