Top.Mail.Ru
Экономика
Саратовская область
0

«Включили в заявку мертвых пилотов». Росавиация хочет, чтобы «Саратовские авиалинии» перестали летать

Глава Росавиации Александр Нерадько предложил «Саратовским авиалиниям» добровольно отказаться от перевозки пассажиров. Над авиакомпанией нависла прямая угроза закрытия: если перевозчик не выполнит требований ведомства в течение трех недель, то его может ждать приостановление, а впоследствии и прекращение деятельности. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Тревожный тон

Проблемы у авиакомпании начались после 11 февраля этого года, когда Ан-148, следовавший по маршруту Москва – Орск, рухнул в Раменском районе Подмосковья. Все находившиеся на борту люди – 65 пассажиров и 6 членов экипажа – погибли.

Анализ данных бортовых регистраторов показал, что вероятной причиной крушения стали неверные показания скорости от приемников полного давления, которые обледенели из-за отключенного подогрева. Чтобы набрать скорость, не успевшие сориентироваться пилоты стали снижаться, пока самолет не врезался в землю.

После трагедии Ространснадзор и Росавиация провели проверки на «Саратовских авиалиниях». В результате были выявлены нарушения, для устранения которых Росавиация установила срок – 27 апреля. Если до этого дня компания не успеет исправиться, действие ее сертификата будет приостановлено, а если мер не будет принято и после этого – свидетельство аннулируют. До устранения нарушений перевозчику запретили также использовать имеющиеся у него в парке Ан-148.

2 апреля в прессу просочился ответ Росавиации на заявку, поданную «Саратовскими авиалиниями» для снятия ограничений. Глава ведомства Александр Нерадько указал, что в список воздушных судов был внесен разбившийся борт, а в перечень пилотов – погибшие летчики. Возмутившись такой халатностью при подготовке документов, чиновник посоветовал компании добровольно отказаться от сертификата эксплуатанта.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев в разговоре с «Федерал Пресс» отметил, что такого формата приостановления работы компании как рекомендация о добровольном отказе от полетов законодательством не предусмотрено. «Это неофициальный формат, который свидетельствует, что Росавиацию решительно не устраивают предоставленные документы. После такого ответа сомнений не возникает: если компания не предоставит нужных документов в указанные сроки, последует приостановление сертификата. Время на повторную подачу документов еще есть. Но сам тон этого послания тревожный. При таком настрое регулятора есть риск, что компания не сможет убедить его в выполнении всех требований», – говорит эксперт.

На данный момент самолеты компании продолжают совершать вылеты. К моменту выхода материала в пресс-службе «Саратовских авиалиний» не смогли предоставить комментарий по ситуации.

Проблемы роста

В истории российской авиации встречаются примеры, когда компании лишались сертификатов из-за невозможности выполнить требования Росавиации, один из недавних – «ВИМ-Авиа». После крушения «Боинга-737» в Казани в 2013 году менее чем через 1,5 месяца перестала существовать компания «Татарстан».

«Саратовские авиалинии» в грубом пренебрежении правилами безопасности были уже уличены . В июле 2015 года дочь гендиректора Игоря Третьякова, будучи совершенно посторонним человеком, пролетела из Саратова в Анталью в кабинете пилотов. В октябре того же года Росавиация временно запретила «Саратовским авиалиниям» вылеты за рубеж. После того, как авиакомпания «отбыла наказание», возможность осуществлять туристические чартеры ей благополучно вернули.

В парке авиакомпании на момент катастрофы насчитывались пять самолетов АН-148. Судя по данным авиационных порталов, их срок эксплуатации – 7,9 года, что гораздо ниже, чем у пяти Як-42Д (30,4 года) и даже у приобретенных четырьмя годами ранее двух Embraer 190 (9,9 года). Почему же компания, которой долгое время удавалось эксплуатировать «возрастные» Яки без крупных инцидентов, вдруг допустила ошибку с относительно новым АНом?

