Самовар – из Тулы, кружева – из Вологды, из Иваново – невесты. Практически каждый регион России имеет традиционный символ, который хотят увезти с собой на память туристы. Севастополь тоже может похвастаться уникальными сувенирами, которых не встретишь нигде, кроме города-героя. Созданы они были совсем недавно, но имеют глубокие исторические корни и уже пользуются большой популярностью у туристов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Свистульки из древнего города
Китайским магнитом на холодильник и ракушкой с надписью, привезенными с юга, давно никого не удивишь. Совсем другое дело часы из шерсти, свистульки древних греков, пряники с картинами и куклы-мотанки в виде героев Крымской войны. Сегодня в моде аутентичные изделия, сделанные по историческим и региональным канонам. Именно такие произведения и поделки и создают в Ассоциации по содействию и развитию ремесленной деятельности «Ремесленная палата Севастополя». Основана она была около года назад по инициативе правительства города на базе АНО «Живая Русь».
Сегодня палата объединяет 70 мастеров, работающих не только в народных, но и современных техниках. Однако сердце ее – традиционные промыслы народов, населявших территорию Севастополя в разные исторические периоды.
«Возрождать древнее ремесло очень трудно, не хватает информации. Все равно мы привносим что-то новое, современное. Мы ездили в этнографический музей в Симферополе, но даже там не смогли найти достаточно информации о ремеслах, которыми занимались народы на этой территории», – говорит «ФедералПресс» председатель «Ремесленной палаты» Татьяна Бахирева.
Мастера возрождают ремесла тавров, скифов и древних греков. Например, Александр Черемисов специализируется на скифской керамике: делает панно, светильники, свистульки-окарины, такие, какие были найдены на раскопках городища в Херсонесе. Стоит такая свистулька в районе 300 рублей. Работы Александра – копии древних изделий.
«Хорошие глины, например, в Балаклаве. Гончары с их помощью возрождают старинные традиционные формы и интересные техники скифов и херсонеситов», – рассказывает Бахирева.
Надеть тюбетейку и съесть картину из пряника
Привезти из Севастополя на память можно не только декоративный сувенир, но и вполне практичную вещь. Мастера «Ремесленной палаты» изготавливают многие предметы, широко используемые ранее в быту. Им и сегодня найдется применение – например, керамическим кувшинам, тарелкам и молочникам, плетеным хлебницам и коробам, книжным обложкам из кожи, одежде из шерсти. Почти все – реплики древних вещей.
«У нас не только русские ремесла, но и крымскотатарские. Изготавливаем головные уборы с традиционной крымскотатарской вышивкой. Она, как правило, делалась золотыми нитками на бархате темного цвета. Обычно это была цветочная композиция, и каждый элемент имел свое символическое значение», – поясняет Бахирева.
Мастер пряничного дела Светлана Гапон по образованию инженер-эколог, однако признается, что всю жизнь была творческой личностью и всегда искала направление для реализации своих идей.
«Из пряничного теста можно сделать абсолютно все: от маленьких тематических изделий до больших объемных композиций. Благодаря различной консистенции глазури можно создавать картины любой сложности. Я очень люблю свое дело, люблю проводить мастер-классы, рассказать и учить людей этому замечательному, интересному, красивому, а главное – вкусному виду творчества», – делится мастер.
Есть в Севастополе и собственная оригинальная роспись по дереву. Автор украшает ею кухонные доски, кувшины, ложки, посуду и другие предметы быта. Правда, использовать их по назначению вряд ли хватит духа – слишком уж красивые.
«У нас здесь сложилась южнорусская роспись. Сейчас мы уже заявляем о том, что появилась именно севастопольская роспись – это эклектика из многих росписей. У нас есть мастер Татьяна Бородова, которая уже 40 лет работает в этой технике. Вместе с ней работает Татьяна Докина. Их стиль росписи не похож ни на один из существующих и в то же время вобрал в себя многие элементы, характерные для других региональных южнорусских стилей», – рассказывает Татьяна Бахирева.
Главным севастопольским сувениром стала медсестра
Совсем недавно мастера «Ремесленной палаты» закончили значимый для города проект «Севастопольский сувенир». Целью проекта было создание сувениров, отражающих исторические, природные и географические особенности региона. Департаментом общественных коммуникаций Севастополя была выделена субсидия на реализацию проекта.
«Более десяти мастеров работали над проектом. И каждый в своей технике создал что-то свое, аутентичное и уникальное. Мы создали эклектичный орнамент, в котором сочетается и таврская, и античная, и византийская тематика. Все основные элементы и узоры разных периодов истории собраны в один орнамент. Мы также создали каталог именно по морской севастопольской тематике», – говорит глава палаты ремесленников.
Один из таких сувениров – настенные часы, сваленные из шерсти, с птицей-символом Херсонеса. Они прекрасно работают и украшают стену в офисе ассоциации ремесленников. Мастер Александр Шаталин сделал целую серию деревянных матросов и солдат. Кукольница Тамара Черныш создала куклу-мотанку «Даша Севастопольская» в честь медсестры – героя Крымской войны. Рост куклы 18 см, в сумочке у нее – вата, бинты и узелок с лечебными травами. Кукол таких много, и их можно купить за 600 рублей.
«Моя кукла – это собирательный образ сестры милосердия. Куклы с золотыми крестами символизируют Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия времен Крымской войны, а куклы с красными крестами – Российское общество Красного Креста, которое было создано в 1867 году», – поясняет автор.
Татьяна Бахирева уверена, что миссия «Ремесленной палаты» гораздо шире, чем создание декоративно-прикладных изделий и возрождение народных промыслов. Это – объединение народов и культур.
«У нас слишком много общего при всей самобытности каждого народа. Если мы посмотрим, например, на вышивку, то увидим, что каждый элемент несет какой-то смысл. Как правило, это продолжение рода, слава роду, много детей, благополучие, гармония и так далее. У нас птички, которые смотрят друг на друга, – это символ взаимопонимания в семье. И такие же птички в татарской вышивке и во многих других. Мы находим то, что должно нас объединить, а не разъединить в наше время. И если мы начинаем читать эти вышивки, узоры и росписи как своеобразный культурный код, то понимаем, что у нас нет оснований для больших разногласий», – считает мастер.
Фото: ФедералПресс / Оксана Порицкая