Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
2

Продажа в условиях пониженной видимости. Почему Дерипаска отдал аэропорт Геленджик

Фото: gelio.livejournal.com

Уже в скором времени аэропорт Геленджик поменяет своего владельца. От «Базэл Аэро» он перейдет в совместную собственность группы ВТБ и основателя пивоваренной компании «Балтика» Таймураза Боллоева, ранее не связанных с авиационным бизнесом. В нюансах загадочной сделки с самым маленьким аэропортом Кубани решил разобраться «ФедералПресс».

Загадочная история с «Базэл Аэро»

Информация о сделке по продажи аэропорта стала известна уже после того, как 10 апреля ФАС одобрила ходатайство ВТБ и Таймураза Боллоева о покупке аэропорта Геленджика у «Базэл Аэро». Как стало известно, каждый из двух покупателей приобретет 49,5 % уставного капитала ООО «Аэропорт Геленджик». Таким образом, их совокупный портфель составит 99 %. «Мы видим перспективы роста пассажирских перевозок в регионе и рассматриваем данный актив как долгосрочную инфраструктурную инвестицию. Мы планируем развивать инфраструктуру аэропорта после его приобретения», – сообщил представитель пресс-службы ВТБ журналистам.

«ФедералПресс» обратился за комментарием в пресс-службу компании «Базэл Аэро», но не смог получить ответа, где не стали давать пояснения причинам сделки. Отметим, что компания помимо актива в Геленджике управляет аэропортами Сочи, Анапы и Краснодара (аэропорт Геленджика является его филиалом). Напомним, что «Базэл Аэро» – совместное предприятие «Базового элемента» Олега Дерипаски (50 %+1), сингапурской Changi Airports International (30 %) и Сбербанком (20 %), созданное в 2011 году.

При этом Геленджик являлся наименее востребованным из четверки кубанских пассажирских аэропортов. Так, пассажиропоток в 2017 году здесь составил всего около 304 тыс. человек, в то время как соседняя Анапа за прошлый год приняла 1,36 млн авиапассажиров.

Понятно, почему «Базэл Аэро» решила расстаться с этой воздушной гаванью, но не понятно, какие мотивы преследовали приобретатели аэропорта, отмечают эксперты. «В продаже Геленджик отдельно от остальных портов лично я не вижу смысла, – делится независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. – Это самый маленький аэропорт в Краснодарском крае. К тому же Геленджик был совершенно не в формате (работы остальных аэропортов «Базэл Аэро», – «ФедералПресс»)». Как отмечает эксперт, в данном аэропорту неплохая взлетно-посадочная полоса, однако аэровокзал здесь требует замены.

По словам Андрей Крамаренко, продажа аэропорта не связана с санкциями, поскольку сделка обсуждалась уже давно, а в число собственника кубанских аэропортов входят не только структуры Олега Дерипаски. Впрочем, эксперт обращает внимание, что покупка осуществляется непрофильными инвесторами.

«Примечательно, что после окончания сделки ни участвующее в ней физлицо, ни банк не будут обладать контролирующим пакетом акций, – комментирует ситуацию эксперт в области управления организациями и бизнесом, член советов директоров ряда российских компаний Евгений Змиев. – Возможно, это сделано для того, чтобы в будущем физлицо могло выкупить пакет, принадлежащий сейчас ВТБ, однако сейчас у него нет таких ресурсов. Поэтому банк, возможно, выступает в роли фактически кредитующей стороны, в обеспечении которой будет находиться пакет акций аэропорта».

 

Евгений Змиев обращает внимание, что сделка фактически вырывает Геленджик из операционной цепочки аэропортов Кубани, в которой он и раньше играл второстепенную роль. В итоге значение аэроузла должно еще более серьезно понизиться. «Сейчас аэропорт Геленджик скорее снизит хозяйственную деятельность, а в перспективе он может и вовсе прекратить обслуживание рейсов или перейти на сезонную работу. Версия того, что он перейдет на обслуживание чартерных рейсов и частных самолетов мне тоже кажется несостоятельной. Ведь затраты на содержание предприятия слишком велики», – уточняет эксперт.

По словам Евгения Змиева, данная сделка достаточно парадоксальна, а ее смысл осуществления для новых собственников кране неочевиден. «Возможно, это пробный шар в попытке войти на рынок авиаперевозок. В таком случае собственники просто решили купить небольшой аэропорт и разобраться в нюансах бизнеса, используя транспортный узел как своеобразный полигон. Но говорить точно о причинах сделки можно будет по прошествии некоторого времени, когда мы увидим реальные действия собственников в отношении аэропорта», – уточняет эксперт.

Евгений Змиев опровергает слухи о том, что продажа аэропорта может быть связана с наложенными на предприятия Олега Дерипаски санкциями. «Значимость аэропорта и участие в операционной деятельности настолько низко, что защищать его отдельно смысла нет. Наоборот, чтобы уберечь от санкций транспортную систему Кубани, нужно было распродавать более крупные аэропорты. В случае приостановки работы других аэропортов Геленджик никак не сможет взять на себя всю нагрузку», – добавляет экономист.

 

«Версия с ролью санкций имеет право на существование, – делится мнением директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов. – В июне в Краснодарском крае пройдет один из этапов ЧМ по футболу. И возможно, таким образом, государство решило подстраховаться, подготовив запасной аэродром, который не попадет под санкции против Олега Дерипаски в случае ужесточения давления на Россию. Впрочем, это одна из многочисленных версий. Точно о причинах судить трудно из-за закрытого характера сделки».

Кандидат на реконструкцию

Евгений Змиев предполагает, что причиной продажи может также являться желание новых собственников вложиться в расширение транспортного узла (увеличение ВПП, постройка нового аэровокзала, получение разрешение на осуществление посадки со стороны гор и т.д.) с дальнейшей перепродажей объекта.

Отметим, что аэропорт был построен еще во времена Советского союза. Однако в 2004 году он был закрыт на реконструкцию, в ходе которой была построена новая взлетно-посадочная полоса и временный аэровокзальный комплекс. Вновь открылся для регулярного пассажирского сообщения 29 мая 2010 года. В настоящее время на территории предприятия действует временный аэровокзал. Аэропорт принимает только внутренние рейсы, его пропускная способность составляет 140 пассажиров в час.

Примечательно, что договор о строительстве нового здания аэровокзала «Базэл Аэро» и администрация края подписали два года назад. По проекту, площадь здания должна была составить 5,2 тыс. кв. метров, а пропускная способность – 314 пассажиров в час. На это планировалось потратить более 500 млн рублей. Однако задумка, завершение которой было намечено на 2018-й год, так и не была реализована. При этом еще в 2014 году экс-глава совета директоров «Базэл Аэро» Андрей Елинсон отмечал, что аэропорт Геленджика «исключительно сезонный и на 90 % загружен туристическим потоком».

 

 

Читайте также «Разрешение на взлет. О причинах закрытия майкопского аэропорта и попытках его возрождения».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.