Часть жителей Малмыжского района Кировской области оказалась отрезана от цивилизации после строительства платного моста. Люди, у которых нет 600 рублей, чтобы заплатить за переезд на правый берег Вятки, где располагается областной центр, остаются без работы, пособий, помощи врачей и доступа к государственным услугам. Почему дорога жизни превратилась в путь для избранных и что с этим собираются делать местные власти, разбирался «ФедералПресс».
Замена парому
Благодаря реке Вятке Малмыжский район Кировской области разделен на две части. В правобережной находится районный центр, в левобережной живут еще почти 4 тыс. человек – в основном бюджетники, бывшие работники сельхозпредприятий и пенсионеры. До 2014 года жители левобережья добирались до цивилизации с помощью паромной переправы. После того как перевозчик лишился лицензии, переправу закрыли.
Было решено заменить переправу мостом. Но поскольку ни у области, ни и района на его строительство денег не нашлось, был привлечен нижегородский инвестор. ООО «Технополис» пообещало построить понтонный мост за 150 млн рублей и пропускать по нему людей за небольшую плату, а областные власти – привести дороги по обеим сторонам моста в нормальное состояние. В 2014 году частная переправа в районе села Гоньба начала действовать. Чиновники же, как водится, свое обещание не выполнили.
В первые дни пользование мостом было бесплатным. Однако уже скоро проезд по нему стал платным – 200 рублей с легковой машины. Местные жители были недовольны ценой, но оказались в безвыходной ситуации – проход пешеходов по мосту был запрещен правилами безопасности. В 2015 году стоимость проезда снова выросла – поездка в обе стороны стала обходиться жителям уже в 600 рублей, грузовикам – в 2 тыс. рублей. Ветеранам и многодетным сначала дали льготы, но вскоре отменили. По словам местных жителей, собственник моста счел поездки матерей семейств и пожилых слишком частыми и посоветовал сидеть дома.
В 2015 году «сидеть дома» пришлось не только льготникам, но и всем остальным жителям левобережья – недавно построенный мост ушел под воду. Мост ООО «Технополис» вскоре восстановило, а вот вернуть финансовую стабильность уже не смогло. Долги компании достигли 85 млн рублей, и летом 2016 года арбитражный суд Нижегородской области признал компанию банкротом. Сначала проблемы предприятия пытался решить конкурсный управляющий, затем были назначены торги, которые несколько раз переносились.
Новые владельцы
До лета 2018 года мост в районе села Гоньба функционировал в нормальном режиме, но в июне ситуация начала развиваться по сценарию криминального фильма 90-х годов. В Малмыж приехали несколько жителей Татарстана, которые заявили, что купили часть моста и собираются вернуть имущество в законное владение.
У администрации района подлинность договора купли-продажи вызвала сомнения, но суд ничего странного в этой истории не увидел и наложил запрет на право пользования мостом. Судебные приставы возбудили исполнительное производство, но проезд по мосту закрыть не решились. После этого новые собственники сами перекрыли мост на восемь дней, отрезав жителей левобережья от внешнего мира. Открыть мост снова удалось лишь после отмены решения суда.
Однако местных жителей такая развязка истории не радует, поскольку плата за проезд по мосту является неподъемной для большинства из них. Кроме того, вызывает вопросы позиция муниципальной власти.
На днях в соцсетях распространилось видео, на котором глава Малмыжского района Валерий Константинов не дает жителям проехать на другой берег. По какой именно причине чиновники не хотят поднять шлагбаум, если часть людей готова заплатить, неясно. На видеозаписи глава района угрожает сбросить машины с моста, а на вопросы одной из жительниц о причинах блокировки заявляет: «Это не твое дело, ты вообще никто!».
Правда, позже администрация района распространила в интернете видео, в котором Валерий Константинов заявляет, что обвинения в адрес местной власти беспочвенны, ведь «никто кроме них на защиту людей не встал».
«Мы обращались в правоохранительные органы, в прокуратуру, полицию. Они мер не приняли, а мы известили все органы области, полпреда в ПФО и обратились в суд. Меры были сняты. Они баррикадировали мост, а мы снимали, – говорит в обращении глава района. – Сейчас мы работаем в нормальном режиме. Хотелось бы наказать людей, которые перекрывали мост, не имея на то никаких законных оснований. Я расцениваю это как преступление. Мы и в дальнейшем будем держать на контроле этот объект. Никто не имел права закрывать мост, потому что это социальный объект, объект жизнеобеспечения».
Не альтернативный, но платный
На всех уровнях власти заявляют, что мост в районе села Гоньба является социальным объектом, и это действительно так. По словам местных жителей, добраться до Малмыжа, минуя платный мост, можно только по объездной дороге длиной 160 километров. Но эту дорогу никто не ремонтирует, поэтому осенью и весной она зачастую становится непроходимой для легковых автомобилей. В результате жители, у которых нет 600 рублей на поездку «в мир», не могут попасть в районный центр.
Более того, жители заявляют, что теряют право даже на медицинскую помощь. В прошлом году кировские СМИ сообщали, что на частной переправе требуют денег за проезд даже от сотрудников экстренных служб, поэтому скорая не может добраться до больных. Но и это еще не все: на левом берегу нет не только работы, но и банковских терминалов, специализированных магазинов, плохо работает интернет и мобильная связь.
Жители района жалуются, что обращались за помощью ко всем: от генпрокурора до президента, но помощи так и не получили. И чиновники, и местные власти заявляли, что на формирование стоимости проезда повлиять не в силах. Жители же уверены, что мост давно окупился, а предприниматели просто наживаются на чужом горе.
«Зарплаты и пенсии местных жителей не превышают МРОТ, и им не найти средств на переезд, – пишут жители в петиции к президенту России. – У нас много безработных, которые не встают на учет в центр занятости из-за того, что необходимо ездить в Малмыж, а минимальное пособие составляет 850 рублей. Расходуя его на дорогу до районного центра, жители автоматически оказываются за чертой бедности. Наши дети лишены возможности ездить в районный центр, принимать участие во всех мероприятиях районного масштаба. Для нас мост – это дорога жизни».
Пока мост работает в штатном режиме, но никто не может дать гарантии, что рейдерский захват не повторится вновь. Сейчас администрация района пытается добиться от правоохранительных органов привлечения к ответственности лиц, которые перекрыли мост. Но жителям от этого не легче. Стоимость проезда, несмотря на обещания и региональных, и районных властей, остается прежней. Более того, вообще нет гарантии, что мост будет работать дальше – он требует дорогостоящего ремонта, на проведение которого ни у нынешнего владельца, ни у муниципалитета, ни у области денег нет.
Областные власти обещают, что включатся в решение проблемы после проведения торгов по реализации имущества ООО «Технополис». Когда они будут назначены – неизвестно. Последнее собрание кредиторов состоялось 12 июля, но на нем решение о продаже имущества принято не было.
«Вопрос дальнейшей эксплуатации данного моста и установления льготной оплаты для жителей левобережья Малмыжского района за проезд по нему решать с его владельцем, который будет определен после продажи имущества», – сообщили в Министерстве транспорта Кировской области.
Фото: администрация Малмыжского района, www.change.org/Василя Габдельхакова, паблик «За мост через Вятку»/Инсаф Курбанов