Госдума совместно с регионами начала обсуждение поправок в федеральный закон об образовании. Речь идет о закреплении нормы о добровольности изучения национальных языков. В стране к этому документу относятся по-разному. И все же большинство экспертов и носителей нацязыков видят в предложенных поправках, скорее, плюсы, чем минусы. О применении и изучении многочисленных языков российских – в материале «ФедералПресс».
Широкое обсуждение
В российских регионах идет активное обсуждение поправок в федеральный закон об образовании. Законопроектом, внесенным в Госдуму группой депутатов 10 апреля, предусматривается добровольное изучение родного языка.
Поправки в действующий закон вызваны многочисленными обращениями родителей. Оказывается, во многих школах детей принуждали к изучению национальных языков. Между тем, как отмечают разработчики, предложенные изменения лишь уточняют, что нацязыки должны изучаться «на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка». Кроме того, у образовательных учреждений должны быть возможности для преподавания, а родители или опекуны детей должны дать свое согласие на изучение нацязыков – это их исключительное право – определять, какой язык для ребенка будет родным. В обязательную часть учебного плана конкретного ребенка родной язык войдет сразу после официального выбора родителей ученика. Ни о каких факультативах и внеучебных занятиях речь не идет.
У политолога из Татарстана, координатора Демократического конгресса народов России Руслана Айсина законопроект вызвал двойственные чувства. Эксперт говорит, что «на добровольной основе дети неохотно пойдут изучать родной язык». «Моя дочь учится в очень хорошей гимназии. Два часа татарского языка, который был обязательным, перевели в статус факультатива. Дети-татары могут изучать свой язык один час в неделю, но в режиме факультативности. Он – необязательный язык. За него оценок не ставят. Это уносит нас в поздний СССР, когда кто-то учил язык, а другие играли в футбол. Кроме того, это делит школьный класс по национальному признаку, и получается сегрегация. Иначе говоря, добровольно родной язык не изучить», – отметил Айсин.
Между тем разработчики заверяют, что никто не посягает на конституционное право всех граждан России говорить на родном языке, использовать его в общении, воспитании, обучении и творчестве. То есть все опасения, что национальный язык нельзя будет использовать в органах госвласти или местного самоуправления, в СМИ и учреждениях культуры, беспочвенны – законопроект даже не затрагивает ни одну из этих сфер.
Важен и еще один аспект. Представителей нетитульных наций не обяжут учить «чужие» языки. Скажем, башкир, проживающих в Татарстане, никто не будет заставлять учить татарский, точно так же, как и марийца в Чебоксарах не заставят учить чувашский язык. Эксперты объясняют это тем, что жители России сегодня разговаривают на 277 национальных языках. Почти по половине из них ведется обучение, но только по 13 языкам разработаны соответствующие образовательные программы. Таким образом, единственным способом обеспечить равенство всех граждан является добровольность изучения родного языка.
Никого не обидеть
Позицию законодателей поддерживают представители национальных республик. По мнению уроженки Чечни, ныне работающей в Карелии врача-стоматолога Резеды Кикаевой, «учить или не учить родной язык – это личное дело каждого». «Современный мир характеризуется повышенной мобильностью. Люди ездят по регионам, где работают и живут. Но это не означает, что везде им нужно учить национальный язык, – считает женщина. – Я считаю, что изучение национальных языков идет в ущерб изучению государственного языка».
Многодетная приемная мать, воспитатель детского сада Лилия Ахмадуллина по национальности удмуртка. Но ее семья живет в Башкирии. Как рассказала женщина «ФедералПресс», недавно она столкнулась с тем, что ради изучения башкирского языка будут сокращены основные предметы, в том числе математика. «У нас детей башкирской национальности учится около 10–15 на всю школу. И далеко не все хотят изучать в обязательном порядке башкирский язык, – говорит Ахмадуллина. – Я просила сократить часы на башкирский язык, а чиновники на это мне сказали, что башкирский – это госязык и все будет по-прежнему».
По словам Лилии Ахмадуллиной, часы на башкирский язык местные чиновники готовы сократить только для тех детей, кто обучается по федеральному государственному образовательному стандарту. «В итоге сложилась такая абсурдная ситуация: стали изучать пять языковых предметов, включая три башкирских языка. Детям это нужно? – не понимает женщина. – Я за добровольное изучение башкирского языка. Насколько я знаю, многим семьям, даже башкирским, это не нужно до такой степени. Я уж не говорю о самих детях. И получается, что это, скорее, вопрос политический, а не культурный».
Споры в регионах
Региональные власти заняли разные позиции по отношению к предложенному законопроекту. Так, в Госсовете и минобразования Татарстана высказались против. По мнению республиканского министра образования Рафиса Бурганова, «вопрос изучения родных и государственных языков, получения образования на родных языках урегулирован должным образом в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве РТ».
В свою очередь, глава Марий Эл Александр Евстифеев в интервью ТАСС заявил, что приветствует поправки в закон. «Проблемы с изучением языков в Марий Эл нет, все работает в рамках действующего законодательства. Сейчас идет законопроект, где будет учитываться мнение не только преподавательского коллектива, руководства образовательных учреждений, но и родителей. Мы такое положение закона приветствуем», – цитирует Евстифеева агентство.
Госдума готовится к «чтениям»
Один из разработчиков законопроекта, зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов говорит, что первое рассмотрение проекта на заседании комитета состоится примерно через две недели, и оно обещает быть «жарким», так как разногласия уже возникают. «Некоторые регионы не согласны, некоторые депутаты выступают против определенных формулировок, так как считают, что они нанесут удар по языку. Однако это абсолютно не так – опасений не должно быть», – отмечает Чернышов.
В целом, по словам Чернышова, документ поддерживается представителями фракций разных политических партий. «Самое важное – нам надо узнать мнение детей и родителей. Я думаю, мы придем к очень зрелому и очень правильному закону. Главное – никого не обидеть», – резюмировал парламентарий.
Как отметил в комментарии Российскому агентству правовой и судебной информации председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, до первого чтения законопроекта планируется провести экспертное обсуждение. Это позволит «выработать такую формулировку закона, которая устроила бы всех без исключения, в том числе и представителей руководства национальных республик». «Комитет ни в коем случае не допустит принятие такого законопроекта, который бы ущемлял права людей на изучение родного языка», – заявил Никонов.
По его словам, комитет сделает все возможное, чтобы подзаконные акты, необходимые для реализации новых норм, были представлены в Госдуму уже ко второму, а не к третьему чтению. Парламентарии планируют тщательно проанализировать, насколько поправки в закон об образовании будут соотноситься с действующими программами.
Фото: pixabay.com