Предприниматель Антон Горальчук попал в неприятную ситуацию. Из-за невыполнения нормативов по отчислению налогов «Тинькофф Банк» заблокировал его счета и отказал в обслуживании. Чтобы вернуть свои деньги, нужно отдать банкирам довольно приличную сумму – 15 % со счета. «ФедералПресс» поинтересовался у юриста, что следует делать в такой ситуации.
Горальчук вполне легально занимается турагентским бизнесом. 24 августа банк прислал ему сообщение о приостановлении операций в интернет- и мобильном банке и проведении проверки «в целях безопасности». У предпринимателя потребовали документы, подтверждающие, что он ведет легальный бизнес и не уклоняется от уплаты налогов.
ЦБ рекомендует банкам обращать внимание на налоговую нагрузку на предпринимателя. Если он отдает государству меньше 0,9 % от своего оборота, это может стать одним из поводов для проверки бизнеса на чистоту. Однако, подчеркивает Горальчук в своем посте на vc.ru, это условие является не единственным, должны быть и другие «тревожные звоночки». Банки же закрывают на это уточнение глаза и блокируют счета как только увидят низкий налоговый процент.
«В первую очередь под удар попадает низкомаржинальный агентский бизнес, в частности, туристический, где по счетам проходят большие обороты, но с точки зрения Налогового кодекса… доходами для целей налогообложения они не являются, так как принадлежат не агенту, а принципалу», – сообщает предприниматель.
27 августа «Тинькофф» сообщил Горальчуку, что считает нецелесообразным дальнейшее сотрудничество и просил закрыть счет за вычетом комиссии 15 %. «То есть банк решил устроить шантаж и заработать немного (на самом деле, много) денег, понимая, что многие согласятся заплатить выкуп под риском остановки бизнеса и огромных убытков», – пишет бизнесмен. В похожих условиях оказались многие знакомые Горальчуку предприниматели. В целом, полагает он, по стране таких пострадавших могут быть тысячи.
Сам банк под публикацией Горальчука заявил, что его действия полностью соответствуют закону и требованиям ЦБ. «Указанные меры затронули незначительное число компаний. В целом же почти 400 тысяч клиентов «Тинькофф банка» из сферы малого и среднего бизнеса работают без каких-либо ограничений», – сообщается от имени банка.
Банк действительно по условиям договора имеет право на удержание комиссии в случае, если клиент не представил запрошенных документов. Здесь «Тинькофф» и Горальчук расходятся. Банк утверждает, что предприниматель не передал ему каких-то данных. Предприниматель доказывает обратное: судя по выложенной им в сеть переписке, менеджеры вполне удовлетворились полученной информацией и больше ничего не запрашивали.
Конфликты предпринимателей с банками из-за блокированных счетов стали в последние два года весьма распространенным явлением. Банки активно пользуются своим правом блокировать счета фирм и ИП, если заподозрят их в признаках отмывания денег и обналичивания. На практике «под раздачу» попадают и вполне честные предприниматели, которые не прячутся в тень. Блокировка полностью парализует бизнес, потому что как минимум несколько дней приходится собирать документы и доказывать банку свои благие намерения. Иногда доказать не получается, банк все равно для подстраховки решает избавиться от «сомнительного» клиента, причем еще берет немаленькую комиссию за расторжение договора и возврат денег.
Адвокат Коллегии адвокатов Москвы «Барщевский и партнеры» Андрей Цибульский подтвердил «ФедералПресс», что в последнее время случаи блокировки банками счетов участились. «Вольно трактуя положения как ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», так и методических рекомендаций ЦБ РФ (от 21.07.2017 №18-МР) банки включают в типовые формы договоров банковского обслуживания условие, в соответствии с которым банк имеет право удержать с расчетного счета клиента комиссию, в случае закрытия счета в связи с нарушением требований все того же ФЗ-115. Такие условия имеются в договорах «Тинькофф Банка», «Альфа-Банка» и других крупных кредитных учреждений».
По поводу случая с Антоном Горальчуком юрист отметил, что «из приведенного примера не усматривается нарушений клиента в непредоставлении документов, подтверждающих операции по счету, или вторичное блокирование банком операций по счету в течение года».
Чтобы не попасть в подобную ситуацию и не стать «заложником» банка, Цибульский советует предпринимателям принимать превентивные меры. В частности, более внимательно и скрупулезно проверять своих клиентов и контрагентов; изучить договор с банком на наличие пункта о комиссии за его расторжение и узнать, был ли он в договоре изначально или добавлен банком позже (если налицо злоупотребление банка – обратиться к юристу); иметь по возможности больше одного счета; мониторить наличие всех документов по сделкам.
Если блокировка уже произошла, нужно предоставить банку все запрашиваемые документы, при нарушении ваших прав обратиться к юристам для составления жалобы в Центробанк, а после расторжения договора РКО – иска о возвращении незаконно взысканной комиссии, рекомендует Цибульский.
Фото Евгения Трухачева