На следующей неделе в России стартует чемпионат мира по футболу. Города, в которых пройдут матчи, несколько лет готовились к приему сотен тысяч болельщиков со всего мира, строя стадионы, вокзалы, дороги. Что даст чемпионат экономике российских регионов и сможет ли улучшить жизнь простых горожан, в материале «ФедералПресс».
Москва в плюсе, Саранск в минусе
Согласно результатам исследования, которые представил в конце апреля оргкомитет «Россия-2018», суммарный вклад в ВВП России за все время подготовки и проведения чемпионата мира (2013-2018 годы) составит 867 млрд рублей. Что касается отдельных регионов, то, как сообщает РБК, больше всех выиграет Москва, чья экономика получит от ЧМ 251 млрд рублей, и Санкт-Петербург – 139 млрд рублей. Правда в процентном отношении к объему валового регионального продукта (ВРП) этих городов влияние чемпионата не столь велико: 2% у Москвы и 5% у Петербурга.
Самарская, Ростовская и Нижегородская области по прибавке экономики от ЧМ-2018 идут почти вровень – 73, 71 и 69 млрд рублей соответственно, и для каждой это 6% их ВРП. Следующая плотная группа: Волгоградская область – 45 млрд (6%), Краснодарский край – 44 млрд (2%) и Свердловская область – 40 млрд (2%). Самый большой выигрыш в процентах оказался у Калининградской области – 20% ВРП (65 млрд рублей) и Мордовии, для которой 31 млрд рублей – это 16% ВРП. Замыкает список немало получивший от спорта в предыдущие годы Татарстан с 30 млрд рублей.
Впрочем, эти цифры не означают, что города реально заработают на чемпионате мира. «Выигрывают те регионы, где инфраструктура уже была, например, Москва и Санкт-Петербург. Регионы, которые инфраструктуру создавали, делали это не столько за счет федеральных денег, хотя они тоже были, сколько за счет региональных средств, - рассказывает профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин. - Из-за этого многие увеличили свою задолженность. Сейчас есть возможность отбить какие-то затраты, но у маленьких регионов с большим долгом, например, Мордовии, скорее всего, это не получится, и задолженность останется может еще на 5-10 лет».
Зато однозначно в плюсе будет Сочи, задействовавший объекты, оставшиеся с олимпийских игр, и Москва. «У Петербурга, если бы не безумные траты на стадион, тоже было бы все хорошо. Зато у Казани все неплохо, потому что их стадион уже использовался неоднократно, - отметил Скопин. - То, что в город приезжают условно 10-15 тыс. иностранных болельщиков – это уже хороший доход и для гостиничной сферы, и для общепита, и для транспорта. Но все-таки выигрывают те города, где количество болельщиков будет наибольшим».
Организатор международного проекта Доктор Городов, эксперт ООН ПРООН по городскому развитию Ирина Ирбитская отмечает, что в первые годы созданная для мегасобытия инфраструктура – это финансовая дыра для города. «Не было парка и в бюджете не было статьи по его обслуживанию, парк появился, появилась и эта статья, - поясняет она. - Обычно считается, что мы сделаем спортивную инфраструктуру, общественный транспорт, а когда к нам на чемпионат мира приедет много гостей, мы все это окупим. Но даже самые успешные проекты не окупаются в течение ближайших лет. Это же гигантские деньги, и они быстро не работают».
Стадионам лучше в центре
Чемпионат мира по футболу – это в первую очередь спортивные объекты, которые останутся и после проведения турнира. Специально для мундиаля было построено восемь стадионов, четыре реконструировано. Новые спортивные арены получили в частности Екатеринбург, Самара, Волгоград, Ростов, Нижний Новгород, Калининград, Саранск. Насколько успешной будет дальнейшая жизнь этих объектов, зависит от целого ряда факторов, в первую очередь – расположения.
«Наше исследование показывает, какая локация лучше работает как на сохранение спортивной функции (или ее трансформации), так и на саму территорию в целом, - рассказывает Ирина Ирбитская. - Выяснилось, что если стадион расположен на отшибе, например, на огромной пустующей набережной, аналог прибрежного кластера Сочи, то в 81% случаев в мире – это провал. Это означает, что с течением времени не сохраняется ни спортивная функция, ни функция какого-то прекрасного общественного места, все приходит в негодность».
Иная ситуация, по словам Ирины Ирбитской, когда стадион встроен в городскую среду. В этом случае успеха достигают 53% объектов. Кроме грамотного выбора участка, нужен, в первую очередь, проект последующего использования ЧМ инфраструктуры и только во вторую проект, ориентированный на ЧМ.
Аэропорты, метро, трамваи
Основной акцент в ходе подготовки к чемпионату мира был сделан на обновление транспортной инфраструктуры. Специально для ЧМ-2018 было реконструировано 20 вокзалов и железнодорожных станций. Почти во всех городах, принимающих матчи ЧМ, обновились аэропорты. Когда схлынет поток болельщиков ЧМ, эти транспортные хабы останутся в распоряжении городов и их гостей.
В Москве и Нижнем Новгороде к чемпионату мира построили по одной новой станции метро, а петербургская подземка пополнилась сразу двумя. В ряде городов обновили наземный транспорт, например, в автопарк Казани прямо накануне ЧМ влились 94 новых автобуса «МАЗ». В Екатеринбурге была построена новая трамвайная линия и приобретено 170 автобусов. Также к чемпионату мира в регионах было построено и реконструировано около 200 км автомобильных дорог.
Настоящим украшением городов стали многочисленные парки и скверы, созданные к чемпионату мира. В Самаре реконструировали существующий парк на берегу Волги, а в Нижнем Новгороде создали новый на месте слияния Оки и Волги. В Ростове неподалеку от построенного к ЧМ стадиона также появился новый парк культуры и отдыха, способный принимать до 17 тыс. человек в час.
Жизнь после чемпионата
Заявляется, что ЧМ улучшают жизнь городов. Однако, как отмечает Ирина Ирбитская, созданные специально для ЧМ объекты чаще не удобны для города. «Для чемпионата крупноформатная гостиница – хорошо, а для города плохо. Для него нужны мелкоформатные, рассеянные по всему городу, - поясняет она. - Жилые комплексы для ЧМ хорошо, а для города нужно мультифункциональное использование территории. Крупные парки, скверы для ЧМ хорошо, потому что толпа людей приезжает, а для города лучше много мелких».
По словам эксперта, будут работать те вещи, в которых город давно нуждается. «Если улучшили общественный транспорт, это полезная вещь. Построили дороги и мосты, это тоже на пользу, - отметила Ирина Ирбитская. - Здесь есть несомненный плюс, а минус заключается в том, что огромные вложения в ЧМ бессмысленны, если у города нет стратегии и нет понимания, как ЧМ и его инфраструктура на эту стратегию работает».