горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
Москва
30 июля 2018, 19:39 0
Редакция «ФедералПресс» / Георгий Максимов

Операция «Раскол» провалилась. Украинские православные выступили против Порошенко

На минувших выходных православные всего мира отмечали День крещения Руси. Самое пристальное внимание общественности было обращено к празднествам в Москве и Киеве. Десятки тысяч паломников прибыли в украинскую столицу, чтобы исполнить духовные обряды. Религиозный антураж в очередной раз был подпорчен политическими заявлениями и слухами об отделении Украинской православной Церкви от Московского патриархата. Ситуацию подогрели Петр Порошенко и патриарх Константинопольский. Что из этого вышло – в материале «ФедералПресс».

Комплекс несамостоятельности

Президент Украины Петр Порошенко в очередной раз изъявил желание установить автокефалию в Украинской православной церкви. Для этого заявления он выбрал подходящую дату – День 1030-летия крещения Руси. Выступая на Владимирской горке в Киеве, он рассказал о своем обращение к патриарху Константинопольскому.

«Украина обратилась к патриарху Константинопольскому по поводу представления томоса. Мы очень благодарны ему за постоянное внимание к стране. Мы благодарны за вчерашнее послание, в котором четко декларирована цель дарования украинской церкви автокефалии. Ожидаем скорейшего признания автокефалии православной церкви на Украине», – заявил Порошенко.

Украинский президент считает, что таким образом завершится «утверждение независимости и самостоятельности Украины».

Это далеко не первая попытка украинских властей создать поместную автокефальную православную церковь. В 1993 году Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что признает только канонического главу Украинской церкви, коим на сегодняшний день является митрополит Онуфрий. Украинская церковь является самоуправляемой в составе Московского патриархата.

В 2014 году после госпереворота начался новый этап кампании по отделению церкви, который, впрочем, тоже ни к чему не привел. Письмо патриарху Константинопольскому Варфоломею, о котором говорил Порошенко, было написано в апреле этого года. Но ответ Константинополя на это раз был не таким однозначным.

«Признавая высокую ответственность первопрестольной Константинопольской Церкви, которая никогда не переставала и не смирялась перед незаконными и неканоническими ситуациями, которые потрясали естественное функционирование православной церкви, и в эти ответственные времена она взяла на себя инициативу восстановить единство православных верующих Украины с конечной целью даровать украинской церкви автокефалии», – говорится в ответе Варфоломея.

А верующих спросить забыли

Сторонники разделения церкви, правда, забыли одну важную деталь – мнение украинцев. Если бы Варфоломей посетил Киев 27 июля, он бы увидел крестный ход из 250 тысяч человек, который вел митрополит Онуфрий за день до выступления Порошенко. Призывов к установлению автокефалии в толпе никто не услышал.

Сам президент Украины выступал перед более скромной по численности толпой, состоящей в основном из националистов в окружении руководителей непризнанных церквей. Сегодня в стране существуют две непризнанные мировым православием церковные структуры – Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.

Можно также обратиться к социологии, которая говорит, что 70% украинцев относят себя к официально признанной Украинской церкви. И вот тут назревает вопрос – как может автокефалия объединить украинских православных?

Руководитель правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев считает, что сегодня Константинополь в своих намерениях предоставить Украине автокефалию не дает рецепта по объединению православных в этой стране. Да и об отделении Украинской церкви в Константинополе не говорят – все додумывает Киев.

«Наверное, слово «томос» (отделение, – прим. ФедералПресс), в последнее время приобретшее в устах президента Украины и националистически настроенной части украинского политического истэблишмента почти магическое значение, стало самым широко используемым в СМИ, но в послании Константинопольского патриарха ему странным образом не нашлось места», – отмечает Силантьев.

Украинская церковь против автокефалии

На этот счет выразились и сами представители Украинской православной церкви. Они заявили, что не нуждаются в автокефалии.

«Сегодня наша церковь стоит перед многими вызовами. В течение последних месяцев в информационной сфере нашей страны не утихают споры о возможности предоставления томоса об автокефалии. Мы подтверждаем, что имеющийся канонический статус нашей церкви в настоящее время является вполне достаточным для того, чтобы она плодотворно совершала свою миссию среди своего народа», – говорится в обращении иерархов УПЦ.

