Озеро Тургояк обрастает заборами. Местные жители вместе с возможностью свободного доступа к воде теряют терпение, а власти и надзорные органы разводят руками: нарушителей штрафуют, но эффекта это не имеет. Территория вокруг водоема разделена между несколькими хозяйствующими субъектами, а «у семи нянек дитя без глаза».
«Озеро есть, а отдохнуть негде»
Отдыхающие, которые приезжали в этом году на озеро Тругояк, и местные жители негодуют: на берегах остается все меньше мест, где можно бесплатно расположиться – на территории, кроме городского пляжа, построены частные отели и базы отдыха. Формально они не могут запретить доступ к воде, но на практике дела обстоят непросто. К примеру, в районе Золотого пляжа, где располагается одноименный отель, а также «Крутики» и ряд других, можно зайти на их территорию, но вот подъехать к ним на машинах – только за деньги, в среднем 500 рублей за машину. Раньше люди оставляли свои машины вдоль ведущей к ним дороги, но недавно там поставили знаки «Остановка и стоянка запрещена» и «Эвакуация автомобилей». Получилось, что оставлять машины попросту негде, и волей-неволей приходится платить.
«Въезд у нас платный, потому что это плата за парковку. Плата за парковку – абсолютно в рамках закона. Вход у нас свободный: любой может зайти», – сообщила пресс-секретарь «Золотого пляжа» Анна Куцбах.
На территории городского пляжа раньше стояли преимущественно нестационарные торговые объекты и летние кафе. Недавно здесь был построен пляжный клуб «Сфера», который не имеет капитального фундамента и, казалось бы, ничем не должен мешать отдыхающим.
Однако уже сейчас рядом с ним ощущается стойкий запах канализации. На заднем дворе клуба общественники обнаружили прохудившиеся трубы и бочку, из которой вытекает зловонная жижа.
Хозяйственные стоки проникают в почву, откуда могут проникнуть далее в озеро
Рядом находятся шесть летних домов с банями.
«Мы каждый год с Машгородка сюда приходим, купаемся. Жалко, конечно, смотреть на то, что происходит, – жалуется пенсионерка Нина Голованова. – Все озеро заборами огородили, настроили тут кафе, а туалетов нет, народ бегает в кустики. Озеро дивное, но начало цвести. Такого никогда не было. Да еще этот запах шашлыка, шаурмы, шум такой. Все возмущаются еще строительством домов прямо у воды».
Два дома строятся прямо на скале. Говорят, один из них принадлежит директору одного из крупнейших предприятий города, хозяина другого установить не удалось.
Ворота гаражей и заборы домов выходят прямо в озеро
Невооруженным взглядом видно, что требуемые по закону 20 метров отступа от воды в данном случае не соблюдены. А ведь Тургояк – особо охраняемая территория.
«Раньше там был свободный проход. Сейчас вода подошла и задевает все эти бетонные ограждения», – сообщил начальник отдела по управлению Тургоякским территориальным округом Николай Чаговец.
Отвечая на вопрос корреспондента «ФедералПресс» относительно строительства второго дома именно сейчас, когда видно линию края озера, Чаговец пояснил: «Согласно действующему законодательству, новый собственник земли должен строить дом в пределах старого фундамента. А делают, конечно, больше. Никто этого законодательства не соблюдает. Возьмите бывший пионерский лагерь «Утес». В нем были домики 3 на 4 метра, а сегодня, как говорят, бизнесмен Аристов их выкупил и построил 15 на 20 и больше, изменил этажность. Есть же еще ограничения: на эти территории нельзя заводить технику, нельзя насыпать несертифицированный грунт, проводить земляные работы. Но нарушения есть».
Фото: Константин Мухорин.
У Чаговца, как и у других жителей Тургояка, есть вопросы к работе местного отделения «Особо охраняемых природных территорий»: «Я не понимаю, как они работают: приезжают, фиксируют нарушение, составляют протокол, отправляют в Челябинск, где решают – штрафовать или не штрафовать. Я не могу добиться ответа: сколько человек и на какую сумму были оштрафованы».
В администрации Тургоякского поселения «ФедералПресс» сообщили, что в будущем планируется создать парковую зону на территории городского пляжа, где будет ограничена торговля и размещение каких-либо объектов для развлечения. Но прежде предстоит решить, на какие средства будет содержаться эта территория: ее уборка и охрана.
«Косилов огородился»
Дурную славу имеет в Тургояке и дача бывшего заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова. Тогда чиновнику и достался относительно небольшой участок земли, который был огорожен металлической сеткой. Доступ к воде на этом участке ограничен для простых граждан, зато из двора к водоему ведет спуск с дверью и имеется лестница для спуска. Сам дом возвышается на горе, прячась за соснами.
А следующий дом приписывают депутату Законодательного собрания Челябинской области Валихану Тургумбаеву, который еще недавно намеревался стать мэром Миасского городского округа. Располагается он на территории детского лагеря имени Зои Космодемьянской.
В местной администрации этот факт подтвердили: «Да, это его дом, он там живет, но не прописан».
«У нас тут горы разбирают»
Жители поселка Тургояк говорят, что территория «Золотого пляжа» с каждым годом растет, а шлагбаум отодвигается все дальше от первоначального места установки. Но не только это тревожит людей. Недавно, по слухам, здесь разобрали часть горы, чтобы построить многоэтажный дом, в котором можно купить или снять квартиру.
Обломками горы частично вымостили берег озера Миасс, который в народе известен как Тещин язык
В пресс-службе отеля эту информацию опровергли, заявив, что камни были привезены и не являются частью горы.
«Ландшафт мы не меняли, гору не разбирали. Это привезенный материал для набережной, это не породы Тургояка. Дом же не на берегу прямо стоит, там разрешенный доступ соблюден», – сообщила «ФедералПресс» пресс-секретарь «Золотого пляжа» Анна Куцбах.
Отметим, территории отелей находятся в аренде у Гослесфонда. В администрациях заведений для отдыха говорят, что все строительные работы производятся по разрешающим документам.
«Территория городского пляжа – это земли муниципалитета, территория нами не застраивается. Все остальные берега – это федеральные территории. На улице Туристов – частная собственность. Есть замечания в плане расположения объектов вблизи береговой линии по адресу: улица Туристов, 2 и еще одному, но мы повлиять на них не можем. В связи с чем подготовили и отправили письма в министерство экологии региона. Они отрабатывают их детально: делают выезды, штрафуют, если есть нарушения, – прокомментировал исполняющий обязанности главы Миасского городского округа Григорий Тонких. – Было еще одно нарушение по отсыпке берега, мы собрали фотографии, полный пакет документов, и также направили в Минэкологии. Городской пляж сдан в аренду. Арендатор собственными силами обеспечивает санитарные условия. Если есть нарекания со сторон жителей, мы эти вопросы отрабатываем».
Исполняющий обязанности мэра Миасса считает, что в ближайшее время следует активизировать работу по взаимодействию с арендаторами земель возле озера Тургояк – владельцами отелей, баз отдыха и торговых объектов. Они должны участвовать в процессе благоустройства территории.
«Сегодня получается, что дорог вдоль берега озера Тургояк просто нет, – подметил Тонких. – Мы не можем их восстановить, потому что их даже на учете нет. Сейчас мы пытаемся оформить часть дорог как бесхозные, чтобы вложить в их ремонт средства в будущем. Это необходимо для привлечения туристов и развития территории в будущем. Сезон у нас короткий – примерно полтора месяца летом. Поэтому владельцы отелей не вкладываются в развитие территории. Зимний отдых не развит на Тургояке. Когда будет инфраструктура, когда будет круглогодичное проживание, инвесторы смогут и территорию содержать должным образом, и уделять внимание вопросам экологии».
«Инвесторы нас пугают»
В настоящее время рассматривается вопрос о присвоении Миассу статуса территории опережающего социально-экономического развития. Инвестиционный климат станет более привлекательным для бизнеса: компаниям – резидентам ТОСЭР традиционно предоставляются особые условия по аренде земли и облегченный формат налогообложения.
«Нас это пугает: придет иностранный инвестор, будет выкачивать из территории деньги, не заботясь о сохранении природы, а мы потом останемся ни с чем», – говорит житель поселка Тургояк Константин Мухорин.
И. о. главы Миасса Григорий Тонких заявил, что ни одной заявки от иностранных инвесторов на открытие какого-либо бизнеса на берегах или водной глади озера Тургояк не было. Кроме того, считает градоначальник, их появление маловероятно, так как водоем имеет особый статус.
«У нас есть заявки, но это только промышленность, преимущественно производство компонентов автотехники. И все эти площадки очень далеко от озеро Тургояк», – отметил Тонких.
Тем временем местные жители продолжают жаловаться в министерство экологии, природоохранную прокуратуру и даже в приемную президента России. Они надеются привлечь внимание к проблеме загрязнения и огораживания озера Тургояк. Сами при этом не сидят сложа руки и пытаются решать проблему своими силами.
«У меня есть небольшой бизнес: я сдаю дом отдыхающим, но я не конкурент крупным отелям, – говорит один из активистов Константин Мухорин, которого подозревают в разжигании скандала в собственных интересах. – Тем не менее, я и такие же неравнодушные люди выходим в лес, на берег с мешками и собираем мусор. А в администрации нам даже не могут дать бесплатные талончики на полигон. Мой сосед недавно сам заправил свой грузовичок, заплатил тысячу рублей за въезд на свалку и вывез мусор».
«Мы проводим и дальше будем проводить рейды с экологами, потому что находим много свалок мусора, застройку, возможно, незаконную, – рассказывает местная жительница Наталья. – А развитие туризма – это сомнительно. Все территории уходят в частные руки, а для поселка ничего не делается. Мне обидно, я всю жизнь здесь прожила, мои родители тут работали».
Отметим, подобная ситуация характерна не только для Тургояка. Еще одно чистое озеро, которое имеет особый статус, страдает от застройки и загрязнения – Увильды. Но там уже есть несколько примеров, когда прокуратура добивалась принятия судебных решений о сносе незаконных объектов.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих