горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Москва
17 августа 2018, 16:14 0
Редакция «ФедералПресс» / Евгений Трухачев

Уравнение с неизвестными. Что негосударственные фонды получат от повышения пенсионного возраста

Рынок негосударственного пенсионного обеспечения в России в ближайшие годы ждут большие перемены. Дело не только в планируемом повышении пенсионного возраста, но и в целом ряде других нововведений. Само изменение срока выхода на пенсию должно стать для НПФ скорее плюсом, считают аналитики. В НПФ более осторожны в оценках и предлагают дождаться окончательной конфигурации будущей пенсионной системы. Обзор мнений – в материале «ФедералПресс».

Кризис доверия

Система негосударственного пенсионного обеспечения в России охватывает 37 млн граждан. Повышение пенсионного возраста затрагивает не все НПФ, а лишь те, что работают с обязательным пенсионным страхованием (ОПС), отмечают представители отрасли.

Главный смысл возрастного сдвига состоит в том, что выплаты гражданам начнутся на 5 или 8 лет позже. При этом пенсионеры будут получать больше из-за того, что будут дольше работать. Эксперты считают это преимуществом для пенсионных фондов. «Для НПФ плюсы от повышения пенсионного возраста перевешивают минусы. Основной плюс – это то, что отодвигается начало выплат пенсии. К тому же от этого сдвига срок жизни не увеличится, а, напротив, снизится. НПФ надо будет платить пенсии не только позже, но и в меньшем объеме. Поэтому для пенсионного фонда реформа – это божья благодать», – считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

С ним частично согласен начальник отдела по работе с клиентами инвесткомпании «Церих Капитал Менеджмент» Сергей Королев: «Конечно, повышение пенсионного возраста будет скорее плюсом, чем минусом для НПФ, особенно на начальном этапе повышения. Сэкономленные от повышения пенсионного возраста деньги пойдут на индексацию, заявленную властями».

Генеральный директор НПФ «Согласие-ОПС» Александр Вьюницкий также считает, что увеличение потенциального периода накопления и сокращение ожидаемого срока выплат будут способствовать развитию сектора. Тем не менее при этом нужно делать поправку на общественное мнение: «НПФ как субъекты пенсионного рынка также испытывают влияние общественных настроений».

Сергей Королев считает, что более долгий рабочий стаж может обернуться для фондов минусами: «Здесь есть и обратная сторона медали: так как население будет работать дольше, объем пенсионных выплат будет больше, что создаст дополнительную нагрузку». Еще одна проблема – в снижении доверия к системе ОПС, полагает Осадчий: «Люди понимают, что на пенсию надеяться не стоит. Соответственно стимулов суетиться и переводить деньги в НПФ у них уже нет».

Увеличение периода накопления повысит размер пенсии, подтверждает президент Ханты-Мансийского НПФ Мария Стулова. Тем не менее, по ее словам, реформа несет негативный имиджевый эффект для всей пенсионной системы: «Говорить об увеличении притока клиентов в связи с тем, что Госдума рассматривает законопроект о повышении пенсионного возраста, я не могу. Наоборот, клиенты, которые имеют договоры о негосударственном пенсионном обеспечении, нервничают, всерьез подумывают о досрочном расторжении договора. Аргумент у всех одинаков: «Я не доживу до пенсии». Негосударственные пенсионные фонды получили свою порцию негатива, который, увы, копится у людей к пенсионной теме в любом ее проявлении. Я говорю именно об отношении населения. Клиенты тревожатся. Количество звонков на горячую линию и обращений к специалистам заметно возросло».

Нужно копить самим

В целом представители коммерческого сектора комментируют последствия повышения пенсионного возраста довольно сдержанно. В Ассоциации НПФ (АНПФ) «ФедералПресс» сообщили, что притока новых клиентов в коммерческие фонды ожидать не стоит, поскольку количество работающих в целом не изменится. В другом объединении, НАПФ, вопрос пенсионного возраста вовсе не комментируют.

В НПФ «Сафмар» сказали, что планируемая мера не окажет серьезного влияния на бизнес фондов. Срок массовых выплат сдвинется не сильно, отмечают в фонде: «Немного поменяется соотношение клиентов на этапе накопления, но в связи с постепенным повышением пенсионного возраста это изменение будет происходить плавно». В НПФ «Будущее» отметили, что говорить о возможных последствиях реформы можно будет только тогда, когда будет создана нормативная база.