Более того, священнослужители убеждены в том, что в результате стремления к изменению статуса только возрастут ограничения прав и свобод, которыми обладает Украинская церковь, имеющая права широкой автономии. В конечном итоге, это приведет к расколу и неразберихе в среде украинских православных. Таким образом церковь сама ответила украинскому президенту отрицательно. Комментируя слова Варфоломея, в УПЦ заявили, что ничего нового не услышали.

«Прослушав текст послания, могу сказать, что ничего необычного, экстраординарного, такого, чего раньше мы не слышали, сказано Патриархом Варфоломеем там не было. Вселенский патриархат надеется на восстановление канонического единства православных на Украине. Мы молимся, чтобы благословенный народ удостоился снова одного и единого церковного руководства, восстановления каноничности, исцеление расколов. Так это все то же самое, что говорим мы», – отмечает зампредседателя отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич.

Возможные варианты

С другой стороны, кто-то может сказать, что на Украине действуют упомянутые Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь, и, дескать, они будут руководить украинской паствой в случае предоставления Константинополем автокефалии. Но дело в том, что эти религиозные организации не признаются православным миром. Подобные им есть и в России. Например, Российская автономная православная церковь, которая также не имеет никакого отношения к каноническому православию. Речи об их признании тоже не ведется.

В таком случае, что произойдет, если Константинополь с подачи Порошенко заявит об автокефалии на Украине, а сама Украинская православная церковь продолжит выступать против этого? Ситуацию комментирует протоиерей Всеволод Чаплин. Он считает, что сам Константинополь «не заинтересован в том, чтобы быстро дать украинцам автокефалию». «Он как раз хочет как можно дольше сам рулить ситуацией в качестве посредника, в качестве временной власти, в качестве авторитета, к которому все апеллируют», - заявил священник на пресс-конференции в ФАН.

Чаплин убежден, что в итоге во главе обновленной церковной структуры окажется не какой-нибудь украинский националист, а фигура, поставленная Константинополем, - специально для этого выращенная из ультралиберальных кругов.

«Так что в итоге вот эта гипотетическая автокефалия или автономия может оказаться под властью ультрамодернистов, ультраобновленцев, которые сегодня широко представлены на Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция константинопольского патриарха. — Прим.ФедералПресс) и которые хотят абсолютно не того, чего хотели бы украинские националисты, которые идут сейчас крестным ходом. И с другой стороны – это будет не то, чего хочет большая часть верующего народа Украины, а это люди весьма и весьма консервативные, которым обновленческие эксперимента Фанара более чем чужды», – отмечает Чаплин.

Единству ничего не грозит

Позиция Константинополя действительно странная, но вряд ли на данный момент представляет угрозу раскола среди украинских православных, ибо это грозит расколом всей православной общины в мировых масштабах. Делегации всех Поместных Церквей, прибывших в Киев 27-28 июля, молились в Киево-Печерской лавре, за исключением Константинопольской, что в очередной раз говорит о солидарности всего православного мира с УПЦ МП и РПЦ.

Празднества по случаю Дня крещения Руси прошли также в большинстве городов России, Белоруссии, Молдавии, на Донбассе. В Москве в богослужении на Соборной площади вместе с патриархом Кириллом участвовал патриарх Александрийский Феодор II. Они прошли вместе с крестным ходом по столице, к ним также присоединился президент России Владимир Путин. Феодор II дал понять, что 1030-летие крещения Руси – праздник, имеющий огромное значение для всех православных мира, и РПЦ остается гарантом единства верующих, проживающих на территория нынешнего СНГ.

«Я предвкушаю, что Александрия снова и снова еще не один раз будет вместе с Москвой: Александрийская Церковь, которая несет на себе груз мученичества, богословия, тысячелетней истории, а рядом с ней – Московский патриархат, исполненный силы и живого свидетельства», – отметил Феодор.

Так что мировое православное сообщество не видит поводов к разобщению верующих внутри одной церкви. Желание отдельных политиков внести элементы раскола под соусом «единения» в ряды верующего общества могут сыграть с ними злую шутку. И вот тогда действительно придется довольствоваться поддержкой кучки обезумевших националистов и сектантов.

Фото: РИА Новости / Стрингер

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1