Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
0

Ухищрения по сбору денег? Почему волгоградцы не жалуют дорожные камеры

Фото: ФедералПресс/Дмитрий Барков

В Волгоградской области все больше водителей жалуются на некорректные начисления штрафов за нарушение правил дорожного движения. Несмотря на кратное увеличение количества камер и выписанных по их данным штрафов, ситуация с аварийностью в регионе почти не меняется. Этот факт наводит на мнение, что камеры установлены не только для снижения ДТП, но и преследуют цель сбора средств. Так ли это на самом деле – разбирался «ФедералПресс».

«Это просто невозможно – за одно нарушение два протокола», «штрафы прилетают просто ежедневно», «не знаю, куда и жаловаться» – такими криками души заполнены форумы и соцсети волгоградских автолюбителей.

В Волгоградской области система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения заработала в полную силу в прошлом году. В Волгограде, Волжском и на основных федеральных трассах почти одновременно ввели в эксплуатацию более 200 стационарных камер. Они стали фиксировать не только нарушения скоростного режима, но и нарушения при парковке и заезды на стоп-линию. На жителей региона и, особенно, областного центра, посыпались «письма счастья» со штрафами. В мае региональное ГИБДД совместно с разработчиками и установщиками систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения отчиталось об итогах работы дорожных камер в течение семи месяцев 2017 года и четырех месяцев 2018 года. Ежемесячно камеры теперь фиксируют не меньше 100 тыс. нарушений, хотя прежде их число не превышало 20 тыс. в месяц.

Привыкаем к закону

Автолюбитель с тридцатилетним стажем Сергей Гладько считает, что в Волгограде в сравнении с другими регионами «достаточно агрессивные» водители. Возможно, сказываются общие депрессивные настроения в регионе, вызванные экономической стагнацией и снижением доходов. Но бороться против этого камеры едва ли могут. Водители уверены – система устроена как ловушка, а в виде «нарушителей» на камеры попадают и реально дисциплинированные водители.

«Есть два принципиальных ограничения по скорости: 60 км в час в городе и 90 км в час по федеральным трассам, – объясняет Гладько. – Камера фиксирует нарушение, если скорость превышена более, чем на 20 км в час. Водитель у себя в голове отмечает, что в случае движения по городу со скоростью в пределах, например, 60–80 км в час, вероятности попасть на штраф нет. То же касается федеральных трасс: при скорости 90–110 км в час предельная планка, с которой начинается нарушение, не достигается. Но подавляющее большинство штрафов прилетает, когда есть дополнительные ограничения по скорости – до 40 км в час в городе и, например, и на участках федеральных трасс до 60 км в час. Водитель едет в городе в потоке со скоростью, например, 63 км в час. Он уверен, что скоростной режим он не нарушает. То и дело по краю дороги мелькают знаки ограничения скорости до 40 км в час, а сразу после них установлены камеры. Надо исключительно внимательно следить за такими знаками».

На некоторых участках неподготовленный водитель может попасть на штрафы до четырех–пяти раз всего за несколько километров.

Сложно приноровиться и к контролю стоп-линии. Первый раз камера фиксирует начало остановки, затем отсчитывает время работы светофора и фиксирует момент выезда. Те, у кого автоматическая коробка передач, например, отпустив педаль тормоза и слегка покатились на последних секундах работы запрещающего сигнала светофора, зацепив колесом стоп-линию, гарантированно получат штраф, хотя сами уверены, что на стоп-линию в момент остановки не заезжали. Но нарушение есть, зафиксировано и за него полагается штраф 800 рублей. Правда, если его оплатить в течение двух недель после выписки, то дается 50-процентная скидка.

На те же 800 рублей оштрафовали председателя волгоградского отделения «Движения автомобилистов», члена регионального ОНФ Армена Оганесяна, который не нарушает ПДД, по его словам, «принципиально». Оганесян пошел отстаивать правду в ГИБДД и запросил запись с камеры. На видео зеленый свет не видно вовсе – так расположена камера, что при дуновении ветра обзор перекрывают ветки дерева. Штраф отменили.

Таких случаев, кстати, немало, но многие предпочитают просто «не связываться» и заплатить. «Я добился, ветки срезали городские службы, но у меня ощущение, что все подобные нюансы с камерами просто не могут быть случайными», – подчеркнул общественник. «Я за то, чтобы камеры были и много, но они должны работать на предупреждение, побуждать не нарушать, а не быть ухищрением по сбору денег с людей», – добавил Оганесян.

Хоть штрафуй, хоть не штрафуй

Описанные уловки вряд ли влияют на общий скоростной режим и порядок на дорогах, но больно бьют по бюджету тех, кто немало времени проводит за рулем.

По мнению многих автолюбителей, настоящей целью внедрения системы является повышение уровня сборов в бюджет, а не реальное снижение аварийности на дорогах. В ГИБДД утверждают обратное – ведомство не преследует такой цели, а дорожные камеры действительно улучшили показатели по аварийности. Начальник центра видеофиксации нарушений областного ГИБДД Лариса Сукачева сообщила, что в 2017 году снизилась аварийность на 5,7 %, что в ведомстве и считают результатом введения камер.

Однако сравнение дорожной ситуации в уже тотально контролируемом камерами Волгограде с соседями по ЮФО показывает, что «камеризация» действительно слабо влияет на безопасность дорожного движения.

Если предположить, что уровень аварийности на дорогах связан исключительно с работой дорожных камер, то тенденция на снижение количества ДТП и числа пострадавших в них должна системно прослеживаться везде. Однако данные об аварийности в четырех крупнейших городах ЮФО, по данным официального портала www.гибдд.рф, этого не подтверждают.

Так, в Краснодаре, население которого 899,5 тыс. человек (официальные данные, но по сведениям МВД реальное население близко уже к 1,5 млн, – прим. «ФедералПресс»), установлено 386 камер – по данным www.driver-helper.ru. Система внедрялась в 2014 году и сопровождалась несколькими судебными разбирательствами из-за того, что камеры работали неточно. Недостоверность показаний оспаривала в суде, кстати, краевая прокуратура. Однако системной тенденции по снижению аварийности в столице Кубани не просматривается. Например, в первом квартале 2017 года здесь погибло десять человек, хотя аварий стало заметно меньше. В начале 2018 напротив, трагедий стало меньше, но уровень аварийности почти сравнялся с 2015 годом. Всего за первое полугодие в Краснодаре случилось 271 ДТП, в которых пострадало 352 человека, а погибло 16.

В Астрахани, где проживает 532 тыс. человек, установлено 216 камер. Дорожных инцидентов зафиксировано 185, в них пострадали 229 человек, двое погибли.

В Ростове-на-Дону с населением 1,1 млн человек, сейчас работает около 450 камер. За январь-июнь этого года здесь отмечено 317 ДТП, в которых 373 ранены и 13 погибли. Два последних показателя выше, чем в первом полугодии 2016 года. Так что и в донской столице прямой корреляции между обеспечением камерами и безопасностью на дорогах не отмечено.

Но совершенно особняком стоит Волгоград с населением 1 млн человек и количеством камер 643 штуки. В одном Волгограде ДТП как в Ростове-на-Дону и Краснодаре вместе взятых – за первое полугодие в Волгограде 544 происшествия, в которых пострадало 694 человека. Но самое удивительное, что в 2015 году, когда волгоградцы действующие камеры могли пересчитать по пальцам, ситуация на дорогах в городе была ощутимо лучше. ДТП три года назад было почти на 40 % меньше, чем в текущем году. Если смотреть по числу погибших в авариях, то снижение в Волгограде вроде бы есть. При этом показатель все равно велик – 37 человек за полгода.

Кстати, в целом по региону в Волгоградской области, но по данным только за первый квартал 2018, аварийность выросла на 11,6 % – до 453 инцидентов, при этом ранено было 625 человек – на 145 больше, чем пострадало в первом квартале уже упомянутого 2015-го. Для сравнения – за тот же период в Астраханской области аварийность снизилась вдвое, а число пострадавших более, чем в 1,5 раза.

Хозрасчет пора прекращать

По данным аналитической службы сети «ФинЭкспериза», в бюджете Волгоградской области 2017 года доля дорожных штрафов составила 1,2 % или 1,6 млрд рублей. Это в девять раз меньше Москвы, вдвое ниже Татарстана, но ощутимо выше сопоставимых регионов – вроде той же Ростовской области. Волгоградская область вошла в десятку субъектов, где величина штрафов превышает 1 % в бюджете. В среднем по стране на эту составляющую приходится только 0,56 % доходной части.

