Компания «Евродон» достаточно часто появляется в информационном поле – птичий грипп, долги, отставка генерального директора Вадима Ванеева и задолженность перед Внешэкономбанком. О том, что на самом деле происходит с агрохолдингом, – в материале «ФедералПресс».
Гендиректор «Евродона» Вадим Ванеев и мнение о его отставке
Неоднократно появлялась информация о том, что Внешэкономбанк продолжит финансирование «Евродона» только после отставки Вадима Ванеева. В компании пояснили, что информация не соответствует действительности, а те источники, которые распространяют эту информацию, пусть пояснят, что они имели в виду и каким документом готовы подтвердить свои сообщения.
«Собирается ли Вадим Ванеев увольняться? Нет, не собирается, работает. Он человек, который создал две аграрные отрасли с нуля, построил и развивает масштабные проекты в АПК, никто лучше него в них не разбирается», – подчеркнули в «Евродоне».
Недокорм птицы, снижение рациона и неблагополучная эпидемиологическая обстановка
Фото: пресс-служба компании «Евродон»
«Для начала стоит уточнить, что эпидемиологическая обстановка – это про болезни людей. Эпидемиологическая обстановка на площадках как была, так и остается совершенно нормальной. Люди здоровы», – прокомментировали в «Евродоне».
В компании отметили, что, если говорить об эпизоотической ситуации (о болезнях животных. – прим. ред.), то тут последовательность событий такова: в прошлом году на предприятии был введен карантин, были проведены специальные карантинные мероприятия в связи с птичьим гриппом, в результате чего было потеряно более 1 млн голов птиц, убытки составили 2,6 млрд рублей.
«Чтобы спасти компанию, Вадим Ванеев отдал ВЭБу 74 % долей в компании. Иными словами, уже год как управление осуществляется через мониторинговую комиссию банка. Все решения, все платежи и договорные обязательства принимаются исключительно через нее», – рассказали в «Евродоне».
«Поголовье и производство было восстановлено за три месяца. Но финансово компания восстановиться за те же сроки не смогла. Возвращение продукции на полки страны и восстановление контрактов потребовало большего времени. Тем временем партнеры, которые ранее доверяли «Евродону», потому что ей управлял Ванеев, стали требовать предоплаты и полных расчетов, рассуждая примерно так: «Одно дело – Ванеев, другое дело – корпорация, у которой и так триллионы убытков и за два года трижды меняется руководство с обнулением стратегии». А может быть, их специально подговаривали одновременно требовать оплаты… Скоро узнаем. В мае «Евродон» прекратил субсидировать Минсельхоз, в июле 2018 года надзорные органы ввели карантин по птичьему гриппу (хотя данные анализов были противоречивы), компании запретили продажи и предписали уничтожить 200 тыс. голов птицы, что создало новые проблемы и увеличило убытки на 160 млн рублей. И в результате всех этих событий у компании возникли проблемы и с закупкой кормов, и с выплатой долгов партнерам и прочее», – подчеркнули в «Евродоне».
Задержки заработной платы и финансовое положение
«Да, задержки зарплат сроком около недели впервые за 15 лет истории агрохолдинга были – в связи с вышеперечисленной цепочкой событий», – ответили «ФедералПресс» в компании, отметив, что сейчас ситуация нормализовалась. По словам представителей «Евродона», свой 15-летний год компания проживает в кризисе.
«Восстановив поголовье и производство после птичьего гриппа и карантина прошлого года, она так и не восстановилась финансово. А с августа еще и развязанная рейдерами новая информационная война, поливающая грязью компанию и ее главу почем зря, так что производитель, отложив все другие дела, мог заниматься только судами за клевету. С февраля 2018 года «Евродон» начал испытывать недостаток средств для операционной деятельности. В мае сменилось руководство ВЭБ, одновременно прекратилось субсидирование со стороны Минсельхоза. В июле на площадках был введен новый карантин. Продажи в регионы прекращены и закрыты», – рассказали «ФедералПресс» в «Евродоне».
По словам представителей «Евродона», 15 августа компания не сумела провести платеж порядка 200 млн рублей своему кредитору ВЭБ и «ВЭБ капитал», которые изначально не только были в курсе всех рисков проекта, но и согласовывали каждую сделку и каждый платеж в течение всего года через специальную мониторинговую комиссию, работавшую в офисе компании рука об руку с Вадимом Ванеевым и его менеджерами.
«Несколько лет подряд я занимаюсь не бизнесом, а его защитой! Где бы были наши проекты, если бы я все усилия вкладывал в них, как было задумано!» – неоднократно подчеркивал Вадим Ванеев.
Информационная война и рейдеры
Фото: пресс-служба компании «Евродон»
«С 16 августа 2018 года, судя по обилию публикаций, в СМИ пошли систематические вбросы негативной, рассчитанной на психологическое давление информации – то о несуществующем банкротстве компании, то о снятии главы, то о перепродаже «Евродона», то о какой-то квартире Вадима Ванеева в Москве (которой нет), то о его доме в Ростове (и его нет), то о «подконтрольных» ему СМИ (каких также нет, разумеется). А совсем недавно кто-то очень старательно распространил видео, как сотрудники компании забивают птицу самым жестоким образом, и сопроводил самыми беспощадными комментариями», – рассказали в компании.
Официальный ответ «Евродона» на это такой: «Служебное расследование, проведенное в компании, определило людей, которые все это сделали, сняли и распространили. Ими теперь занимается прокуратура и следственные органы. Агрохолдинг всячески содействует правоохранительным органам в этом расследовании». Стоит отметить, что любое промышленное производство птицы включает технологии, которые невозможно назвать гуманными, так как само слово «гуманный» означает «человечный, отзывчивый, культурный», что не применимо к ветеринарии и животноводству».
О птичьем гриппе
«Сегодня на предприятии действует режим максимальной биобезопасности. Чтобы объехать все имеющиеся производственные площадки «Евродона», необходимо преодолеть расстояние в 250 километров. А чтобы осмотреть наши 27 площадок и 500 птичников, объекты родительского стада, инкубаторий,мясоперерабатывающие и комбикормовые заводы, нужно не менее двух суток. Птичники максимально удалены друг от друга (не менее чем на 5 км), чтобы исключить распространение вируса», – рассказывает исполнительныйдиректор компании «Евродон»Александр Сохинов.
В компании отметили, что самая сложная ситуация сложилась в 2016 и 2017 годах, когда было потеряно около 80 % стада – 1,5 млн индеек.
«Нам пришлось временно – на семь месяцев – приостановить производственный процесс, прекратить реализацию продукции. Убытки составили 2,6 млрд рублей. Но мы восстановили свое стадо за три месяца. Нынешним летом под карантин попали две наши площадки – и это большой успех, учитывая происходящее в других хозяйствах; пылало пять регионов. Значит, мы хорошо подготовились. Логично предположить, что текущие потери – 212 тыс. голов индеек (ущерб – 160 млн рублей) – мы сможем восстановить за еще более короткий срок», – отметил Вадим Ванеев.
Стоит заметить, что птичий грипп может обнаружиться на любом птицеводческом предприятии.С начала текущего года в России зарегистрировано порядка 60 случаев таких вспышек. Наиболее крупные потери были в Пензенской области, где в одном из агрохолдингов было уничтожено 470 тыс. индеек на сумму около 400 млн рублей.
Вместе с тем в компании «Евродон» не исключают, что нынешним летом птицы на их площадках и вовсе не болели гриппом. «При повторном взятии проб контролирующие органы не обнаружили в сыворотке крови птиц антител», – уточняет исполнительныйдиректор компании «Евродон» Александр Сохинов.
В компании отметили, что недавно было куплено 20 тыс. голов уток. Они станут родителями белой пекинской породы, которую производит «Донстар» (входит в ГК «Евродон»). «Так что правильнее сказать: не «Евродон», а «Донстар», и не единожды, а регулярно, несколько раз в годзакупает за рубежом (и не только в Германии, но еще во Франции, в Англии)родительское, а не прародительское стадо уток, как и индюшат. Подобные партии стоят на рынке более 500 тыс. евро», – отметили в «Евродоне».
О финансировании «Евродона»
Фото: пресс-служба компании «Евродон»
«В целом кредитный портфель компании «Евродон» перед ВЭБ составляет28 млрд рублей. В эту сумму входят затраты на развитие индейководческого проекта (21 млрд рублей), расходы промышленного сегмента группы – компании «Металлдон» и «Ирдон» (5,5 млрд рублей) и восстановление стада от прошлогоднего вируса птичьего гриппа (2,6 млрд рублей)», – прокомментировали в «Евродоне».
По словам представителей компании, коллизия донского сельхозпроизводителя заключается в том, что банковский лимит в размере 17 млрд рублей, который был одобрен на развитие и строительство новых объектов, так и не исчерпан.
«Из этих средств на развитие агрохолдинга ВЭБ выдал компании «Евродон» лишь две трети. Таким образом, на сегодняшнем этапе проект является недостроем: так как не построенными остались комбикормовый завод (еще один), несколько птичников и мясоперерабатывающий комплекс для глубокой переработки. Это самые ключевые и прибыльные производственные объекты, исходя из добавочной стоимости, которую они бы давали, и строился весь расчет проекта. Например, сегодня, чтобы выпускать высоковостребованные колбасы, ветчины, сосиски и деликатесы из индейки, приходится работать в старом цеху, тогда как рядом стоит подготовленная для строительства площадка», – подчеркнули в «Евродоне».
В компании отметили, что ВЭБом предъявляются требования, будто она компания получила финансирование на 100 %, завершила строительство всего технологического цикла.
«Несмотря на недофинансирование, компания работает и производитпродукцию, с начала года уже 70 тыс. тонн. И платит: за время действия кредитных отношений компания «Евродон» выплатила банку порядка 11 млрд рублей (7 млрд рублей – банковские проценты, 3 млрд – основной долг)», – рассказали в компании.
В «Евродоне» отметили, что все равно нацелены на новую стадию развития и других проектов, в том числе связанных с уткой и бараниной.
На данном этапе по утке реализован первый этап проекта, который начался в 2013 году. В производственные мощности, предусматривающие 28 тыс. тонн мяса в год, уже вложено 7,1 млрд рублей. Следующий этап – переработка до 80 тыс. тонн. Для этого компании «Евродон» необходимо еще 5 млрд рублей (кредитует Россельхозбанк): требуется нарастить родительское стадо, расширить инкубатор и построить новые птичники.
Что касается баранины, то у компании «Евродон» проведены многолетние подготовительные работы, есть договоренности с партнерами – мировыми лидерами селекции, есть площадки, подготовлена команда – иными словами, все, чтобы построить производство баранины объемом в 30 тыс. в живом весе в год. Предполагается, что сначала новый проект по баранине стартует в Ростовской области, а затем будет тиражироваться в регионах. Согласно бизнес-плану, инвестиции необходимы в сумме 12 млрд рублей, производственная мощность составит 18 тыс. тонн мяса в убое.
«Как только найдется инвестор, то мы сможем запустить наше новое направление по баранине уже через полгода», – поясняет Вадим Ванеев.
«Это действительно эффективное, современное и, без всякого преувеличения, инновационное производство. Аналогичные крупные проекты намечены к реализации в других регионах России», – приводит «Евродон» слова Владимира Путина, осматривавшего производство в 2010 году.