В то же время участники рынка и эксперты согласны друг с другом в том, что кризис доверия к ОПС сделает более популярными другие финансовые инструменты – негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) и пока только обсуждаемый индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). 

5a9dfd564affabe36c402411faffebb1.jpg

«Возможно, что изменения привлекут больше внимания граждан к пенсионным продуктам НПФ, направленным на самостоятельное формирование накоплений – НПО и ИПК. Их дополнительным преимуществом является возможность назначения правопреемника, а значит гарантированное получение внесенных взносов и начисленного на него инвестиционного дохода», – говорят в «Будущем».

«Что действительно может пойти в рост, так это негосударственное пенсионное обеспечение, – подтверждают в «Сафмаре». – В НПО действует пенсионный возраст и пенсионные основания, установленные законодательно на дату заключения пенсионного договора НПО, поэтому клиенты смогут обратиться за назначением пенсии при достижении общеустановленного пенсионного возраста – в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин».

«В конечном счете вполне вероятно, что мы придем к западной модели, суть которой заключается в самостоятельном накоплении средств на собственную пенсию с помощью ряда инструментов, таких как добровольные пенсионные программы, которые государство будет всячески стимулировать», – поддерживает Сергей Королев.

Доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова Екатерина Новикова тоже считает, что население России все больше будет задумываться о самостоятельных вложениях для создания подушки безопасности в старости: «В то же самое время здесь стоит учитывать тот факт, что до настоящего времени у россиян не сложилось культуры инвестиционных вложений для получения накоплений в будущем, хотя это могло бы стать хорошим подспорьем для российского правительства с точки зрения привлечения внутренних инвестиций для развития отечественной промышленности».

Число игроков сократится

Минфин ранее заявлял о намерении подготовить законопроект об ИПК к осени. Предполагается, что индивидуальный капитал будет существовать отдельно от ОПС и придет на смену накопительной части пенсии. Согласно концепции, сам работник сможет определять, какую часть зарплаты он хочет откладывать в ИПК (от 1 % до 6 %). Принципиальным отличием этой формы накопления станет то, что капитал будет принадлежать гражданину, а не государству, поэтому по выходе на пенсию владелец сможет распорядиться деньгами по своему усмотрению. По планам Минфина, накопление ИПК может начаться в 2020 году.

«Несомненно, определяющим фактором для развития НПФ станет финальная конфигурация системы ИПК. От того, каким станет механизм включения участников, как будет реализован механизм смены НПФ, будет ли реализован механизм «автораспределения» молчунов, а также от срока старта новой системы будет зависеть, станет ли ИПК драйвером роста системы», – сказал Александр Вьюницкий.

В АНПФ посетовали, что пенсионное сообщество не включено в работу над концепцией ИПК. Это мешает фондам оценить возможные последствия от нововведения: «С одной стороны, в систему должны прийти новые денежные средства. С другой, введение новой программы взамен старой может лишить НПФ старых ресурсов, не обеспечив равнозначную замену».

Кроме пенсионного возраста и ИПК, в развитии рынка еще несколько неизвестных. В подвешенном состоянии находятся пенсионные накопления, которые государство замораживает с 2014 года. Неотрегулированными остаются вопросы перехода клиентов между фондами.

Участники рынка отмечают, что государство стало строже приглядывать за НПФ. В «Сафмаре» отмечают тенденцию огосударствления сектора – он все больше концентрируется вокруг компаний и структур с госучастием: «За 2017 год доля НПФ, связанных с государственными структурами, на рынке ОПС увеличилась с 24 % до 47 %. Это произошло вследствие перехода под государственный контроль трех крупных участников пенсионного рынка».

Продолжает усиливаться госконтроль за деятельностью коммерческих фондов. В феврале этого года была введена процедура стресс-тестирования, призванная проверить устойчивость НПФ. Требования к капиталу компаний ужесточил Центробанк. «Стоит ожидать сокращения числа игроков на рынке, так как повышенные регуляторные требования к НПФ подталкивают фонды к объединению или к добровольной сдаче лицензии по пенсионному обеспечению», – констатируют в АНПФ. 

Фото ФедералПресс, pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1