Председатель волгоградского отделения «Движение автомобилистов», член регионального ОНФ Армен Оганесян считает, что работа системы видеофиксации нарушений в Волгограде направлена именно на увеличение сборов. «То, что творится с дорожными знаками в городе, не лезет ни в какие ворота. Половина дорожных знаков, по моему мнению, установлены без обоснования, – говорит Оганесян. – Считаю, что они располагаются не с учетом здравого смысла, а для того, чтобы камера смогла поймать нарушение. Разметка стерта, водителям сложно ориентироваться, а если дорога имеет три полосы в одну сторону, то увидеть водителю знак в крайнем правом ряду, особенно если его загородил крупногабаритный троллейбус, очень сложно. Есть вопросы и по ограничению скорости в городе в пределах регулируемых перекрестков до 40 км в час. Одно дело, если пешеходный переход не оборудован светофором, здесь уместно предостеречь водителя. Но если светофор установлен, целесообразность ограничения отпадает».

Кроме того, на аварийность влияет качество дорожного полотна. Водителям приходится маневрировать, объезжая ямы. Такие маневры как раз и приводят к авариям, поясняет Оганесян. Особенно аварийность увеличивается весной, когда дороги города http://fedpress.ru/article/2018397, несмотря на постоянно увеличивающиеся ассигнования на их ремонт, появляются из-под снега в отвратительном состоянии.

Но не все видеокамеры работают только на бюджет – часть системы создана и эксплуатируется частниками, которым областные власти предоставляют полномочия по установке и обслуживанию камер.

К слову, в Волгоградской области конкурсы выигрывали разные компании, но нет ни одной, работающей на рынке хотя бы три года. Все подрядчики с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, а в конкурсах практически никогда не участвует больше двух организаций. Так, среди подрядчиков есть ООО «Система», чей владелец в разное время был директором сразу трех предприятий ритуальных услуг, причем в разных регионах России. Но если «Система» хотя бы имеет опыт работы с комплексами фиксации, то ООО «Лаборатория цифрового зрения информационные системы», которая, кстати оказывает властям услуги по аренде комплексов фотовидеофиксации за 660,8 млн рублей, создано за несколько месяцев до конкурса, причем для них это первый госконтракт.

Свежий конкурс на «оказание услуг по обслуживанию и эксплуатации передвижных и мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД» на 12,9 млн рублей областные власти объявили совсем недавно. Подрядчику передают в эксплуатацию 36 передвижных комплексов фотовидеофиксации КРИС-П (М) и два измерителя текущих значений времени с видеофиксацией «ПАРКОН». В проекте контракта прописан объем услуги – 138,5 тыс. фактов фиксации нарушений скоростного режима и правил стоянки. Получается 93,5 рублей за нарушение. В Москве, к слову, размер вознаграждения некоторых коммерсантов составляет 230 рублей со штрафа.

По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, частные компании, устанавливающие камеры, могут манипулировать правилами в своих интересах. «Достаточно самим инсценировать три мелких ДТП в одном и том же месте, чтобы оно попало в разряд аварийных. Мне кажется, именно поэтому чиновники разрешают поставить там камеру, и деньги начинают капать», – пояснил Шкуматов.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев также говорит о порочности самого принципа заработка с нарушений. «Если вы кровно заинтересованы, чтобы камеры приносили доход, вы будете устанавливать там, где больше нарушений, но это не говорит о том, что там опасные участки. Бизнес должен получать за обслуживание, а не за вынесение штрафа, эту систему надо менять», – констатирует Канаев.

Собственно, именно изменением в регламентировании этой деятельности наконец занялась Госдума. По сведениям «ФедералПресс», подтолкнули обратить внимание на этот вопрос несколько регионов, среди которых и Волгоградская область. Сейчас документ готовится, но законопроект обещали подготовить к внесению в Госдуму уже в осеннюю сессию. В числе главных постулатов то, что теперь все камеры, даже нестационарные, должны перестать быть скрытыми – соответствующие дорожные знаки будут предупреждать автомобилистов о любой фиксации. «Первым должен быть вопрос профилактики, чтобы люди снижали скорость, а не установка камер ради сбора штрафов», – пояснил депутат Госдумы Александр Старовойтов.

Добавим, что федеральные законодатели также требуют от регионов, чтобы поступления от штрафов стали целевыми и шли только в дорожный фонд регионов. Волгоградская облдума утвердит такую норму уже в сентябре.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.