В городе Миассе Челябинской области снова неспокойно. Военные действия за клочок земли разворачиваются на острове Веры. В столкновении интересов чиновников и местных жителей дошло до разборок с бензопилой в руках. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Нас пытаются выжить с нашей земли»
Парусный и горнолыжный спорт начали развиваться в Миассе более полувека назад, вспоминают старожилы. Стоянка яхтсменов на озере Тургояк существует давно и до последних пяти лет никого не интересовала. «Любой человек мог прийти и поставить палатку. Потом начались нападки: то одни, то другие структуры пытались нас выселить, но законного основания не было и нет», – говорят спортсмены.
Говорят, остров Веры изначально заинтересовал бизнесмена Олега Сиротина. Он якобы решил возить туда туристов. Привлечь людей должна была легенда, в поисках которой он заказал археологическое обследование территории. Ученые тогда нашли артефакты, указывающие на обитание неандертальцев. Теперь люди приезжают посмотреть пещеры, древние доменные печи, полюбоваться древним чистейшим водоемом и прочее.
«Мы поговорили с Сиротиным и попросили нас не выгонять. Он понял, что законных методов нас выжить оттуда нет», – говорят яхтсмены. В результате никаких конфликтов с бизнесменом не случилось. Однако позже начали появляться другие люди и организации и заявлять якобы о своих правах на этот участок.
«Уже были случаи, когда нам говорили, что приедет какая-то высокая делегация, просили на это время уйти с полуострова, давали слово, что потом мы вернемся и сможем дальше там жить, но когда мы приезжали, все было разобрано», – говорит яхтсмен Максим Соколов.
Яхтсмены – это бизнесмены из Миасса и Челябинска, которые работают в разных сферах, но подружились благодаря увлечению яхтами. Их палаточная стоянка занимает участок земли площадью не более 20 на 30 метров. Говорят, каждый год спасали по несколько человек, которых на озере заставала непогода, когда переворачивались суда или людям не хватало сил доплыть до берега иным способом.
Отметим, остров Веры в настоящее время передан Гослесфондом в бессрочное пользование «Особо охраняемым природным территориям». На правах арендатора организация как раз недавно открыла там туристическую тропу.
«Экскурсиям мы не мешаем, даже пускаем попить чая в нашей беседке, спрятаться от дождя», – рассказал Максим Соколов. Также спортсмены утверждают, что убирают за собой мусор и не наносят иного вреда окружающей среде. Отметим, их палатки стоят на деревянных подставках. Рядом имеются туалет и баня.
«Какие там два туалета загаженных прям на острове Веры – это не очень красиво. Люди приходят туда погулять, посмотреть, кто-то – помедитировать. А тут живут люди, жгут костры, а это запрещено положением о памятнике природы «Озеро Тургояк», – прокомментировал представитель местного отделения «Особо охраняемых природных территорий» Борис Саратцев. – В прошлом году билось с ними министерство культуры, было решение суда о сносе построек, зимой их сносили, а они заново их построили».
На днях палаточная стоянка спортсменов подверглась «нападению»: как рассказали «ФедералПресс» многочисленные очевидцы и участники событий, Борис Саратцев заявил, что имеет устное распоряжение от вышестоящего руководства провести субботник на территории, где стоят палатки. На уборку мужчина пришел с ломом и бензопилой, начал «портить» чужое имущество. Процесс запечатлен на камеры мобильных телефонов, записи имеются в распоряжении редакции. При этом, говорят, защитник природы не предоставил никаких документов, которые указывали бы на незаконное размещение в этом месте палаток. К тому же когда ООПТ брали остров Веры в аренду, они знали о нахождении на нем стоянки спортсменов.
Борис Саратцев не смог подтвердить или опровергнуть информацию о наличии судебного решения о сносе новой палаточной стоянки. Сообщил лишь, что имел распоряжение вышестоящего руководства.
«Что нас возмущает – государственная структура приходит и нахрапом говорит, что выжмет нас с нашей земли, где мы росли, где воспитывали и приучали к спорту своих детей. Мы, может быть, и могли бы подвинуться, но где гарантия, что и с нового места нас не попросят?» – возмущаются яхтсмены.
Спортсмены говорят, что не хотят менять место дислокации, так как Тургояк хорошо подходит для занятий этим спортом: непредсказуемый ветер и течение, достаточная глубина, удобный причал. Местные жители к таким постояльцам претензий не имеют и знают, что жители кемпинга следят за чистотой острова.