Многие обращают внимание на то, что после приобретения АН-148 компания значительно расширила географию своих полетов. Основными направлениями стали рейсы из административных центров разных регионов России в Москву и на южные курорты. Хотя компания с готовностью бралась и за другие маршруты, обещавшие более-менее постоянный пассажиропоток и доход.

По статистике Росавиации, пассажиропоток компании в 2017 году вырос на 64 % - с 635 тысяч до 1,04 млн пассажирокилометров. В январе-феврале этого года он продолжал расти (на 32 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), хотя после катастрофы темпы роста были уже не такими высокими, а заполняемость самолетов снизилась на 11 процентных пунктов (до 64,4 %). Поэтому выдвигались предположения, что компания увлеклась экстенсивным развитием бизнеса и начала пренебрегать требованиями безопасности.

Олег Пантелеев признал, что «проблемы роста» у авиаперевозчиков существуют, и не все с ними справляются. Тем не менее, он не стал бы ставить знак равенства между быстро растущей и опасной авиакомпанией: «Здесь важно, на мой взгляд, другое. Мы возвращаемся к проблемам с высококвалифицированными кадрами. Особенно остро они стоят у региональных перевозчиков. По сравнению с лидерами рынка выручка с каждого рейса у них в 2-3 раза меньше, соответственно, они не могут так много платить пилотам».

Худший вариант

В случае, если «Саратовским авиалиниям» запретят перевозить пассажиров, это может привести к коллапсу авиаперевозок в Саратове. Два московских рейса «Аэрофлота» в день не удовлетворят пассажиров. Первыми заложниками ситуации станут местный бизнес и региональные чиновники, которые вынуждены чаще других пользоваться авиатранспортом.

Сразу же пострадают и туристы, потому что начало сезона чартерных полетов из Саратова на курорты начинается буквально на следующий день после «дня X» 27 апреля. Срыв летней программы полетов грозит серьезными финансовыми проблемами местным турфирмам.

По мнению Олега Пантелеева, отзыв сертификата у саратовской компании значительного влияния на рынок не окажет. В рейтинге авиакомпаний она в начале года занимала 17-е место. За первые два месяца ей перевезено 93 тысячи пассажиров при общей статистике в 14,3 млн человек.

«С другой стороны, региональных компаний, эксплуатирующих самолеты вместимостью от 75 до 120 мест, не так много. Часть рейсов может забрать S7, часть – «Руслайн». В частности, не возникнет проблем с перевозками по направлению «Саратов-Москва». Но есть такие маршруты, на которые найти предложение будет довольно сложно», – отмечает эксперт.

В то же время нет гарантий, что у новых компаний, которые могут захотеть летать из Саратова, не возникнет проблем. Собственником аэропорта остаются «Саратовские авиалинии», у которых даже после прекращения полетов вряд ли появится интерес к обслуживанию бывших конкурентов. Не повышает этот интерес и тот факт, что ориентировочно через год планируется достроить новый аэропорт в 30 километрах от Саратова. А это значит, что «Саратовские авиалинии» не смогут оставаться и оператором городского аэропорта.

Осенью прошлого года авиакомпания подала холдингу «Аэропорты Регионов» (дочерняя компания «Реновы») заявку на то, чтобы стать базовым перевозчиком нового аэропорта. Этот сценарий был одним из способов сохранить компанию, учитывая, что региональные власти ждут не дождутся, чтобы изъять землю действующего аэропорта под застройку. Более того, «Саратовские авиалинии» предлагали сохранить и нынешний аэродром, используя его как базу для технического обслуживания самолетов. Таким образом, запрет Росавиации поставит крест на будущем компании вообще, а не только на полетах.

Пройти через приостановление деятельности удается немногим. «Когда перевозчик останавливает эксплуатационную деятельность, его расходы остаются на высоком уровне – нужно платить за лизинг самолетов, аренду, выплачивать зарплаты и т. д. Наличие столь драматического кассового разрыва, как правило, пережить не удается», – предупредил Пантелеев.

Сюжет по этой теме
11 февраля 2018, 20:48

Крушение Ан-148 в Подмосковье

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.