Во вторник, 2 октября, министерство культуры Бурятии объявило, что новым директором театра оперы и балета (БГАТОиБ) станет Эржена Жамбалова, которая до этого работала художественным руководителем Бурятского государственного академического театра имени Хоца Намсараева. Одновременно с этим стало известно о том, что заявление об уходе из театра подала Дарима Линховоин, занимавшая пост художественного руководителя Бурятской оперы. Новый директор уже заявила, что будет ждать, когда улягутся эмоции в труппе, возмутившейся увольнением прежнего директора БГАТОиБ Аюны Цыбикдоржиевой, а эксперты гадают, на какой ресурс рассчитывает новый интендант театра, откуда уже ушли несколько ключевых артистов. Тем более, что глава республики Алексей Цыденов на встрече с труппой фактически дал установку опираться не на приглашенных певцов из Монголии или танцовщиков из Японии, а на местные таланты. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Старый интендант борозды не портит
«Вся эта операция по смене директора Бурятского театра оперы и балета со стороны выглядит как смена шила на мыло, – заявил «ФедералПресс» бывший директор Новосибирской филармонии и театра «Новосибирск-100» Александр Савин. – Если, конечно, нет каких-то особых политических мотивов для такой рокировки известных в театральных кругах людей, имеющих свои плюсы и минусы, а также примерно равный опыт работы».
Пока аргументы министерства культуры республики, которое объявило о назначении Эржены Жамбаловой директором Бурятского театра оперы и балета, выглядят для специалистов не очень убедительно. «Непонятно, выиграет ли от такой перемены республика, – отметил Александр Савин. – Тем более, что не ясно, на какие особые ресурсы рассчитывает оперный дом, даже учитывая, что его новый интендант 13 лет руководил Бурятской филармонией».
Представляя Эржену Жамбалову, которая последние пять лет была художественным руководителем Бурятского драматического театра имени Хоца Намсараева (ГБАТД), министр культуры Бурятии Соелма Дагаева отметила, что одним из главных критериев выбора нового руководителя стали результаты на прежнем месте работы. По ее словам, ГБАТД по итогам прошлого года стал лучшим по двум показателям, используемым для определения качества работы учреждений культуры. «Мы рассматривали несколько кандидатур, но остановились именно на Эржене Жамбаловой, потому что у нее очень большой опыт, – сообщила министр. – Эржена Зугдаровна – один из самых авторитетных людей в своей сфере».
Кроме того, как отметила Соелма Дагаева, при назначении нового директора Бурятской оперы министерство культуры руководствовалось статистикой. В прошлом году ГБАТД показал 191 спектаклей и концертов, которые посмотрело более 47 тысяч человек. «У нее очень хорошие показатели, – заметила министр, пытаясь подчеркнуть достижения худрука Бурятской драмы. – Там растет посещаемость, прирастает молодежная аудитория».
По цифрам узнаете их
Впрочем, цифры показателей Бурятской оперы по итогам прошлого сезона не уступали данным ГБАТД. Как сообщил «ФедералПресс» руководитель управления по продвижению БГАТОиБ Владимир Иринчеев, за последний сезон театр оперы и балета, имея 600-местный зал, показал 155 спектаклей, увеличив свою аудиторию на 7,6 тысячи человек, а общее количество зрителей превысило цифру в 66,6 тысячи человек.
«Показатели обоих театров сопоставимы, но они оба не используют имеющиеся у них ресурсы, – считает Александр Савин. – Они даже не приблизились к норме, в соответствии с которым театр должен десять месяцев в году показывать шесть раз в неделю не менее одного спектакля, а всего минимум 240 спектаклей в год. Можно сказать, что показатели Бурятской драмы выглядят хуже, если учитывать то обстоятельство, что драматичное искусство изначально должно быть более популярным, чем более сложные для восприятия опера и балет».