В министерстве экологии Челябинской области журналисту «ФедералПресс» сообщили, что палатки на острове Веры ставить можно, а вот деревянные конструкции под ними, а также бани и туалеты запрещены.
Побывавшие в палаточно лагере полицейские не настаивали на сносе палаток.
Впрочем, борьба сотрудников ООПТ за сохранение озера Тургояк выглядела бы более героической, если бы не бросался в глаза любопытный факт: на берегах того же самого озера ведется активное строительство домов и баз отдыха, то есть капитальных строений, к которым претензий не предъявляется. Как ранее писал «ФедералПресс», на «Золотом пляже» построили высотку, в непосредственной близости от водоема. При этом палатки, которые располагались на поддонах и не имели фундаментов, природозащитникам помешали.
Бизнес из воды и воздуха
Озеро Тургояк Миасского городского округа притягивает все больше не только отдыхающих, но и желающих получить от него какие-либо иные блага. Территория акватории охраняется законом, несколько лет назад по ней запретили передвигаться на судах с моторами внутреннего сгорания. До этого многие бизнесмены неплохо зарабатывали на катании туристов. Сейчас таких остались единицы, и большинство, говорят в Миассе, работают незаконно.
Предприниматели на условиях анонимности рассказали «ФедералПресс», что на днях к ним начали приезжать представители государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории» и предлагать заключить договоры, согласно которым бизнесмены якобы должны добровольно жертвовать организации, подчиняющейся министерству экологии Челябинской области, по 50 рублей за каждого перевозимого к острову Веры туриста.
«Когда идет поток туристов, 50 рублей с каждого человека – это серьезные деньги. Ладно, если бы мы потом увидели, на что они потрачены, что что-то сделано полезное для озера, какое-то благоустройство. Но ведь нет такой гарантии. Никто никаких чеков не выдает», – утверждают обиженные яхтсмены.
В ООПТ Миасса эту информацию опровергли.
Много лет назад остров Веры был полуостровом, то есть имел сообщение с поселком Тургояк по земле. Когда коммунальщикам запретили забирать воду для горячего водоснабжения населенного пункта, озеро стало прибывать. Сейчас его границы существенно изменились, и добраться можно только по воде. Получается, деньги неизбежно будут плыть ООПТ от любого, кто хочет возить к пещерам на кусочке суши среди озера туристов. Отметим, один ход яхты до острова стоит порядка 4 тысяч рублей для шестерых путешественников. Есть круизы и дороже.
Информацию подтверждает и директор компании «Тургоякский флот» Татьяна Рауэр. Последние 12 лет она арендовала городской пляж озера Тургояк, а также до введения запрета на передвижение по водоему на судах с двигателями внутреннего сгорания возила туристов на остров Веры.
«Чиновники местного ООПТ используют Тургояк как место собственного обогащения. Зачастую деньги не доходят до организации. Эта система была введена бывшим начальником Зубковым, который сейчас находится под следствием, и уже выявлены несколько эпизодов вымогательства и взяток. Потом Борис Саратцев приходил ко мне на пляж и с моих арендаторов брал по 500 рублей и говорил, что если ему не дадут деньги, то завтра придет областная проверка и найдет нарушений уже на две тысячи. За ним уже следят правоохранительные органы. Тем не менее если ООПТ поймают человека на воде, не составляют протокол, а с каждой лодки берут от 500 рублей до двух тысяч (есть запись)», – говорит Татьяна Рауэр.
По словам Рауэр, ей не раз угрожали расправой, она была подвергнута незаконному уголовному преследованию, за что сейчас получает компенсацию от государства. При этом ее жалобы на действия чиновников якобы остаются без внимания.
«Впервые слышу, что я деньги собирал», – заявил Саратцев и уточнил, что с финансами он дел не имеет, а занимается лишь контролем за соблюдением порядка на уникальном озере. По его предположению, Татьяна Рауэр может быть обижена на то, что ей пришлось убрать с озера свои суда с моторами, а соответственно потерять часть прибыли. Поэтому она якобы и наговаривает на сотрудников его предприятия.
По сути, сегодня любые суда, которые возят туристов на остров Веры, имеют ДВС и являются незаконными. Таким плавсредством пользуются и сами представители «Особо охраняемых природных территорий». По словам Саратцева, у него имеется на это разрешение министерства экологии региона.
Чтобы развеять сомнения в добросовестности выполнения своих служебных обязанностей, Борис Саратцев предложил журналистам «ФедералПресс» выйти в рейд вместе с ним в мае, когда начнется новый навигационный сезон.