Главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин выступил с ключевым докладом на XI Евразийском экономическом форуме в городе Верона (Италия). С его точки зрения, теперешние санкции – это, по сути «казначейские войны», цель которых – получение США доли на мировых рынках. Он назвал и главного тормоза мировой торговли. С его точки зрения, это США. С тем, что санкции мешают развиваться экономикам всех стран, согласны и международные партнеры «Роснефти». Подробности – в материале «ФедералПресс».
Игорь Сечин начал свое выступление с наиболее острого на сегодняшний день вопроса – торговых ограничений и санкций, которые во многом стали инструментом борьбы со стороны США за долю на ключевых мировых рынках. «На мой взгляд, налицо не санкции, а «казначейские войны» с намеренно невнятными – часто двусмысленными – формулировками. Произвол в их применении уже стал очевидным для всех», - заявил Игорь Сечин. По его словам, односторонним ограничениям уже подверглось около трети мировых запасов и пятой части мировой добычи нефти, что является безусловным антирекордом.
«Анализ оснований введения санкций позволяет сделать вывод, что их применение фактически является, скорее, инструментом оказания давления на отдельные государства в целях принуждения к изменению их внутренней и внешний политики в односторонних интересах, нежели мерой международно-правовой ответственности в отношении хозяйствующих субъектов», - говоритглава «Роснефти». При этом «заложниками» ситуации являются не только отдельные субъекты рынка, но и целый ряд стран. Игорь Сечин говорит, что зарубежным партнерам пора готовиться к диктату, ведь результатом односторонних санкций станет потеря значительной части суверенитета и контроля над своей экономической, энергетической политикой многими участниками рынка.
При этом потери от санкций неравномерны. Так, США потеряла от них лишь около 0,6 %, а Германия – целых 40%.
Серьезные последствия для европейской экономики может иметь и обсуждаемый в настоящий момент отказ всех европейских компаний от работы с иранскими партнерами, отметил в своем выступлении глава «Роснефти».
Санкции – это разбалансировка, а не хозяйственные меры
«Казначейские войны» США могут привести к серьезной разбалансировке нефтяного рынка уже в краткосрочном периоде, считает Игорь Сечин. «Текущий спрос и предложение жидких углеводородов на мировом рынке в целом сбалансированы на уровне порядка 100 млнбаррелей в сутки. Однако сохранение стабильности и баланса нельзя назвать долгосрочным трендом, так как на нефтяном рынке пока не сформирован инструмент обеспечения такой стабильности», - отметил он.
Санкции становятся и барьерами для роста мировой экономики. Ведь нынешние действия США, отметил глава «Роснефти», выдают четкую линию, направленную на поддержание собственного рынка за счет использования протекционистских мер и санкций. По оценкам ведущих мировых экономистов, торговые войны будут стоить мировому ВВП 0,5-0,8% – порядка 400-700 млрд долларов в год.
«Де-факто можно констатировать, что страна, которая была двигателем мировой экономики, теперь стала ее тормозом», - заявил Игорь Сечин.Это подрывает доверие к США: односторонний отказ от соблюдения ими норм международного права и нежелание соблюдать решения международных институтов, демонстративный выход из соглашений или требование их пересмотра исключительно в своих интересах делает их все менее надежным и равноправным партнером и в конечном итоге приводит к потере доверия к ним со стороны других стран.
Теперь весь остальной мир, то есть более 95% населения планеты, уже ищет альтернативу сложившейся модели.
Итальянцы не хотят больше «механически» поддерживать санкции
Тезисы, озвученные в докладе Игорем Сечиным, о негативном влиянии политики санкций, которая разрушает европейскую экономику, поддержали и другие лидеры энергетической отрасли, а также политики.
Так, по мнению экс-главы совета министров Италии Романо Проди, в результате санкционнойполитики США европейские страны могут оказаться главными потерпевшими. Текущая динамика европейского товарооборота уже сегодня свидетельствует о том, что Европа движется к самоизоляции, отметил Проди. При этом, если другие участники рынка в той или иной степени могут компенсировать издержки от введения санкций (Россия - за счёт разворота на Восток, а Соединенные Штаты за счёт протекционизма), то у Европы такой возможности, по сути, нет.
Итальянцы все как один высказывались против санкций. Так, мэр Вероны Федерико Сбоаринауказал, что Италия уже немало потеряла от санкций. Вице-премьер, министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини считает, что устранять противоречия между странами нужно "в спокойной обстановке, за столом переговоров, без войн и санкций". Президент Ассоциации "Познаем Евразию" и председатель совета директоров Банка Интеза Антонио Фаллико призвал срочно перейти от слов к делу: предложил итальянским властям проголосовать за отмену санкций. По словам Фаллико, Европа не стремится создавать собственную геополитическую стратегию для защиты своих экономических интересов, которые не совпадают с интересами США. "В течение трех лет в Европе и Италии мы приветствовали заявления различных правительств, среди которых и итальянское, против американских и европейских санкций в отношении России, но они периодически и автоматически продлеваются до сих пор, - отметил он. - Мы должны предпринять все возможное для отмены санкций в Европе и ожидаем, что правительство Италии в Европейском совете 13-14 декабря сможет поделиться с другими странами своим отношением к санкциям".Председатель совета директоров банка «Интеза» профессор Антонио Фаллико заявил, что обратится к правительству и народу Италии с призывом не поддерживать механическое продление санкций в декабре.
