горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Россия
8 мая 2018, 18:34 4
Редакция «ФедералПресс» / Михаил Калмацкий

Выборы прошли – цены отпустили. Стоимость бензина на российских АЗС стремительно растет

Цены на бензин на российских заправках уже несколько недель рвутся вверх. По данным Росстата, за последнюю перед майскими праздниками неделю стоимость топлива в среднем по стране выросла на 0,4%, причем такой же прирост наблюдался и две предыдущие недели. Что будет дальше с ценами на заправках разбирался «ФедералПресс».

Утекает на Запад

Если первые три месяца стоимость автомобильного топлива поражала своей стабильностью – ценники на АЗС практически застыли на одной отметке – то в апреле картина радикально поменялась. Только за один весенний месяц средняя цена бензина выросла на 1,4%, дизеля – на 1,5%. Для сравнения инфляция в стране за этот период составила 0,4%, и если в начале года бензиновые цены проигрывали инфляции, то теперь они серьезно вырвались вперед. С начала года бензин в среднем вырос в цене на 1,8%, дизельное топливо подорожало еще сильнее – на 2,7%.

За предпраздничную неделю цены на бензин выросли в 71 областной и республиканской столицах. Сильнее всего они скакнули во Владимире, Севастополе, Кирове и Петрозаводске – на 1,0-1,3%. В Москве литр горючего прибавил в цене 0,5%, бензин марки АИ-92 здесь можно было приобрести от 37,20 до 40,35 рубля за литр, за АИ-95 – пришлось платить от 40,30 до 44,65 рубля. Стабильность цен на топливо, которым так гордились в начале года различные государственные ведомства, судя по всему, закончилась.

«Выборы прошли, - объясняет неожиданное поведение цен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - После выборов резко пошли вверх оптовые цены, выросшие больше чем на 20%. До выборов правдами и неправдами их держали – через биржу продавались большие объемы нефтепродуктов, что снижало рост биржевых индикаторов, они порой даже падали. За ними падали крупно- и мелкооптовые цены. Выборы прошли, и резко, в разы, сократились объемы продажи через биржу. Если в январе-феврале продавали 50-60 тыс. тонн каждые сутки, то сейчас 10-12 тыс. тонн. Естественно на фоне недостатка предложения биржевые индикаторы идут вверх, а за ними крупно- и мелкооптовые цены».

По словам Евгения Аркуши, другой фактор повышения стоимости топлива – заметный рост мировой цены, который уже не компенсируется, как раньше укреплением рубля. Он наоборот падает, и все это делает выгодным экспорт топлива за рубеж, куда оно правдами и неправдами и утекает.

«Российские нефтепродукты в последние месяцы выгоднее экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке, - соглашается генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. - В прошлую пятницу экспортный паритет для трубопроводных партий дизтоплива Московского НПЗ в направлении Северо-Западной Европы превысил 51 тыс. руб. за тонну, для автобензина – был выше 58 тыс. руб. за тонну. На этом фоне биржевые цены на бензины и дизельное топливо каждый день обновляют исторические максимумы, а вслед за биржей нефтепродукты дорожают в мелком опте».

Другие причины роста оптовых цен, по мнению эксперта, это традиционные весенние ремонты на НПЗ и сезонное увеличение спроса на внутреннем рынке. Ситуацию осложняет и то, что у независимых участников рынка закончились ранее сформированные дешевые запасы нефтепродуктов.

Плюс 4 рубля?

Между тем оптовые цены совершенно не собираются останавливаться. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», по итогам рабочей недели c 30 апреля по 4 мая цена бензина «Регуляр-92» на мелкооптовом рынке выросла на 1141 рубль до 50,515 тыс. рублей за тонну, «Премиум-95» – на 915 рублей, до 51,867 тыс. рублей за тонну. В рознице и «Регуляр-92» и «Премиум-95» прибавили по 22 копейки, подорожав до 38,97 и 41,8 рубля за литр соответственно. Летнее дизтопливо подорожало в мелком опте на 710 рублей до 49,348 тыс. рубля за тонну, а в рознице на 23 копейки до 41,83 рубля за литр.

Прогнозы того, как будут вести себя цены на АЗС, – далеко не утешительные, эксперты ждут роста цен более чем на 10% за этот год. «Мы просчитывали экономически оправданную цену, которая позволила бы рознице нормально функционировать и развиваться. По нашим оценкам, цена в рознице должна примерно на 4 рубля отличаться от сегодняшней, - отмечает президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов. - Как цены будут расти, это другой вопрос, конечно, их будут всячески сдерживать, но полностью не сдержать. Сейчас все розничные сети, как независимые, так и вертикально-интегрированные компании терпят убытки, потому что приходится продавать топливо с рентабельностью в 50 копеек, а то и минус 50 копеек, то есть покупать дороже, чем можешь продать».

«Сейчас на российском рынке есть риски того, что рост розничных цен на нефтепродукты в 2018 году окажется существенно выше, чем в предыдущем», - предупреждает Михаил Турукалов. Напомним, в прошлом году бензин в России подорожал на 7,3%.

Банкротиться или бодяжить

Остановить рост цен, по мнению Евгения Аркуши, могут только власти, причем в режиме ручного управления. «К сожалению рыночные реалии толкают цены вверх, и налоговый маневр, который делает переработку убыточной, и внешние факторы. Поэтому только в режиме ручного управления сейчас можно обуздать цены, - поясняет он. - Надеемся, что новое правительство что-то предпримет в этом плане. Вмешаться нужно как можно быстрее, буквально сегодня».

Единственный способ сдержать цены на АЗС, по словам эксперта, это увеличить предложение на бирже, чтобы вниз пошли биржевые индикаторы, а вслед за ними и оптовые цены. «На сегодня торговля топливом убыточна для розницы, а бизнес не может работать в убыток», - предупреждает Евгений Аркуша.

«Когда растет закупочная цена, то за ней должна расти и розница, хотя у нас этого традиционно не происходит, у нас оптовая цена – рыночная, а розничная – социально-значимая, - делится Павел Баженов. - Регуляторы принимают решение увеличить акцизы, поднять налоги, а ответственность за это несут розничные сети».

По словам Баженова, подобная ситуация будет провоцировать новые проблемы с качеством топлива, поскольку бизнесу придется выбирать между плохим и очень плохим решением – либо закрыться, стать банкротом, либо торговать некачественным топливом, спрос на которое тоже есть.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
4
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1