В то же время именно ряд финансовых показателей две недели назад стал главной причиной увольнения директора БГАТОиБ Аюны Цыбикдоржиевой. Республиканской Счетной плате, которая стала импульсом для отставки руководителя, не понравилось, что большую часть расходов занимает оплата труда, а театр, имея в штате профильных сотрудников, нанимал балетмейстеров-постановщиков, дирижеров и художников со стороны, хотя это сегодня считается повсеместной практикой театрального искусства. Проверяющих также обеспокоило, что подавляющее большинство госзакупок у театра сделаны «у единственного поставщика», несмотря на то, что театры страны не просто имеют на это законное право, но и широко используют его.
Персоны нон грата
Не случайно решение минкульта Бурятии об увольнении Аюны Цыбикдоржиевой вызвало протесты внутри творческого коллектива. Бурятский театр оперы и балета уже покинул тенор Михаил Пирогов, который в сентябре стал победителем конкурса «Хосе Каррерас Гран-При». О своем уходе из театра объявил монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар, ставших три года назад обладателем Гран-при конкурса имени Чайковского. В прессе уже появились сообщения о том, что труппу также намерены покинуть другие монгольские певцы после того, как посетивший 23 сентября театр глава Бурятии Алексей Цыденов задавал вопросы о том, почему в труппе работает много иностранцев. Среди них – молодое сопрано Батчимэг Самбуу и баритон Намхайн Мунхузул, который получил немало наград в России и Монголии и задействован почти во всех постановках театра.
Дарима Линховоин и Ариунбаатар Ганбаатар
Дарима Линховоин и Михаил Пирогов
Буквально накануне назначения нового директора стало известно еще об одном увольнении из театра, которое может стать ключевым в этой истории. «Всех очень люблю», – написала на своей странице в соцсети художественный руководитель Бурятской оперы Дарима Линховоин, опубликовав фотографию своего заявления. За 43 года работы дочь легендарного певца, народного артиста СССР Лхасарана Линховоина, подготовила целую плеяду оперных солистов, среди которых: Эдуард Жагбаев, Бадма Гомбожапов, Ольга Жигмитова, Аюна Базаргуруева, а победы монгольского баритона Ариунбаатара Ганбаатара на конкурсе Чайковского и Михаила Пирогова на «Хосе Каррерас Гран-При» многие признают исключительно ее заслугой.
Заявление об уходе Даримы Линховоин
Одновременно с этим Бурятский театр оперы и балета отменил творческий вечер еще одной культовой фигуры Бурятской оперы – Галины Шойдагбаевой, который был запланирован на 27 октября. И хотя позже на сайте минкультуры Бурятии был опубликован комментарий народной артистки СССР о том, что «мы рано запланировали концерт», он «перенесен на Сагаалган, а может и на весну», не все поверили этим объяснениям. Тем более, что на собрании коллектива в поддержку Аюны Цыбикдоржиевой Галина Шойдагбаева назвала решение министерства культуры Бурятии «выстрелом в спину».
Собрав последние силы
Новый директор театра уже заявила журналистам, что не является сторонником радикальных мер. «Артисты должны творить в атмосфере успеха, – заявила народная артистка Бурятии и заслуженный работник культуры РФ Эржена Жамбалова, которая планирует вступить в должность в понедельник, 8 октября. – Для общего блага надо, чтобы эмоции улеглись».
Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева не стала скрывать, что основным претендентом на пост художественного руководителя оперного театра, который занимала Дарима Линховоин, является муж Эржены Жамбаловой Саян Жамбалов, который известен не только как режиссер-постановщик, но и как лидер этно-рок-группы «Урагшаа». «Он тоже очень талантливый человек, – подчеркнула министр культуры. – И многое делает для театра».
Супруги Эржена и Саян Жамбаловы
В то же время специалисты считают, что перспективы театра после того, как глава республики дал установку на развитие собственных талантов, туманны. «До сих пор Бурятская опера держалась на нескольких громких именах, на которые ходила публика, – считает Александр Савин. – Конечно, в истории бывали случаи, когда идеи чучхе, как идеологии «опоры на собственные силы», доказывали свою эффективность. Но новому интенданту Бурятского оперного театра, когда из него уходят сильные фигуры, наверняка придется прыгнуть выше головы».
Фото из социальных сетей