«Возрастающая волатильность рынка – это объективная реальность, и будет все больше, я не буду говорить «спекуляций», но всё большенеопределенностей. Вот эта возрастающая волатильность негативно отражается на компаниях. И, как здесь уже отмечалось, существуют определенные ограничения в плане потоков сырой нефти. Они обусловлены теми механизмами, которые нарушают равновесие на рынке, и может возникнуть цепная реакция, когда будут вводиться новые ограничения и будут приниматься контрмеры», - считает главный исполнительный директор Glencore Айван Глазенберг.
Глава BP Роберт Дадли в свою очередь подчеркнул, что состояние рынков нефти в условиях санкций создает риски для мировой экономики. По его словам, к 2040 году спрос на энергоносители будет значительно выше, чем сейчас. «Это сопоставимо с тем, как если бы новая Европа или новый Китай вдруг вышли бы на рынок. Поэтому энергетическая отрасль остро нуждается в инвестициях, чтобы иметь возможность обеспечить этот растущий спрос», - сказал Дадли. Однако в текущих условиях возрастающей неопределенности эксперты предрекают скорее сокращение добычи. «Мы не знаем, как американские санкции повлияют ситуацию с иранской нефтью, но по имеющимся данным будет иметь место снижение на 1 млнкаждый день», - заявил Дадли. Это, по его мнению, создает риски для мировой экономики, поэтому вопрос санкций, уверен он, требует скорейшего решения.
Россия умудряется выигрывать
Нынешний уровень цен на нефть, отметил Сечин, является комфортным для компании и в целом во многом отражает имеющийся баланс спроса и предложения.
Произошедшее в 2014-2017 гг. снижение инвестиций в отрасль в связи с падением цен на нефть будет иметь для отрасли серьезные последствия. Однако «Роснефть», в отличие от других компаний, в этот период продолжила активно инвестировать в разведку и добычу. «У нас, по факту произошел рост на 50%, причем в долларовом выражении, – с 9,2 млрд долларов в 2014 году до 13,7 млрд долларов в 2017 году. В результате, в ближайшие 18 месяцев мы запускаем более 7 новых добычных проектов мирового класса, что еще раз свидетельствует о нашей приверженности стабильному обеспечению мирового рынка», - рассказал Сечин.
Ресурсная база и проекты «Роснефти» сейчас по таким показателям, как прямые операционные и капитальные затраты, является одной из лучших в мире и значительно превосходит показатели нефтяной отрасли США.
«Неверное понимание этих факторов привело к недавним высказываниям некоторых коллег о российских перспективах, вплоть до того, что через 10-15 лет Россия уйдет с мировой нефтяной арены. Конечно, ничего подобного не произойдет. По нашим оценкам, в этой перспективе лидировать будут три нынешних крупнейших игрока – Саудовская Аравия, Россия и США – страны с очень разной организацией отрасли, разной ресурсной базой и разными драйверами роста», - рассказал Сечин.
В завершении своего выступления Игорь Сечинотметил, что у компании имеется много возможностей для взаимовыгодного сотрудничества, и пригласил всех участников панельной сессии на Петербургский международный экономический форум в 2019 году.
«Мы и дальше готовы расширять партнерство по всем направлениям нашего бизнеса и, как и прежде, будем искать источники синергии, чтобы в выигрыше оказался как конечный потребитель, так и сами производители», - подытожил глава «Роснефти».
XI Евразийский экономический форум проходит в городе Верона (Италия). Основная тема которого «Экономика доверия и дипломатия бизнеса от Атлантики до Тихого океана». За три дня – с 24 по 26 октября в различных мероприятиях в рамках форума примут участие более 70 спикеров и около 1100 участников более чем из 40 стран.
Это представители государственной власти, деловых кругов, политические и общественные деятели, дипломаты, эксперты, журналисты из Австрии, Албании, Азербайджана, Армении, Беларуси, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Индии, Ирана, Испании, Италии, Казахстана, Кипра, Китая, Люксембурга, Мальты, Монголии, ОАЭ, Польши, Португалии, России, Сингапура, Сербии, Словакии, Словении, США, Турции, Узбекистана, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Японии и других стран.
В пленарной сессии, помимо главы «Роснефти», приняли участие глава BP Роберт Дадли, президент Фонда международного сотрудничества, экс-главасовета министров Италии Романо Проди, Главный исполнительный директор Glencore АйванГлазенберг, Главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр, а также управляющий директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс.