Top.Mail.Ru
Экономика
Калининградская область
0

Глаза горят. Калининградский бизнес двинул на внешний рынок

У калининградских экспортеров, по мнению экспертов, хорошие перспективы. Доступная логистика, западные технологии, восточное сырье и меры государственной поддержки позволяют рассчитывать, что объемы экспорта в ближайшие годы могут быть увеличены в два–три раза. Об этом шла речь на очередном заседании Калининградского экспертного клуба РИА «ФедералПресс».

Круглый стол «Сделано в Калининградской области» состоялся во вторник на площадке отеля Crystal House Suite Hotel&SPA. Участниками дискуссии стали представители регионального правительства, Калининградской торгово-промышленной палаты, Центра поддержки предпринимательства региона, Ассоциации экспортеров региона «АЭКС» и Балтийского делового клуба.

Калининградская область является одним из лидеров в стране по доле экспорта в валовом региональном продукте, составлявшей в последние годы от 54 % до 27 %. Как сообщила заместитель министра по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Анастасия Абрамова, за семь лет объемы экспортных поставок увеличатся вдвое. На это нацелена утвержденная в июле региональная Стратегия развития экспорта.

«Помимо традиционных товаров экспорта, а это жиры, масла, пищевые и минеральные продукты, в Стратегии развития сделан упор на высокотехнологичное направление, интеллектуальные и инжиниринговые услуги. Сейчас на базе БФУ имени Канта формируется инжиниринговый центр, который создан при федеральной поддержке. В Славске проект по производству электроники реализует шведская компания Orbit One», отметила замминистра.

На экспорт работать выгоднее

По мнению участников дискуссии, одним из успешных экспортно-ориентированных региональных предприятий является компания «Балтмоторс Групп», которая поставляет мототехнику собственного производства в США и Канаду. Ее директор, президент Ассоциации экспортеров Калининградской области «АЭКС» Дмитрий Сивков считает, что экспортом заниматься выгоднее, чем поставками в «большую» Россию.

«Если я встречаю руководителя предприятия и у него глаза горят, значит, он работает на экспорт. Это перспективное направление. Задача Ассоциации переориентировать калининградский бизнес на внешнюю торговлю», – отметил Сивков, подчеркнув, что есть ряд острых вопросов, которые Ассоциация решает совместно с Российским экспортным центром, Калининградской торгово-промышленной палатой и правительством региона.

«Крупнотоннажные грузы очень удобно отгружать из области. Сейчас они идут до Америки всего лишь 18 дней. Из Китая, для сравнения, месяц. И расценки хорошие. Но в части мелких партий – отгрузки образцов и запчастей – тарифы очень высокие. Кроме того, нужно оформлять таможенную декларацию. Сейчас обсуждаем эти вопросы с «Почтой России». Второе – обеспечение доступного финансирования для экспортеров. Мы должны прийти на экспортный рынок не только со своей продукцией, но и со своими деньгами. На всех развитых рынках работают без предоплаты, на срочных платежах. Сейчас ведем переговоры со Сбербанком, чтобы у нас было доступное оборотное финансирование для осуществления экспортных сделок с нашими покупателями. Третья задача – нужно применять общепринятые мировые нормы финансирования строительства и модернизации предприятий. С Фондом развития промышленности работаем над созданием специальной программы для экспортеров с кредитованием под 1–3 %. Эта цифра нас вполне устраивает», – пояснил Дмитрий Сивков.

 

В мир через «Алибабу»

По мнению руководителя Российского экспортного центра в Калининградской области Александра Пряхина, благодаря географическому положению региона у предприятий есть преимущественные возможности выхода на внешние рынки.

«Из Калининграда удобнее экспортировать за счет доступности любого транспортно-логистического комплекса, нет проблем с поставками даже в дальние страны. Логистика хорошо отработана. Здесь комфортнее из сырья создавать продукт высоких переделов и в дальнейшем поставлять его на экспорт. Тем не менее, в Калининграде у нас нет такого четкого настроения развивать какую-то конкретную отрасль. Мы открыты для абсолютно любого бизнеса, от микро до крупных компаний. Есть истории успеха с микробизнесом, который выходит на торговые онлайн-площадки и «Почтой России» отправляет продукцию за рубеж. Это кокошники под брендом «Русская корона», ювелирные изделия из янтаря, которые востребованы в США. Мы рекомендуем предприятиям выходить на международные торговые площадки, в частности «Алибабу». Это такая история, которая помогает найти оптовых покупателей по всему миру», – рассказал руководитель РЭЦ.

Строителям – международные перспективы

Президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин на круглом столе заявил, что объемы регионального экспорта можно вполне увеличить в два–три раза.

«Развитие экспорта связано не только с производством товаров, это еще услуги и работы. Например, въездной туризм это наша экспортная услуга, которая сейчас обретает соответствующую инфраструктуру. Что касается работ, сегодня огромный потенциал и опыт есть у региональных строительных организаций. В ближайшие 10–15 лет в мире потребуется восстанавливать то, что разрушено. Этот вопрос будет решаться, в том числе и через международное и российское финансирование. Важно, чтобы наш потенциал был использован. И отрабатывать этот вопрос нужно уже сегодня, имея ввиду, что это и технологии, и стройматериалы, и механизмы», – говорит Лапин.

Вице-президент Калининградского делового клуба, генеральный директор агрофабрики «Натурово» Александр Иванов считает, что для экспортного развития регионального бизнеса нужно создавать бренд «Сделано в Калининградской области».

«Используя технологии запада и сырьевые потоки, идущие с востока, калининградский бизнес вырос, окреп, и ему стало тесно на внутреннем рынке. Для усиления экспортной ориентированности, помимо финансовой, нужна и информационная поддержка. На нескольких площадках мы обсуждали создание бренда «Сделано в Калининградской области», есть понимание и со стороны власти, но не хватает волшебного пинка, чтобы процесс перешел в практическую плоскость, и можно было определиться с правообладателем бренда и с инструментами», – считает Иванов.

Акселерационная поддержка бизнеса

Руководитель департамента развития предпринимательства фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» Александр Беляшов рассказал, что для экспортноориентированных предприятий в регионе созданы максимально комфортные условия оказания поддержки:

«Если раньше поддержка оказывалась веерно, одни получали по лини кластерного развития, другие по линии МСП или микрозаймов, то сейчас мы переходим к акселерационной поддержке. То есть стараемся, чтобы предприниматель получил помощь от всех фондов и институтов. В первом квартале у нас экспортировало 197 субъектов МСП, поддержку мы оказали 135 предпринимателям на общую сумму 76 млн рублей. Основные меры – участие в бизнес-миссиях, выставочной деятельности, вывозим предпринимателей в разные страны. На этот год запланирована миссия в США для представителей IT-бизнеса.

По этому направлению экспорт находится в отрицательной динамике. Поэтому строим инкубатор, который будет заниматься акселерационной поддержкой проектов, связанных с высокими технологиями».

Участники круглого стола заметили, что существует достаточно много форм организационной и финансовой поддержки экспортной деятельности предприятий. Однако не все из них известны, поэтому их нужно популяризировать, а экспортную деятельность – сопровождать широкой информационной поддержкой.

Фото – Андрей Озерцов

Сюжет по этой теме
3 декабря 2017, 09:05

ФедералПресс-центр

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.