Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Выход из сумрака. «Сибур» собирается стать публичной компанией

Компания «Сибур» начала подготовку к размещению своих акций на бирже, где может привлечь до 3 млрд долларов, сообщили СМИ. Кто выиграет от такого шага, и какие риски несет с собой IPO, в материале «ФедералПресс».

«Окно» на биржу

Сразу несколько деловых изданий, как по заказу, сообщили со ссылкой на свои источники, что «Сибур» готовится к проведению IPO (первичному размещению акций на бирже). Как отмечалось, принципиальное решение акционерами «Сибура» уже принято, а дальнейшие действия будут зависеть от состояния рынка капитала. «Компания готова провести размещение в ближайшее «окно», но когда, пока трудно сказать», – заявил РБК источник, близкий к холдингу.

В настоящее время компания определяется с банками – организаторами процесса IPO. В числе возможных источники агентства Reuters называли JP Morgan и Газпромбанк. Предполагаемая площадка для размещения – Московская биржа, не исключается и вариант Лондонской.

По словам замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анны Кокоревой, IPO «Сибура» может стать одним из крупнейших за последние годы на Московской бирже и уникальным в сфере нефтепереработки. «С точки зрения финансового положения компании момент вполне удачный, – считает она. – Бизнес компании имеет высокую рентабельность, что обеспечивается низкой себестоимостью производимой продукции и высоким спросом на товар. Рентабельность по EBITDA в 2017 году составила 35 %, что выше, чем у основных конкурентов. В ближайшее время (второй квартал 2019 года) компания запустит нефтехимический комплекс «Запсибнефтехим», что позволит увеличить объемы производства компании и долю на рынке».

Еще год назад главный акционер «Сибура» Леонид Михельсон говорил, что IPO компании может пройти после запуска «Запсибнефтехима», чтобы включить его в общую оценку компании. Новый комплекс позволит вовлечь в полезную переработку до 22,4 млрд м3 попутного нефтяного газа.

Купить по дешевке?

Какой объем акций планируется отправить на биржу – пока неизвестно, источники утверждают, что в ходе размещения предполагается привлечь от 2 до 3 млрд долларов. При этом, как сообщают «Ведомости», сама компания в ходе IPO может быть оценена в 20–26 млрд долларов. Это заметно больше, чем первая открытая оценка компании в декабре 2015 года, когда китайская компания Sinopec купила 10 % акций «Сибура» за 1,338 млрд долларов. То есть всю компанию на тот момент оценили в 13,4 млрд долларов.

Тем не менее Анна Кокорева считает, что предварительная оценка компании экспертами занижена. «Что не так плохо и дает прекрасный шанс купить акции дешево с хорошим потенциалом роста, – отмечает она. – Однако пока точных цифр нет, поэтому оценить привлекательность IPO «Сибура» на 100 % нельзя. На наш взгляд, покупка акций «Сибура» может быть выгодным вложением с учетом их финансового положения».

Пока не определена и схема размещения акций. Как сообщают «Ведомости», возможен комбинированный вариант – часть акций компания продаст через допэмиссию, другая часть поступит на рынок за счет снижения долей основных акционеров. При этом пропорция между новым выпуском акций и долей акционеров будет зависеть от интереса инвесторов.

«Это нормальная схема, ведь речь, скорее всего, идет о желании акционеров продать часть акций, – отмечает вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Богдан Зварич. – При возникновении допэмиссии доля акционеров размывается, то есть становится меньше. Здесь она станет еще меньше за счет того, что акционеры продадут часть своих акций».

Европу и США не ждать

Начало торгов на бирже дает свои плюсы – акции, а вместе с ними и вся компания могут вырасти в цене, однако есть и риски. Все прекрасно помнят, как падали вниз бумаги «Русала», когда компания попала в санкционный список США.

«Назвать санкции риском для размещения «Сибура» мы не можем, – отмечает Анна Кокорева. – На данный момент сведения о том, что компания может попасть под ограничения напрямую или косвенно, отсутствуют, и предпосылок таких нет. Сейчас ни одна компания на отечественном рынке не застрахована от санкций, однако это не повод останавливаться в развитии».

Богдан Зварич между тем считает, что общий санкционный тренд в отношении России может повлиять на IPO «Сибура». «Санкции приводят к тому, что снижается интерес иностранных инвесторов к российским бумагам. В такой ситуации ожидать сильного притока зарубежных средств в рамках IPO, на мой взгляд, не стоит, – отметил он. – Основными инвесторами я вижу российские фонды, возможно инвесторы из Азии, и частично в этом может поучаствовать, если дадут возможность, частный сектор. Больших денег из Европы и США ждать не стоит».

Анна Кокорева отмечает, что с точки зрения экономики страны, возможно, момент для размещения на бирже не самый удачный, однако IPO может проводиться под конкретных инвесторов, и ликвидность акций окажется высокой. «Помимо привлечения финансирования это позволит расширить круг инвесторов, что немаловажно в условиях дефицита источников заемных средств», – считает она.

«От этого выигрывает сама компания, а значит, выигрывают акционеры, как старые, так и новые, – отмечает Богдан Зварич. – Не только с точки зрения стоимости акций, но и с точки зрения дивидендов, если компания будет платить хорошие дивиденды».

Михельсон и Тимченко

Напомним, долгое время основным акционером созданного в 1995 году «Сибура» был «Газпром», для которого это был непрофильный бизнес. В итоге газовая монополия оставила контроль над компанией, передав акции «Газпромбанку» и «Газфонду», которые в 2010 году продали 50 % структурам Леонида Михельсона. Он и Геннадий Тимченко стали основными акционерами компании.

Одно время крупным акционером «Сибура» был Кирилл Шаманов, которому удалось собрать более 21 % акций. Однако в апреле 2017 года он продал 17 % Михельсону, сократив свою долю до 3,9 %. В декабре 2015 года и в январе 2017-го число акционеров пополнили китайские инвесторы – компания Sinopec и инвестиционный Фонд Шелкового пути, которые купили по 10 % акций «Сибура». В настоящее время Леониду Михельсону принадлежит более 48 % акций, Геннадию Тимченко – 17 %, менеджерам «Сибура», действующим и бывшим, – более 14 %, Sinopec и Фонду Шелкового пути − по 10 %.

Понятно, что в случае с IPO решающее слово будет за главным акционером – Леонидом Михельсоном, который два года подряд (в 2016-м и 2017-м) возглавлял список самых богатых людей России по версии Forbes. При этом «Сибур» – не главный актив бизнесмена, который является совладельцем компании НОВАТЭК – одного из крупнейших производителей природного газа в России. И здесь в числе совладельцев также выступает Геннадий Тимченко.

НОВАТЭК провел первичное размещение на Лондонской фондовой бирже еще в 2005 году. Тогда компания продала 17,3 % своих акций, получив за них 878,4 млн долларов. Сегодня Леониду Михельсону принадлежит 24,8 % компании, Геннадию Тимченко – 23,5 %, французской корпорации Total – 16,3 % и «Газпрому» – 10 %. Текущая рыночная капитализация компании оценивается в 39 млрд долларов. Это пятое место среди компаний российского ТЭК.

О планах НОВАТЭК устроить вторичное размещение ничего не известно. Хотя компания активно ищет инвесторов в свои новые проекты, связанные с производством сжиженного газа. В настоящее время НОВАТЭК строит вторую и третью очереди проекта «Ямал СПГ» и проект «Арктик СПГ-2». Для первого компания уже нашла инвесторов в лице французской Total (20 %) и китайских инвесторов – корпорации CNPC и Фонда Шелкового пути, которым в сумме принадлежит около 30 %.

Что касается «Арктик СПГ-2», в июне НОВАТЭК продал 10 % компании Total за 2,5 млрд долларов. И, как сообщил Леонид Михельсон в интервью газете «Коммерсант», в настоящее время компания ведет переговоры с потенциальными инвесторами, собираясь продать еще 30 % в проекте. По словам бизнесмена, переговоры идут с партнерами из Китая, а также инвесторами из Японии, Саудовской Аравии, Южной Кореи. Таким образом компании и проекты Леонида Михельсона приобретают все больший международный статус.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.