Закрытие полигона твердых коммунальных отходов спровоцировало в Челябинске мусорный коллапс. Жители массово жалуются на переполненные контейнеры, минэкологии обвиняет подрядчиков в саботаже, те заявляют о многомиллионных убытках, а городские чиновники не видят в этом катастрофы. Эту непростую ситуацию сегодня разбирали на совещании в мэрии.
Челябинский полигон был закрыт 11 сентября. С этого дня почти все отходы, которые выносят из своих домов и квартир горожане, а также производят предприятия, начали вывозить частично на полигон в Урефты, а по большей части – в Полетаево. На этой неделе общественники заявили, что с прошедших выходных из многих дворов не вывозится мусор, контейнерные площадки переполнены, горожане жалуются на неприятный запах и ждут нашествия грызунов и бродячих собак.
«Катастрофы нет!», – заявили в администрации города.
В министерстве экологии региона ранее заявили, что причина мусорного коллапса – якобы в саботаже подрядных организаций, которые массово отказываются от исполнения своих обязательств, «принуждая» к повышению тарифа. Напомним, плата за вывоз ТКО для населения до настоящего времени не менялась, компании работают по старым тарифам, когда полигон был ближе, в черте города. Коммунальщики сегодня вышли к прессе и сделали заявление с объяснением причин своего демарша.
«Мы на этом рынке работаем больше 30 лет, все болеем за город, чтобы он чистый был. Когда 11 числа закрыли свалку, мы в пять часов утра выехали на линию, везли мусор с закрепленных за нами мусорных площадок в Полетаево. Мусоровозы проработали 13-14 часов, но мы смогли сделать только два рейса вместо трех-четырех, которые делали на челябинскую свалку, – рассказал директор ООО «Экоспецбаза» Владимир Зайцев. – Каждый рейс удлинился на 80 километров. У меня пробеги возросли, мы получили большущие затраты. И дальнейшая работа без повышения тарифа приведет к банкротству. У меня долги большие за топливо, запчасти, лизинг. У нас в договорных обязательствах перед «Горэкоцентром» был прописан определенный объем мусора, но физически мы не могли вывезти 35 процентов. Получается, мы каждый день не вывозили тысячу контейнеров».
По подсчетам Зайцева, затраты на топливо составили порядка 4 миллионов рублей, что в два раза больше, чем неделей ранее. Кроме того, для выполнения того же количества рейсов, что и ранее, до увеличения транспортного плеча, предприятиям необходимо закупать дополнительные автомобили и принимать персонал, а это – опять же затраты. Подрядчики требуют поднять тарифы на вывоз мусора в два-три раза, а также разрешить подъезжать к площадкам в ночное время. Сейчас это невозможно, поскольку в Челябинске действует так называемый «Закон о тишине». Кроме того, необходима работа с населением: чтобы не парковали автомобили возле контейнеров, «а то невозможно подъехать», – жалуются перевозчики.
«Финансовых средств должно было быть достаточно. Подрядчики работали на неэффективном транспорте, в том числе и старом. Наверное, с точки зрения экономики это не совсем правильно. ЦКС (Центр коммунального сервиса, один из основных игроков рынка – прим. редакции) же работает на новой технике, более эффективно», – прокомментировал Параничев.
В ближайшие месяцы в Челябинск должен зайти новый региональный оператор, который установит тарифы совместно с министерством тарифного регулирования региона, проведет конкурс на определение подрядчиков, а затем будет отвечать за чистоту на мусорных площадках, переработку и утилизацию отходов. Уже известно, что это будет «Центр коммунального сервиса», однако пока он работает как подрядчик МУП «Горэкоцентра». В свою очередь это муниципальное предприятие до 1 октября работает над засыпкой закрытой городской свалки грунтом и обслуживает не самые экономически привлекательные объекты, в том числе муниципальные. В дальнейшем контроль за городской свалкой перейдет Управлению экологии администрации города Челябинска.
Тем не менее сегодня многие перевозчики действительно разрывают контракты с «Горэкоцентром», чтобы не работать в убыток. Как прокомментировал данные действия вице-мэр Юрий Параничев, коммерческие компании имеют на это право, так как условия договора существенно изменились.
Кстати, подрядчики пожаловались СМИ, что их поставили перед фактом изменения условий работы, буквально за день до закрытия свалки. Однако информация о грядущем закрытии полигона транслировалась городскими и областными властями давно. Соответственно, у участников рынка было время подумать о том, как работать дальше, просчитать риски и будущие затраты, задать вопросы чиновникам.
Отметим, в будущем, когда регоператор начнет работать в Челябинске в полную илу, в пригороде должны появиться мусоропрегрузочные станции, путь до которых станет вновь сокращенным. Возить его дальше будут уже не подрядчики, а другие исполнители. Напомним, полигон в Полетаево – временная мера. Менее чем через год будет построен современный мощный объект в Чишме.
Ранее южноуральские власти одобрили выделение субсидий на затраты по утилизации отходов. Однако получить их смогут не перевозчики, а полигоны. Да и тем придется поработать за свой счет, а уже потом получить компенсации.
«Работы стало больше. Единственное, на что пошли с тарифом, и что определенный риск для нас – это установление субсидий, потому что порядок их получения достаточно сложен. Мы будем принимать отходы ТКО бесплатно, а затем выставлять счета министерству экологии, чтобы нам субсидировали эту разницу, Доказать, что это твердые коммунальные отходы именно от жителей, это наша обязанность. Есть вероятность, что мы не сможем этого доказать», – прокомментировал «ФедералПресс» генеральный директор ООО «Полигон ТБО» Захид Камилов.
Очевидно, что трудности эти легко объяснимы: за расходованием бюджетных средств ведется особый контроль, чтобы не допустить махинаций.
Фото: ФедералПресс / Мария Иванова, Елена Мицих